Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаДело в том, что сегодня в нашем обществе появились тревожные симптомы – отмечаются изменения в состоянии здоровья в худшую сторону у всех и мы, учительство, не исключение, а скорее, наоборот. Любому учебному заведению – школе, училищу, колледжу нужен работник работоспособный, то есть здоровый, так как именно от этого зависит эффективность преподавания. Наше здоровье зависит от очень многого – от нас самих, от обстановки в коллективе, от администрации колледжа и многое другое.
Обращаю Ваше внимание на то, что пережитые ситуации стресса не прибавляют нам здоровье. Следовательно, это проблема, которую нужно решать и не допускать или стремиться к уменьшению ситуаций по возникновению стрессов. Так что же такое стресс?
Понятие стресс было введено канадским физиологом Г. Селье в 1936 г. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (т.н. экстремальным) условиям.
Стресс – это затяжное психическое (эмоциональное) напряжение, представляющее собой чрезвычайное состояние, которое является угрозой для организма и личности. В общем виде причиной возникновения эмоционального напряжения является несоответствие или внутренняя борьба между возможностями организма и психики предъявляемым к ним требованиям – это последняя стадия внутреннего противоречия между «надо» и «могу». Симптомы стресса они всем знакомы: головная боль, повышенное артериальное давление, бессонница, снижение иммунитета, раздражительность, готовность заплакать в любую минуту, неспособность сосредоточиться и так далее. Затяжной стресс преподавателя приводит к развитию эффекта «эмоционального выгорания».
В литературе дается такое объяснение понятию эффекта «эмоционального выгорания» - это эмоциональное истощение, которое снижает рабочую продуктивность. Этот эффект проявляется в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов, когда мы не можем больше отдаваться работе (даже любимой) с таким же воодушевлением как раньше. Попутно возникает равнодушное отношение к людям, а затем даже рождается негативное отношение. Возникнуть может и негативное восприятие себя как профессионала. И это невосприятие себя вовсе непохоже на здоровую неудовлетворенность творческого человека. Это уже другое.
Не будем говорить сейчас о нашей профессии как одной из трудных. Нам и без того это понятно, но мы выбрали каждый для себя именно этот нелегкий труд. Но отметим одно, что наша профессия, а это является общепризнанным, она одна из самых энергозатратных, базирующихся на постоянной эксплуатации всех видов памяти, сопровождающаяся взлетами и падениями, профессиональными страхами и неуверенностью. Простой пример. Изучая одну и ту же тему в разных группах в зависимости от контингента, от погоды и природы за окном получаем разный результат. Этот результат может быть «бальзамом на сердце», а может так огорчить, расстроить и привести к возникновению стресса. А уже, если на следующем занятии семинар, то сразу нужно иметь успокаивающие препараты в кармане. Во время опроса, думаем коллеги согласятся, не всегда, но довольно часто особенно это стало проявляться в последнее десятилетие, мы все испытываем стресс, и приходит в учительскую с репликой: «Лучше не спрашивать!». Но контроль за знаниям он необходим. Надо искать выход из этой ситуации. И наши преподаватели его ищут и находят. (Я это называю так: «Помоги себе сам. Подстрахуйся от стресса»). Мы поэтому вечно в поисках, экспериментируем, используем разные методы опроса, изобретаем свои какие-то. Лишь бы это благотворно отразилось на результатах педагогической деятельности, на здоровье, результатах обучения, то есть чтобы не пострадала эффективность преподавания. Следовательно, ты должен быть здоров и бороться с ситуациями, приводящими к возникновению стрессов, а стресс не оздоравливает – вот и думай.
Это одно обстоятельство.
Другое обстоятельство, которое может привести к стрессовым ситуациям и эффекту выгорания не совсем верно понимаемый профессиональный долг (то есть то самое «надо», которое полностью изгоняет «хочу»). Это когда без исключения силы жизни и души отдаются работе. Мы педагоги, наверное особенно, зациклены на работе «что само по себе и неверно». Работа должна приносить радость, то есть надо и хочу и делаю, то это уже стресс и не только, но и «выгорание», а, следовательно, скачки давления, бессонница и завтра ты работать с полной отдачей не сможешь. Пострадает эффективность преподавателя, это раз, а главное – это «благодатная» почва для возникновения серьезных заболеваний нервной системы.
Психологи утверждают о том, что самочувствие важно не только как показатель здоровья, но и характеризует наш образ «Я». Например, в самохарактеристику «неудачника» почти всегда входит «плохое самочувствие».
А стресс педагога, к сожалению, это не только влияние на самого себя отрицательное, а и на личность обучающихся. Наличие высокой психической напряженности студентов и она у них проявляется агрессивной самозащите. К тому же снижается у студентов процесс своей социализации, следовательно, стресс явление «заразное». И наоборот: открытый, доброжелательный,
Искренний преподаватель оказывает благотворное воздействие на развитие личности своих воспитанников.
Все выше сказанное говорит о том, что нужно уметь защититься от стресса и специалисты рекомендуют систематически заниматься профилактикой стресса и эмоционального выгорания, но вся сложность в том, что преподаватель очень занят всегда и не хватает времени. Но жизнь убеждает нас в том, что делать это необходимо. Для того, чтобы снять эффект выгорания, можно использовать такие методы. (раздаточный материал).
Помимо перечисленных методов, существует и множество других приемов, позволяющих держать себя в приличной эмоциональной форме. Посмотрите их, пожалуйста. (раздаточный материал).
И можно еще посоветовать ориентироваться на наиболее общие правила психологической защиты и сохранения душевного равновесия. (раздаточный материал).
Оригинал работы:
Эффект выгорания и стресс как результат педагогической деятельности
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.