Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Эффект выгорания и стресс как результат педагогической деятельности

11.05.2017 651 971
Постникова Надежда Николаевна
Постникова Надежда Николаевна, преподаватель

Михайловский экономический колледж-интернат

Дело в том, что сегодня в нашем обществе появились тревожные симптомы – отмечаются  изменения в состоянии здоровья в худшую сторону у всех и мы, учительство, не исключение, а скорее, наоборот. Любому учебному заведению – школе, училищу, колледжу нужен работник работоспособный, то есть здоровый, так как  именно от этого зависит эффективность преподавания. Наше здоровье зависит от очень многого – от нас самих, от обстановки в коллективе, от администрации колледжа и многое другое.

Обращаю Ваше внимание на то, что пережитые ситуации стресса не прибавляют нам здоровье. Следовательно, это проблема, которую нужно решать и не допускать или стремиться к уменьшению ситуаций по возникновению стрессов. Так что же такое стресс?

Понятие  стресс  было  введено канадским физиологом Г. Селье в 1936 г. Стресс может оказывать  как  положительное,  так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть  до ее  полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (т.н. экстремальным) условиям.

Стресс – это затяжное психическое (эмоциональное) напряжение, представляющее собой чрезвычайное  состояние, которое является угрозой для организма и личности. В общем виде причиной возникновения эмоционального напряжения является несоответствие  или внутренняя борьба между возможностями организма и психики предъявляемым к ним требованиям – это последняя стадия внутреннего противоречия между «надо» и «могу». Симптомы стресса они всем  знакомы: головная боль, повышенное артериальное давление, бессонница, снижение иммунитета, раздражительность, готовность заплакать в любую минуту, неспособность сосредоточиться и  так далее. Затяжной стресс преподавателя приводит к развитию эффекта «эмоционального выгорания».

В литературе дается такое объяснение понятию  эффекта «эмоционального выгорания» - это  эмоциональное  истощение, которое снижает  рабочую продуктивность. Этот эффект проявляется  в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов, когда мы не можем больше отдаваться работе (даже любимой) с таким же воодушевлением как раньше. Попутно возникает равнодушное отношение к людям, а затем даже рождается негативное  отношение. Возникнуть может и негативное восприятие себя как профессионала. И это невосприятие себя вовсе непохоже на здоровую неудовлетворенность творческого человека. Это уже другое.

Не будем говорить сейчас  о нашей профессии как одной из трудных. Нам и без того это понятно, но мы выбрали каждый для себя именно этот нелегкий труд. Но отметим одно, что наша профессия, а это является общепризнанным, она одна из самых энергозатратных, базирующихся на постоянной эксплуатации всех видов памяти, сопровождающаяся взлетами и падениями, профессиональными страхами и неуверенностью. Простой пример. Изучая одну и ту же тему в разных группах в зависимости от контингента, от погоды и природы за окном получаем разный результат. Этот результат может быть «бальзамом на сердце», а может так огорчить, расстроить и привести к возникновению стресса. А уже, если на следующем занятии семинар, то сразу нужно иметь успокаивающие препараты в кармане. Во время опроса, думаем коллеги согласятся, не всегда, но довольно часто особенно это стало проявляться в последнее десятилетие, мы все испытываем стресс, и приходит в учительскую с репликой: «Лучше не спрашивать!». Но контроль за знаниям он необходим. Надо искать выход из этой ситуации. И наши преподаватели его ищут и находят. (Я это называю так: «Помоги себе сам. Подстрахуйся от стресса»). Мы поэтому вечно в поисках, экспериментируем, используем разные методы опроса, изобретаем свои какие-то. Лишь бы это благотворно отразилось на результатах педагогической деятельности, на здоровье, результатах обучения, то есть чтобы не пострадала эффективность преподавания. Следовательно, ты должен быть здоров и бороться с ситуациями, приводящими к возникновению стрессов, а стресс не оздоравливает – вот и думай.

Это одно обстоятельство.

Другое  обстоятельство, которое может привести к стрессовым ситуациям и эффекту выгорания не совсем верно понимаемый профессиональный долг (то есть то самое «надо», которое полностью изгоняет «хочу»). Это когда без исключения силы жизни и души отдаются работе. Мы педагоги, наверное особенно, зациклены на работе «что само по себе и неверно». Работа должна приносить радость, то есть надо и хочу и делаю, то это уже стресс и не только, но и «выгорание», а, следовательно, скачки давления, бессонница и завтра ты работать с полной отдачей не сможешь. Пострадает эффективность преподавателя, это раз, а главное – это «благодатная» почва для  возникновения серьезных заболеваний нервной системы.

Психологи утверждают о том, что самочувствие важно не только как показатель здоровья, но и характеризует наш образ «Я». Например, в самохарактеристику «неудачника» почти всегда входит «плохое самочувствие».

А  стресс педагога, к сожалению, это не только влияние на самого себя отрицательное, а  и на личность обучающихся. Наличие высокой психической напряженности студентов и она у них проявляется агрессивной самозащите. К тому же  снижается у студентов процесс своей социализации, следовательно, стресс явление «заразное». И наоборот: открытый, доброжелательный,

Искренний преподаватель оказывает благотворное  воздействие на развитие личности своих воспитанников.

Все выше сказанное говорит о том, что нужно уметь защититься от стресса и специалисты рекомендуют систематически заниматься профилактикой стресса и эмоционального выгорания, но вся сложность в том, что преподаватель очень занят всегда и не хватает времени. Но жизнь убеждает нас в том, что делать это необходимо. Для того, чтобы снять эффект выгорания, можно использовать  такие методы. (раздаточный материал).

Помимо перечисленных методов, существует и множество других приемов, позволяющих держать себя в приличной эмоциональной форме. Посмотрите их, пожалуйста. (раздаточный материал).

И можно еще посоветовать ориентироваться на наиболее общие правила психологической защиты и сохранения душевного равновесия. (раздаточный материал).

 

Оригинал работы:

Эффект выгорания и стресс как результат педагогической деятельности




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*