Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАннотация. В статье представлена разработка методики проведения уроков с использованием игровых технологий при подготовке по профессии Сварщик, что способствует активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, стремления к самообразованию и самоподготовке .
Ключевые слова: профессия «Сварщик», игровые технологии в процессе обучения по профессии, интеллектуальная игра.
С каждым годом возрастает объем информации, которую необходимо усвоить обучающемуся. В связи с этим, можно говорить о том, что новые требования предъявляются уже не только и не столько к количественной, сколько к качественной стороне обучения. Во главу угла ставится применение современных образовательных технологий [1].
Таким образом, актуальным становится разработка методического обеспечения для использования игровых технологий в обучении, которые способствуют стимулированию интереса к будущей профессии, развивают мышление, активность, самостоятельность и инициативу.
Появление игрового метода обучения обусловлено требованиями повышения эффективности обучения за счет более активного включения слушателей в процесс не только получения знаний, но и непосредственного их использования.
Как правило, игре предшествует подготовка слушателей, включающая теоретический курс и ряд практических занятий по отработке навыков решения задач. В игре задается сложная модельная реальность и тем самым создаются условия для:
В структуру учебного процесса на основе игры входят:
Преимуществами игровых технологий являются:
Для наглядного примера нами предлагается один из вариантов организации урока с использованием игровых технологий. Урок проводится в рамках изучения междисциплинарного курса (МДК.02.01) Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытым электродом, входящего в профессиональный модуль (ПМ.02) Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом, по теме «Ручная дуговая сварка покрытыми электродами».
План урока с применением игровых технологий
ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом
МДК.02.01 Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытым электродом
Тема 1.4 Ручная дуговая сварка покрытыми электродами
Тип урока: Обобщение и систематизация изученного материала
Цели урока:
Обучающие – повторить и систематизировать полученные ранее знания по темам:
- Сварные соединения и швы;
- Электрическая дуга и металлургические процессы при сварке;
- Оборудование для ручной дуговой сварки;
- Ручная дуговая сварка покрытыми электродами.
Развивающие – развивать активность познавательной деятельности, навыки публичного выступления, внимание, реакцию;
Воспитательные – воспитывать уважительное отношение друг к другу, ответственность за участников команды.
Форма урока: Интеллектуальная игра
Материально-техническое оснащение: столы и стулья для играющих команд, посадочные места для болельщиков, сигнальные лампы желтого и красного цвета, гонг, секундомерное табло, карточки с вопросами и правильными на них ответами.
Пояснения к организации проведения урока: проведение данного урока может быть как в учебной аудитории, так и в зале как отдельно взятое мероприятие. Место проведения зависит от численности группы. В данном случае проводится урок в учебной аудитории в группе численностью 20 – 25 человек. Обучающиеся первого курса, сроком обучения 2 года 10 месяцев на базе основного общего образования, средний возраст обучающихся в группе 16-17 лет. Игра «Брейн-ринг» проводится регулярно в течение учебного года после изучения четырех – пяти тем рабочей программы. Обобщение и систематизация изученного ранее материала происходит в процессе подготовки к игре, то есть, обучающиеся повторяют изученный материал, находят самостоятельно ответы на непонятные для них вопросы или пользуются помощью сокурсников, преподавателя или мастера производственного обучения.
В учебной аудитории группы рекомендуется оформить турнирную таблицу с постоянно заполняющимися результатами проведенных игр. Для того чтобы стать участником команды проводится тестирование. Каждый участник не прошедший тестирование выбывает из команды. Постоянное тестирование и необходимость подтверждения права участия в игре, повышает мотивацию к усвоению знаний каждого обучающегося группы, а также стимулирует более слабых студентов. Так же отборочное тестирование в команду дает возможность каждому обучающемуся группы из зрителя стать участником. Если по результатам тестирования имеется возможность создать еще одну команду, она формируется и имеет право вызвать на «Брейн-ринг» команду первого круга. Таким образом, в течение учебного года формируется три уровня команд: премьер-лига, высшая лига и чемпионская лига. В конце учебного года проводится игра за звание абсолютного чемпиона.
При подготовке игры с точки зрения инструментального аспекта можно выделить следующие проведенные мероприятия: разработка отборочного тестирования; разработка вопросов; правил игры; планирование игры; прогнозирование ожидаемых результатов.
Правила игры взяты с оригинального телевизионного проекта.
План игры имеет три основных этапа: организационный момент, непосредственно – проведение игры, подведение итогов.
Для отбора участников команд были разработаны тестовые задания 1-го уровня, включающие общие вопросы о классификации и видах сварочных процессов, а также об исторических фактах, имеющих место в сварочном производстве.
На следующем этапе использовались вопросы, затрагивающие следующие теоретические разделы:
При подготовке к уроку с использованием игровых технологий, рекомендуется заранее написать сценарий игры с подробным описанием действий ведущих их словами, а также действием участников.
Подробное написание сценария позволит организатору урока – игры более четко контролировать ситуацию при любых вариантах развития мероприятия.
Подведение итогов игры
Подведение итогов и анализа игры проводится совместно с капитанами участвовавших команд. Каждый капитан делает вывод об игре, активности каждого участника своей команды, правильности ответов, версий, которые привели к правильным ответам, победе команды или наоборот проигрышу.
Участникам команд раздается бланк – опросник. Чтобы получить честные ответы, опросники должны быть анонимными. Система оценивания по пятибалльной шкале. Преподаватель, анализируя заполненные бланки – опросники, может вывести средний бал для каждого игрока. Такая форма контроля знаний обучающихся и система оценивания друг друга воспитывает ответственность за принятые решения, помогает увидеть каждого обучающегося глазами коллектива, исключает возможность списывания правильных ответов, использование шпаргалок, а также происходит воспитание через коллектив. Ведь мнение сокурсников зачастую бывает более авторитетным для обучающихся, чем мнение педагога.
В заключение можно отметить, что проектирование процесса обучения с использованием игровых технологий в системе среднего профессионального образования, может давать высокие результаты в освоение профессиональных модулей. Так же можно вывести несколько правил:
1.Проведение интеллектуальных игр, таких как «Брейн-ринг», должно стать системой. Только в постоянстве будут достигнуты положительные результаты в обучении.
2.Игры не должно быть много. Подготовка к интеллектуальному турниру должна занимать первичное место пред самой игрой и охватывать всех обучающихся. Перенасыщение играми может привести к противоположному эффекту, вместо повышения мотивации к обучению наступит эмоциональное выгорание и пассивное наблюдение за происходящим в группе.
Собственный опыт показал, что использование игровых технологий в процессе обучения, требует от педагога тщательного планирования и глубокой подготовки. Конечно, не надо забывать и о требующемся времени. Однако стоит заметить, что использование даже элементов игры в процессе обучения, показало, что большинство обучающихся перестают испытывать затруднения при работе с различной информацией, при публичном выступлении, научаются применять свои знания для решения поставленных вопросов, грамотно формулировать ответы. Обучающиеся становятся более организованными, общительными, коммуникабельными и активными в процессе обучения, а значит стоит играть на уроках.
Список литературы
Оригинал работы:
Проектирование процесса обучения по рабочей профессии «Сварщик» с использованием игровых технологий
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.