Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Статья: Профтехобразованию - быть!

10.05.2017 1778 2979
Кныш Марина Ивановна
Кныш Марина Ивановна, преподаватель

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Труд воспевался в песнях наших

Он был главой, всему глава,

Рабочий был на пьедестале

И им гордилась вся страна.

 

Эти замечательные строки поэта посвящены труду рабочего человека, без которого невозможно представить себе развитую экономику страны. Почему в последние десятилетия рабочие профессии не так востребованы? С самого детства детей убеждают, что рабочая профессия — это не престижно. «Вот будешь плохо учиться — пойдешь учиться в ПТУ, а потом  работать на комбайне, на стройке  или на заводе», — внушают своим чадам родители. И дети начинают понимать, что физический труд — это плохо, лучше всего получить  образование в институте и пойти работать в офис. Падение престижа рабочей профессии является актуальнейшей проблемой современного профессионального образования. Как же так получилось, почему у молодежи пропал интерес в получении рабочей профессии, в освоении настоящего ремесла?

За последние двадцать-тридцать лет произошло резкое падение ценностей труда, деформация всей шкалы профессий, а  из этого вытекает тотальное стремление к получению высшего образования. К вузу стремятся родительские амбиции. При социализме в высшую школу уходило 22 % выпускников школ, сегодня — 75-80%, а требования рынка – 80% среднего и 20% высшего. А ведь самая высокая безработица - среди людей с высшим образованием! Приведу такой пример: 30 лет руководит Калмыкией всем известный Кирсан Илюмжинов.  Только недавно с большим удивлением узнала, что, окончив школу с золотой медалью,  Илюмжинов… пошел работать на завод! И только потом получил высшее образование, и  не одно!

Особая острота нехватки рабочих вызвана не только тем, что дипломированные рабочие не хотят идти работать на завод, но и выбором профессии менеджерского плана среди выпускников школ. Рабочие профессии являются не престижными, так как во всех СМИ упоминаются профессии только менеджерского плана различных сфер деятельности, тем самым популяризируя их, но совсем не упоминаются рабочие профессии. Такого рода смещение интереса СМИ к профессиям менеджерского плана приводит к антипопуляризации рабочих профессий среди молодежи. Однако, в современных условиях на промышленных предприятиях России существует дефицит рабочих профессий.

Рабочие специальности являются малопривлекательными для молодежи, так как ее не устраивают условия профессиональной деятельности: устаревшие производственные технологии, низкая заработная плата, социальный статус в обществе, отсутствие перспективы дальнейшего профессионального роста и развития как личности в целом. Именно по этим причинам резко снизился  приток  молодежи  в колледжи. Выбор рабочей профессии сегодня чаще воспринимается как отсутствие выбора. 

Важнейшими институтами социализации являются учреждения системы среднего профессионального образования, формирующие профессиональную культуру и профессиональные качества будущих специалистов.

Среднее профессиональное образование является исторически сложившейся в России системой подготовки кадров работников для всех видов  отраслей народного хозяйства. Специалисты данного уровня подготовки составляют около трети занятого населения страны.

Не случайно первые училища в России назывались ремесленными. Молодые люди шли туда не только получать профессию, хотя это-главное, их привлекало и полное государственное обеспечение. Тогда они ещё не стеснялись носить профессиональную форму.

Шли годы и в 1958 году ремесленные училища были переименованы в профтехучилища. Престиж рабочей профессии тогда был огромен. Это было время получения социальных благ, квартир, бесплатных путевок в санатории. А сколько в те годы было создано фильмов о рабочих, которые до сих пор смотрят с удовольствием («Весна на Заречной улице», «Девчата», «Большая семья»)! Сколько стихов, прозы и песен было посвящено рабочим! Можно ли сейчас назвать хоть один современный фильм, который бы способствовал повышению престижности рабочих специальностей? Поколение супергероев в новых фильмах подают подросткам другие примеры.

В советское время, в период масштабного строительства не только жилых домов, но и производственных предприятий, рабочие профессии были на пике востребованности и быть рабочим было почетно. Положение рабочего, с материальной точки зрения, было достаточно прочным и независимым. По меркам того уровня уровень зарплаты высококвалифицированного рабочего приравнивался к зарплате инженерно-технических работников (ИТР). Сейчас же, между этими профессиями существует колоссальная разница в сторону ИТР.

Профтехучилище № 45 в Курсавке открылось в 1975 году специально для подготовки рабочих кадров для строительства Большого Ставропольского канала (БСК). В те времена группы крановщиков, экскаваторщиков, сварщиков, строителей и трактористов были переполнены. Ребята с удовольствием овладевали рабочей профессией, чтобы быть причастными к этой Всесоюзной комсомольской стройке. И вот 90-е годы… В профтехучилище стали обучаться в основном дети - сироты и дети из малообеспеченных семей. Стало считаться, что ПТУ – сфера деятельности для неудачников. Начался общий упадок промышленности России, что способствовало сокращению спроса на рабочие профессии. Бурно развивались юриспруденция, менеджмент, программирование, вследствие чего специальности разделились на «модные» и «немодные». «Немодными» как раз стали рабочие профессии, а экономисты - бухгалтера и юристы стали героями наших дней, как когда-то рабочие.

Так что же можно сделать для поднятия интереса молодежи к получению рабочей профессии?  Конечно же, нужно создать современную, эффективную систему профессионального образования, которая должна быть ориентирована на запросы предприятий, способна удовлетворять потребности нашей экономики, привлекать представителей отечественного бизнеса при подготовке востребованных рабочих.

Обеспечение предприятий высококвалифицированными кадрами, которые интересны рынку, востребованы работодателями и подготовлены для участия в модернизации экономики – задача национальной важности.

Назревшие проблемы в системе образования   стали настолько  серьезными, что ими занимаются на высшем уровне.  В Послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом России поставлена задача: обеспечить  к 2020 г. как минимум в половине  колледжах и техникумах России подготовку по наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям  в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями. Правительством Российской Федерации 15 февраля 2015г. утвержден комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования в нашей стране на 2015–2020 годы, в соответствии с которым выделили 50 наиболее приоритетных, востребованных специальностей, нужных для нашей экономики.  Ряд мероприятий в стране направлен на повышение престижа рабочих профессий путем проведения олимпиад профессионального мастерства и конкурсов в рамках движения World Skills Russia.

Необходимо решительное изменение общественного мнения по вопросу значимости разных уровней образования. Сложившаяся ориентация населения на получение молодежью высшего образования имеет плачевные последствия. При массовом характере обучения происходит его качественное ухудшение. Необходим более строгий государственный контроль за качеством подготовки выпускников ВУЗов. А это приведет к переориентации части учащейся молодежи и их родителей на получение среднего и начального профессионального образования. Что особенно важно при имеющейся демографической ситуации.

При решении проблемы образовательной ориентации необходимо опираться на объективные потребности экономики, а не на миф общественного сознания. Так, на уже упомянутом заседании Государственного совета президент частного инвестиционного фонда «Группа ОНЭКСИМ» Михаил Прохоров  отметил, что российским профессиональным образованием не решается вопрос массовой подготовки кадров. «Крупные корпорации самостоятельно решили этот вопрос, но как быть с остальными?», - сказал М.Прохоров.

И здесь необходима большая разъяснительная работа со стороны средств массовой информации, государственных органов и самих учреждений профессионального образования. К сожалению, в современных средствах массовой информации незаслуженно мало внимания уделяется популяризации рабочих специальностей и проблемам развития важнейших отраслей народного хозяйства. Необходимо повысить интерес к данной теме средств массовой информации. Но на эту работу необходимо выделение дополнительных ресурсов.

Мы все хорошо помним, что одним из наиболее эффективных способов вложения финансовых средств в развитие общества являются расходы на образование, в том числе и на его рекламу в современных условиях.

Хотелось бы также обратить внимание и на расширение некоторых социальных гарантий для обучающихся СПО, но поскольку обучающиеся – это молодые люди, у которых есть альтернатива: либо получать пособие по безработице, либо учиться профессии, наверное, было бы правильно стипендию в СПО поднять до уровня пособия по безработице, чтобы эта альтернатива была альтернативой, ориентированной на будущее. Это сейчас стипендия - 400 с небольшим рублей, необходимо повысить стипендию, чтоб повысился престиж обучения в учреждениях СПО.

Со школьных лет молодежь должна знать, какие плюсы в жизни дает рабочая профессия: бесценный опыт практической работы, перспективы молодых специалистов, возможность получения параллельно с работой высшего образования и практически отсутствие требований к стажу.

Мне хочется акцентировать внимание  на том, что молодые люди, выбирая профессию, должны быть уверенны в следующих аспектах своей будущей профессиональной деятельности:

–уровень заработной платы;

–перспектива профессии с точки зрения тех компетенций, которые она требует от работника сейчас и в будущем;

–отношение работодателя к работнику с точки зрения соблюдения трудовых прав,

–влияние условий труда на здоровье работника;

–социальный пакет, безусловно, который предоставляется помимо заработной платы работнику.

Впереди много строек века: мост через Керченский пролив, строительство через горы дороги Кисловодск-Сочи, строительство газопровода в Турцию по дну Черного моря…

Изменился мир – изменились приоритеты. Стоит ли идеализировать прошлое? Это ни к чему не приведет. Надо идти вперед, стремиться к преобразованиям.

Уверена, что ситуация с престижностью обучения в системе профессионального образования изменится в ближайшем будущем  в лучшую сторону, а востребованность труда высококвалифицированных рабочих и уровень  их зарплат достигнут достойного уровня.  

Дерзайте, молодые!

 

Оригинал работы: Статья: Профтехобразованию - быть!




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*