Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Активные методы обучения и технология их применения на занятиях по истории

05.05.2017 584 848
Чуриков Артём Владимирович
Чуриков Артём Владимирович, преподаватель

Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко

Введение

 

Проблема активности студентов, особенно в профессиональном образовании является одной из актуальных как в психологической и педагогической науке, так и в образовательной практике.

Педагоги, отмечая равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов у студентов, пытаются конструировать более эффективные формы, модели, способы, условия обучения. Однако чаще всего активизация сводится либо к усилению контроля за работой студентов, либо к попыткам интенсифицировать передачу и усвоение всё той же информации с помощью технических средств обучения, компьютерных информационных технологий, резервных возможностей психики.

Проблема в обучении показывает, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объёма передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленного учения, включения в него студента на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Теоретический анализ этой проблемы, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию.

Активные методы обучения (АМО) – это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Использование методов активного обучения в системе среднего профессионального образования становится все более востребованным со стороны участников образовательного процесса. Эта группа методов по сравнению с другими формами обучения выступает катализатором диалога между преподавателями и студентами, позволяет им осуществлять продуктивную учебную деятельность в режиме актуального взаимодействия.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения, но в литературе встречается и равноценный термин – методы активного обучения (МАО).

На современном этапе новое содержание исторического образования включает в себя альтернативные подходы к решению и оценке проблем прошлого, анализ ситуаций исторического выбора, нравственную оценку исторических личностей и событий. Рассмотрение этих вопросов без приобретения опыта ведения диалога, спора, дискуссии, без приобщения к творческой деятельности невозможно. Коммуникативный диалог, способность к моделированию и прогнозированию – это те качества личности, которые призван формировать курс истории. Отсюда вытекает практическая заинтересованность преподавателей истории в использовании активных методов обучения.

 

  1. Условия активизации учебной деятельности студентов

 

Активные методы – это методы организации обучения в условиях совместной учебной деятельности. Основная идея реализации активных методов – активизация и актуализация личностного потенциала студентов в организованном групповом взаимодействии.

Активное обучение возможно при осуществлении принципа соответствия результатов обучающего воздействия требованиям, которые предъявляются к специалистам в разных сферах профессиональной деятельности, а также специфических принципов группового обучения: активности, исследовательской позиции, объективации поведения, партнерского общения. Принцип активности реализуется посредством выполнений учебных упражнений, через участие в ролевых и организационно-деятельностных играх. Принцип исследовательской позиции проявляется в проблемных ситуациях, когда студентам приходится «открывать» закономерности группового взаимодействия и свои личные ресурсы. Принцип партнерского общения реализуется в равенстве психологических позиций студентов всей группы.

Основными условиями для активизации учебной деятельности студентов выступают:

−знание сущности психических явлений, подлежащих активизации, их роли и места в психической структуре личности и деятельности специалиста;

−знание структуры и содержания этих психических явлений;

−знание законов функционирования, механизма действия этих психических явлений.

−знание приёмов и способов управления этими психическими явлениями, средств педагогического воздействия;

−подготовка надёжного педагогического инструментария для управления процессами активизации учебной деятельности студентов;

−овладение методикой активизации учебной деятельности студентов, приобретение опыта обучающими в этой области;

−морально-психологическая устойчивость и волевая готовность к преодолению трудностей и срывов, которые могут возникнуть в процессе внедрения в практику активных методов обучения;

−наличие способности критически оценивать результаты достигнутого, не останавливаться в движении вперед, обращаться к достижениям других преподавателей;

−учёт мнения, запросов и потребностей студентов, их отношение к активным методам обучения.

−наличие ярко выраженной профессиональной направленности АМО, максимальное сближение содержания и характера учебной деятельности студентов с содержанием и характером передовых образцов предстоящей практической работы.

В основу структуры методических рекомендаций положено разделение активных методов обучения на общие и частные варианты. В тексте работы даются рекомендации по использования как общих, так и частных методик. В процессе преподавания истории с одинаковой степенью интенсивности используются как общетеоретические методы активного обучения (применимые и в других учебных дисциплинах), так и специальные исторические методы обучения, характерные только для истории. Предлагаем дать подробную характеристику и первым и вторым методам.

 

Оригинал работы:

Активные методы обучения и технология их применения на занятиях по истории




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*