Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаРусский язык богат, велик и могуч. Это утверждение стало хрестоматийным и принимается без возражений. Но можно ли считать, что язык, созданный великими предками, его потенциал, богатства неистощимы? Можно ли утверждать, что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка?
Состояние русского языка в настоящее время представляет собой острейшую проблему для государства. Это объясняется тем, что состояние языка свидетельствует о состоянии самого общества, его культуры, менталитета. Разброд и шатание в обществе, падение нравственности, утрата характерных национальных черт - всё это сказывается на языке, ведёт к его упадку.
Известный литературовед и общественный деятель Д.С. Лихачёв много лет назад впервые использовал достаточно новое в то время понятие экология в необычном контексте –«экология культуры», «нравственная экология». Он писал: «Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природной среды».
В последнее время всё чаще ставится вопрос об экологии языка, непосредственно связанной с сознанием человека, с определяющими свойствами его личности; экология языка является неотъемлемой составляющей экологии культуры. Таким образом, речевая культура - это показатель нашей общей культуры, нашего мышления, интеллекта, это, по словам известного лингвиста Т.Г. Винокур, - «визитная карточка человека в обществе».
В данной статье рассматривается понятие «культура речи», характеризуются компоненты и качества образцовой литературной речи, типы норм современного литературного языка, выделяются способы повышения уровня общей и речевой культуры человека.
Вначале мы попытаемся ответить на вопрос: какова же современная речевая ситуация в обществе?
Сегодня речь наших современников привлекает всё большее внимание журналистов, учёных разных специальностей (языковедов, философов, психологов, социологов), а также писателей, педагогов, она становится предметом их острых дискуссий. Ощущая речевое неблагополучие, они пытаются ответить на вопрос, с чем связано тревожащее многих состояние речевой культуры?
В настоящее время наблюдается заметное снижение уровня общей и, как следствие, речевой культуры. Извечные русские вопросы «что делать?» и «кто виноват?» вполне закономерны по отношению к русскому языку и русской речи.
Следует отметить, что особое влияние на состояние речевой культуры оказывают средства массовой информации. Каждый человек ежедневно испытывает мощное воздействие телевизионной речи, речи, звучащей в радиоэфире или представленной на страницах газет и журналов. Качество этой речи вызывает непосредственный эмоциональный отклик. Именно эта речь служит для многих образцом, основным источником представлений о языковой норме; со средствами массовой информации справедливо связывают и многие болезни языка.
В настоящее время в СМИ резко ослаблена цензура и автоцензура, ранее в значительной степени определявшие характер речевого поведения. В результате этого языковая раскрепощённость, тиражирование языковых ошибок, не встречающих должного отпора, притупляют чувство языковой ответственности. Речевая неряшливость, приверженность штампам, стремление прикрыть банальные мысли «престижными словами» обнаруживаются в многочисленных высказываниях, звучащих на радиоволнах и с экранов телевизоров. Многие передачи, прежде всего, адресованные молодёжи, расшатывают представления о допустимом и недопустимом в публичной речи.
Современная периодическая печать пестрит немотивированными заимствованиями, неумело образованными окказиональными словами (т.е. единичными авторскими новообразованиями), жаргонной лексикой. В речь образованных людей потоками хлынули жаргонизмы и просторечные элементы: бабки, штука, кусок, стольник, чирик, лимон, клёво, зелёные, баксы, пришить, бухать, кайф, балдёж, балдеть, выкачивать, отмывать, отстёгивать, прокрутиться и многие другие.
Общеупотребительными даже в официальной речи стали слова тусовка, тусоваться, разборка, беспредел.
Ругательства, «матерный язык», «непечатное слово» сегодня можно встретить на страницах независимых газет, свободных изданий, в текстах художественных произведений. В магазинах, на книжных базарах продаются словари, содержащие не только жаргонные, блатные слова, но и нецензурные.
Таким образом, свобода и раскрепощённость речевого поведения, снятие идеологических запретов, стремление обновить лексикостилистические ресурсы языка влекут за собой расшатывание языковых норм, снижение уровня речевой культуры разных слоёв русского общества, в том числе и интеллигенции.
Образно говоря, «загрязнение языковой среды», которое происходит при активном участии средств массовой информации, не может не оказывать пагубного воздействия на речевую культуру носителей языка.
Философы, психологи с большой тревогой говорят сегодня об экспансии экранной культуры, вытесняющей культуру чтения. Как известно, чтение оказывает большое влияние на формирование личности: читающий человек иначе мыслит, обладает большим словарным запасом. Однако следует заметить, что культура чтения определяется не только количеством, но и качеством прочитанного.
Анкета, на которую ответили десятиклассники трёх московских школ, свидетельствует о печальном факте: десятки имён, представляющих культурное наследие, для сегодняшних школьников не значат ничего, поскольку они им просто не знакомы. Разрастается трещина во взаимопонимании поколений. Это не может не сказаться и на способности общаться, вести конструктивный диалог.
В этой связи писатель И. Волгин с тревогой замечает: «Есть какая-то тайная связь между ослабевшей грамматикой и нашей распавшейся жизнью. Путаница в падежах и чудовищный разброд ударений сигнализируют о некоторой ущербности бытия. За изъянами синтаксиса вдруг обнаруживаются дефекты души... Язык - неписаная конституция государства, несоблюдение духа которой ведёт к гибели всякую (в том числе и духовную) власть».
По мнению автора, у многих носителей русского языка, в том числе и получающих высшее образование «будущих интеллектуалов», исчезло естественное чувство стыда за грубые ошибки в письменных текстах.
В разных речевых сферах наблюдается заметное оскудение речи на лексическом уровне, её усечённость - на уровне построения высказывания, небрежность - на фонетическом и морфологическом уровнях.
Более категорично об этом пишет языковед Н.Г. Комлев в «Литературной Газете» (8 октября 1997): «Культура речевого воздействия упала до самой низкой черты. Русская речь катастрофически отстаёт от высоких канонов российской словесности. Она становится всё более примитивной, стилистически беспомощной и зачастую вульгарной».
В связи с этим закономерным является обращение к данной проблеме. Качественное повышение уровня общей и речевой культуры личности является важной и актуальной задачей в настоящее время.
Итак, что же мы понимаем под «культурой речевого общения»?
Культура речи - это такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач в сфере речевого общения.
Культура речи содержит три составляющих компонента:
С понятием компонентов речи тесно связано понятие о её качествах. Какой же должна быть правильная литературная речь?
Выделим основные качества образцовой литературной речи:
Норма литературного языка - это общепринятое, образцовое употребление языковых средств. Основными типами норм литературного языка являются:
Неоправданные отступления от норм воспринимаются как речевые ошибки. Очень часто в речи допускаются грамматические ошибки, связанные с употреблением рода существительного: французская шампунь, больной мозоль, заказной бандероль, лакированный туфель, железнодорожная рельса; с употреблением окончаний множественного числа существительных: килограмм помидор, мандарин, пара носок; употреблением предлогов: согласно расписания, благодаря правильного лечения (предлоги согласно, благодаря, вопреки употребляются только с дательным падежом); употреблением глаголов: «Он ложит папку на стол», «слаживать числа», «плотит за проезд». Недопустимо употребление таких форм, как «делов», «ихний, «сыпят» и др;
орфоэпические ошибки, связанные с неправильным произношением и неправильной постановкой ударения: средствá (вместо срéдства), звóнит (вместо звони´т), поня´л (вместо пóнял), áлкоголь (вместо алкогóль), свеклá (свёкла), красивеé (краси´вее), компьютер [тэ], кредо [рэ], диспансер [сэ´];
синтаксические ошибки, связанные с неверным управлением: «вера в победе» (нужно: в победу), «отметить о недостатках» (нужно: недостатки), «оплатить за проезд» (нужно: проезд).
Паронимы (para - рядом, onyma - имя) - это слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Например: адресант - адресат, экскаватор - эскалатор, кворум - форум, контракт - контакт, факт - фактор, обидный - обидчивый, описка - отписка. Среди собственных имён: Эйзенштейн - Эйнштейн, Капри - Кипр, Швеция - Швейцария, Австрия - Австралия.
Омонимы (от греч. homos – одинаковый, onyma - имя, название) - слова, различные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию. Неудачное употребление в речи омонимов может привести к смысловой неточности, например:
В самом деле, выразительность неуместна в тех ситуациях, когда мы не должны вызывать и поддерживать внимание аудитории (бытовое сообщение, разговор между близкими людьми, общение в транспорте, магазине, сугубо информационное сообщение). Более того, выдающиеся ораторы советовали говорить просто, т.е. нейтральным тоном, без использования специальных приемов выразительности, если речь посвящена выдающемуся или трагическому событию, тем самым избегая обвинений в ложном пафосе, надуманности речи.
Безусловно, хорошее владение качествами литературной речи и соответствие её литературным нормам языка – важнейшие пути повышения качества «языковой среды».
В связи с этим следует отметить и большое значение словарей в духовной жизни общества, в интеллектуальном развитии отдельной личности.
Получение полноценного образования невозможно без обращения к словарям. Чтобы избежать ошибок в речи, нужно почаще заглядывать в лингвистические словари, которые являются надёжными помощниками и наставниками. Это один из основных путей повышения уровня речевой культуры человека.
Существуют сотни словарей различных типов: энциклопедические (представляют информацию по разным областям знания, объясняют не значение слов, а понятия, термины), толковые и переводные, терминологические и словари трудностей, словари иностранных слов и этимологические (объясняющие происхождение слов), словари синонимов, антонимов, орфографические.
Уровень общей и речевой культуры личности во многом определяется тем, как эта личность умеет пользоваться словарями. Необходимо подчеркнуть, что образованность человека измеряется не только количеством усвоенной им информации, но и в не меньшей степени осознанием того, что именно он не знает, умением ставить перед собой вопросы и искать на них ответы.
Универсальным справочным изданием, адресованным широкому кругу читателей, является «Большой словарь русского языка», подготовленный издательством «Дрофа». В первой части книги представлены краткие орфографический, орфоэпический, этимологический словари, словарь иностранных слов. Во второй - малые словари, посвящённые трудным случаям правописания (написание Н и НН, слитное и раздельное написание слов, написание прописных или строчных букв). Аналогично построен и «Малый словарь русского языка», в котором в словарной форме представлен материал по основным разделам современного русского языка.
Итак, можно сделать вывод, что общество, в котором свобода слова стала осознаваться как одна из высших ценностей, пришло к пониманию того, что владение родным языком, его богатством – это свидетельство «экологии общей и речевой культуры» нации.
Кроме того, в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, вести диалог.
В какой бы области ни работал специалист, он должен быть грамотным и хорошо владеть родным языком. Поэтому именно сегодня интерес к русскому языку становится осознанной необходимостью для молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и умений.
Богатство русского языка, его огромная роль в жизни страны и на мировой арене обязывают нас серьёзно и внимательно изучать его, постоянно совершенствовать в этой области свои знания, умения и навыки.
Необходимо помнить, что правильность нашей речи, точность языка, чёткость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова.
Без сомнения, каждый образованный человек и прежде всего педагог должен с большим вниманием относиться к чистоте и правильности речи, должен научиться оценивать речевое поведение – своё и собеседников. Ведь каждый из нас несёт ответственность за состояние родного языка, его дальнейшее развитие, обогащение, его место в современном мире.
Список использованной литературы
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.