Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие речи и творчества при обучении английскому языку на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства

20.04.2012 666 8064
Серебряков Григорий Георгиевич
Серебряков Григорий Георгиевич, преподаватель английского языка

Нижнекамский агропромышленный колледж

Для формирования навыков осознанного чтения,  вопросов и ответов, развития речи на английском языке можно использовать картины русских художников.


К каждой картине прилагается словарь с комплектом незнакомых слов. При объяснении перевода слов необходимо опираться на содержание картины, чтобы обучающие сами догадывались смысл перевода слов с английского языка на русский. Отработав фонетическое произношение слов, используя новые слова, как опорную точку при составлении предложений, учитель сам показывает пример составления предложений и вопросов. Для закрепления материала, вопросы к картине записываются на доске и списываются обучающимися в тетради.


Работу по развитию речи обучающихся следует проводить по определенной последовательности, одновременно решая речевые задачи: произношения слов, грамматического строя предложения, умения слышать и понимать произнесенные слова и предложения, умения и эмоционально настраиваться на вид и содержание картины при включении в работу над картиной музыки.


При рассмотрении картины обучающиеся отвечают на вопросы учителя, которые помогают описывать картину, т.е. его свойства, качества, действия, назначения и затем подойти к составлению рассказов.


При описании можно использование совместного описания: учитель задает вопрос, а затем помогает с ответом изучающему язык, начиная предложение: «Это ( Thisisа boy…hemakes…) Надо развивать у изучающего речь, видеть в предложении подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельства места, времени. Необходимо преподавателю научить учащихся строить ответ из трех слов, а затем увеличивать их количество. После завершения ответов на вопросы по картине составить рассказ повествовательного типа. Это составление рассказа из трех, четырех предложений, а затем дополнять, увеличивать предложение с опорой на картину, на вопросы написанные на доске и услышанные ответы товарищей в аудитории. Для развития речи на английском языке при составлении рассказа учителю надо подчеркнуть действие героя картины словесно или музыкально, и уточняя те или иные элементы добиться расширения рассказа по картине. После закрепления и усвоения данного материала на следующий урок, обучающиеся приступают к составлению самостоятельного рассказа, диалога по картине. Все таки в начале урока учителю необходимо помочь в описании картины. Важно учитывать разный речевой уровень обучающихся, индивидуальность, использовать игровые (свободные) формы обучения на занятиях. В текст повествования необходимо включать элементы описания и подсказать средства связи между фразами, а так же аннотацию. После проведения 3-4 диалогов, предложений, оставшееся время ученики выполняют упражнения составленные учителем или проводить подготовку к диктанту с опорой на новые слова.


При описании картины учащимися вопросы учителя должны быть построены так, чтобы с их помощью провести разбор композиции картины (построение, соотношение и взаимное расположение частей) разбор художественных особенностей картины, сочетание красок и через цвет и музыку передать настроение художника. Перед описанием картины необходимо разобрать и поговорить об оглавлении картины вначале на русском языке, затем учитель сам переводит или с помощью обучающихся находит более точное название картины.


Словарная работа по картине. В процессе разбора картины ученики приобретают новые понятия, а с ними и новые слова. Выбирая слова для точного выражения мысли, учащиеся упражняются в употреблении синонимов, антонимов, эпитетов и метафор. Ответы на вопросы к картинам предлагают употребление опорных слов и образных выражений из ранее изученных или предлагаемых слов и художественных текстов. В начале урока можно вводить учителем английские поговорки и выражения, соответствующие картине или обстановке. «There is no place like home» - «Свойдом – самоелучшееместо».


Перечень вопросов, рекомендуемых при описании картины:

  1. Что вы видите вокруг? – what do you around?
  2. Что означает слово? (field, forest) What mean this word?
  3. Что делают герои этой картины? What do the heroes of this picture? (write, cut, arrive, sit)
  4. What means the word “name”? Tell the name of your mum, father.
  5. Repeat please the sound [ou] [ə] [כi]
  6. Find verbs and nouns in this sentence?
  7. Find the articles, model verbs, the adverbs, pronouns
  8. Найди точное слово? Find exact word?
  9. Это правда или нет? Whichisrealword?
  10. Найти типичные слова. Find typical word.
  11. Найди другое слово. Find another word.
  12. Find common word. Назовите одним словом.
  13. Тебе нравится это? Do you like it?
  14. Какое время года? What is the season?
  15. Тебе нравиться купаться, ходить на лыжах, кататься на коньках? Do you like swimming, ski, skate?
  16. Назови окружающие предметы. Tell the names of the things.
  17. Что такое  подлежащее? What is the subject?
  18. Find, please, the subject in the sentence.
  19. Как определяется сказуемое? Find the predicate in the sentence.
  20. Что такое определение? Find the attributive in the sentence.

Содержание занятий

  1. Введение
  2. Занятие 1. Рассматривание картины В.М. Васнецова «Аленушка»
  3. Занятие 2. Рассматривание  картины И.И. Левитана «Золотая осень» 
  4. Занятие 3. Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
  5. Занятие 4. Рассматривание картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору»
  6. Занятие 5. Рассматривание картины В.М. Васнецова «Три Богатыря»

 

Занятие 1. Having good look at the picture «Аленушка» author V.M. Vasnetsov.


I. Цели занятия.

- Учить рассматривать сюжетную картину;

- формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказываниях на английском языке, воспитывать умение понимать смысл образных выражений носителя языка, подбирать эпитеты, сравнения к заданным словам.


II. Записываются новые слова на доске:

Темный – dark [ da:k],  ночь – night [nait];

Бедный – poor [puə],  небо – sky [skai];

Омут – pool [pu:l], лицо – face [feis];

Печаль – grief [gri:f], лес – forest [fכrist].


Отрабатывается произношение этих слов, а затем обучающиеся записывают их в свои словари.


III Учитель обсуждает слова с учащимися на английском языке, задавая вопросы:

1) How could you say in another way? – it is lonely

2) What can be dark? – Sky, night, forest, pool

3) How do you understand the word poorness? – she has old dress, her jacket is colorless

4) How could you say about her emotions? – She looks faceless, penury, poverty

5) Look carefully at the picture, is she hopeless? – Yes she is hopeless girl. Alena doesn’t wait anybody there.

В это время звучит музыка, выражающая настроение девушки. (ЭлегияЖ. Массне)

6) What about this picture? Describe, please this girl.

7) How does she look?

8) Look at her face? is she grief?

9) Tell me please! What happened with her brother.

10) Did she like her brother? Did Alena forbidden Vanya to drink a water from hoof?

11) What surrounds the girl in the picture?

12) What season is here?

13) What  attitude of mind had the artist, when he painted this picture?

14) In what position the girl sits?


IV Учитель рассказывает о картине.

The plot of the picture was taken by author from Russian tale “sister Alenushka and brother Ivanushka” Image of girl attracts with deep sensibility and love. We see a girl, who escaped from village and home in the forest to deep pool to over cry her heart out of body, soul. To weep away her grief that she has got from wicked people.


It is evening. The evening sunset. In the twilight dark is falling on the pine forest, on the water. Lonely sits a girl on the stones. You can see tears on her eyes, her dress is torned, her hair is scattered on shoulders, her fingers are squllzed on her knees.  She hung her head with dark, grief face over her knees. She mourns over her brother.


Nature keeps harmony with emotions of the girl. It is autumn. All around trees look very grief, dark, yellow leaves are falling on the water. The spikes of pines and birches are saving her from villains people and harmful animals. The common appearance of picture is not bright. Dark – green and red – brown colors predominant in this scene everything is dull.


V Содержимое текста размножить и раздать каждому обучающемуся как домашнее задание для чтения и перевода. В последующих уроках подготовить учащихся к диктанту, а в более сильных группах и к изложению по этой теме. При успешном продвижении учебы приступить к составлению самостоятельных диалогов.


VI Проводим анализ урока, даем оценку каждому учащемуся. При помощи заданий ставим цель более интересную, усложненную. В последующих уроках по этой теме можно вводить маленькие стихотворения про природу и английские поговорки, сравнивая их с русскими; например.

A leaf for me                                                       Autumn fires!

A pretty leaf                                                        Sing a song of seasons!

Both red and brown                                             Sometimes bright in all!

Just for me                                                         Flowers in the summer,

Comes floating down                                           Fires in the fall.

a) Куда дерево клонилось, туда и повалилось

As a tree falls, so shell, so shell it lie.

b) Кто спит весной, плачет зимой

They must huger in frost, that will not work in heat.

c) Коси коса пока роса

Make hay, while the sun shines


Занятие 2. Having good look at the pictures «Золотаяосень.Слободка» of author J. Levitan.


I Цели занятия:

- познакомить с картиной, воспитать умение видеть и понимать картину;

- учить отвечать на вопросы, используя в речи сравнения и эпитеты для характеристики состояния природы.


II Повесив картину сбоку доски,  дать обучающимся получше разглядеть ее. Для лучшего восприятия включить музыку П. Чайковского «Осенняя песнь» из цикла «Времена года». Затем учитель зачитывает отрывки из произведений английских авторов или стихотворения про осень на русском и английском языках, в зависимости от уровня знаний английского аудиторией. Например, из произведений И.С. Тургенева «Лес и степь», стихотворений Ф. Тютчева, С. Есенина, английских авторов произведений по литературе Даниэля Дефо, Джека Лондона, Вольтер Скотта на английском языке.


III Учитель вводит новые слова, записывая их на доске:

  1. Деревня – village [vilidз];
  2. Поле – field [fi:ld];
  3. Золото – gold [gould];
  4. Береза – birch [bət∫];
  5. Огород – kitchen garden [kit∫n ga:dn];
  6. Дорога – way [wei].

Отработав произношение слов, переходим к основному занятию, начинаем задавать вопросы по содержанию картины:

  1. Что вы видите на картине? – What do you see in the picture?
  2. Вы видите осень, не так ли?- You see an autumn, don’t you?
  3. Какие деревья нарисовал художник? – What kind of trees painted the artist?
  4. Что можешь о них рассказать? Какие они? – Can you describe them? What kind of trees are they?
  5. Расскажите мне о разнице между деревьями: береза и яблоня? – Tell me about difference between the birch and apple – tree.
  6. Куда течет река? -  Where do you think a river is streaming?
  7. Ты видишь огород? Какой он? – Do you see a kitchen – garden? Is it big or little?
  8. Что вы видите на дальнем плане картины? – What do you see on the back plan of the picture?
  9. О чем подразумевал еще художник? – Aboutwhatmeantheartist?
  10. Почему вы думаете картина такая светлая? – Whyispicturesobright?
  11. Какое настроение она у вас вызывает? – What emotions picture calls in your heart?
  12. Как бы вы сами назвали эту картину? – Howcanyounamethispicture?

IV Затем учитель рассказывает о картине:

Artist Levitan called this picture “ The golden autumn”. You see a simple picture of the river and birches with pines on both sides of the river. The river turns to the left. On the back plan of the picture you see a birth which is well proportioned and light. It looks like a golden tree. Near her grows another tree, it similar like the apple trees, which coincide with the roofs of the village. Near the trees we see a way which begins from the coast of the river. You can propose, that in that place people with horses and carts were crossing the river. The air is transparent at the background of the picture, you see a field coinciding with sky, the day is sunny, the clouds quickly fly to the west, the mild wind is blowing clouds to another places of Russia. It is still and quiet. The nature is going to sleep. In this picture prevail mild, light, bright colors.


V При завершении рассказа учитель задает вопрос слушателям.

1. Каквыдумаете, людидеревниживутбогатоилибедно? – What can you tell about people, who lives in that village? Aretheyrichorpoor?

2. Каквыможетеэтодоказать? – How can you prove your answer? There is no bridge across the river.


VI После повторения слов и выражений подводятся итоги урока, необходимо выделить пассивных и более активных учеников. Дать домашнее задание. На следующем уроке приступить к выполнению диалогической и монологической речи, не забывая правописание слов и предложений.

 

Занятие 3. Having look at the picture of the artist Savrasov A.K. “Rooks have flied”


I Цель урока. Учитель связно высказывает свои впечатления о картине:

- воспитать умение образно рассказывать о русской природе

a) Ввестианглийскуюпоговорку: « Ктождет, тотдождется» “Everything comes to him, who knows how to wait”

b) Стихотворение И. Бунина «Весна»

Бушует талая вода,

Шумит и глухо, и протяжно,

Грачей пролетные стада

Кричат и весело, и важно.

с) Английское стихотворение: Itisspringagain

It is good to be back. It is good to plant. I am happy and merry.

 At the soil again and to sow again. I sing again.

Out in the garden to dig and to rake. Because today.

To work again and to work all day. It is spring again.


II Look at this picture of artist A. Savrasov

1) What attracts you in this picture?

2) Do you see a church with the bell and many many rooks an the tree?

3) What can you say about rooks.

4) Do they gather nests from twigs and lay them on the branches of the trees.

5) Are the rooks flying back to their native places in spring?

6) Can you hear rooks hubbub from the rooks nests?

7) Tell me, please about trees?

8) How do the birches look like?

9) What difference of colors of birches in the upper twigs and on the trunk below the middle?

10) Is the lake near the birches?

11) Do you see grey roofs of the village?

12) Are there much snow in the field?

13) Is snow grey and yellow? Why it is, so?

14) What kind of clouds are flying over the village and fields?


III Далее записываются новые слова на доске:

Грач – rook [ru:k]

Гомон – hubab [h۸b۸b]

Ветка – twig [twig]

Кривой – curve [kə:v]

Ствол – trunk [ tr۸ηk]

Ответвление – branch [br۸nt∫]

Далее следует рассказ учителя о картине, при этом можно включить музыку Б. Дварионаса «Прелюдия».

The artist Savrasov gave the name to the picture “Rooks have flied”. The picture has good impression. You feel the influence from your childhood. In front  plan of the picture you see the old curved birches where settled rooks for preparering the nestles. You see the ice and snow on the earth and on the lake. On the back plan of the picture you see wooden fence which is lighted by spring sun? then you can see bell tower with cross on the top. They grey and yellow snow on the earth and fields shows that  the winter has gone and coming a spring with brooks and streams. This frugal landscape is future offspring. With the joy full spirit you  look at the sky, birds and village, and hope  that after the spring will come a summer.


IV Заключительный этап урока. Анализ урока, затем учитель дает домашнее задание: выучить слова, стихотворение про весну на английском языке, их выписать и выучить наизусть. Дать план составления рассказа про картине «Грачи прилетели».


Занятие 4. Тема: “Having good looks at the picture painted by artist J.Shishkin “Sunrise in the pine forest”


I Цель урока. Познакомить с содержанием картины, помочь почувствовать ее художественный образ, учить описывать медведей и окружающий пейзаж.

a) вводим поговорки на английском и русском языке. He that fears every bush must never go a birding. Тот, кто боится каждого куста, не должен ходить на ловлю птиц.

Звучит музыка В. Салманова «Утро в лесу». Учитель читает стихотворение И.С. Тургенева «Лесная тишь»:

Лесная тишь, лесная тишь!

Какой отрадой веешь ты!

Каким всесильным волшебством

Ты будишь грезы и мечты

И солнца луч, как бы сквозь сон

В глухой тени живых ветвей

Едва трепещет и скользит

Ручей таинственный журчит

The white bear

The water in sea is cold,

It is as cold as ice,

But I am not afraid at all

My coat is worm and nice


II Записываем новые слова на доске

Pine [pain] – сосна

Bear [beə] – медведь

Fur [fə:] – шуба

Wild [wald] – дикий

Primeval forest [primeval fכrist] – дремучийлес

После тщательного просмотра картины и отработки произношения слов и выражений, учитель задает вопросы на английском языке:

  1. How did the artist depicted the sunrise in the pine forest?
  2. Who came out from a thicket forest?
  3. How they feel themselves near their mother?
  4. Describe the pines in the picture.
  5. What do you think looking at the picture?
  6. What is the main subject in this picture?
  7. Why do you think so?
  8. Is the pine – forest situated far from peoples settlement?
  9. Who is the host in the that places?
  10. Where can you see the places like this in Russia?
  11. Is mother – bear ready to save her kids from another animals?

III Учитель рассказывает содержание картины на английском языке.

There is a pine forest. You think about a forest life during the day-time and when all are going to sleep at night. Early morning in the forest. The nature is not touched by human’s hand. In front plan of the picture is a bear family: mother bear and her four kids. They went for a walking after breakfast. May be bear’s lair is situated not far from these trees, so bear kids decided to play on the broken pine – tree. Far off in the east of forest sounded the echo, all bears are busy with their interests, only one bear – kid turned his head to this side of the forest. World of the nature and animals life is going by their own law. Birds and animals in this pine forest live unrestricted easily. Only storms, rains and snows can disturb the wild forest. The artist descript the beauty of the nature that  was untouched by man, who leaves near the places described by artist, its name is «ШишкинХутор».

IVИтоги урока. Домашнее задание.


Занятие 5. Having good looking at the picture V.M. Vasnetsov “Tree heroes”


I. Цели урока: отвечать на вопросы связанно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж, рассуждать о характерах героев и настроении картины, использовать в речи синонимы и сравнения, дать представление о метафоре. Учитель записывает новые слова на доске:

Богатырь – hero [hirou] athlete [əeөlit]

Смелый – brave [breiv] valorous [vəelrous], valiant, boun – worrior, sodjer,

Борец – fighter, wrestler, powerful

Написать: сравнения, антонимы.


II Записываем поговорки на английском, на русском языках:

They that take the sword shall perish with the sword – кто берет меч, тот погибнет от меча.

Читаем стихотворение на английском языке:

The more we are together, together, together

The more we are together, the merrier we shall be

For your friends are me friend

And me friends are your friends

The more we are together, the merrier we shall be

Звучит музыка из оперы «Хованщина» М. Мусорского «Рассвет на Москве-реке» Учитель читает отрывок из былины: Тут все богатыри, все святорусские, садились они на добрых коней, и поехали раздольецем чистым полем…. А со стой горы да со высокой, усмотрел старый казак, да Илья Муромец….. и подъехал он к богатырям ко святорусским, рядом с ними стал…


III Отработав фонетическое произношение слов переходим к постановке вопросов по картине.

  1. What do the heroes in the field?
  2. What is the aim of the heroes?
  3. Tell me please, the names of the heroes.
  4. What kind of arms do they have?
  5. How look the horses of the heroes?
  6. Where did you see defense clothes in our time?
  7. Do these heroes like homeland?
  8. What do you like think about heroes, are they ready to defense motherland from enemies?
  9. Look at the sky. Is it brown and cloudy?
  10. Who is peering at the distant?

IV Учитель начинает рассказывать на английском языке о героях картины:

On the frontier post are three Heroes. Ilya Muromets, sits on a stout horse. Ilya has a good kind face, he is peasents son. You feel that he is very strong and powerful. Ilya has a stout and mighty horse. The hero is well armed, in his hand hangs an iron stick with the bulb at the end. You can see the arrows in quiver and a spear on the left hand with shield, Ilya dressed on iron dress, made from little rings, and iron helmet. He peers watchful to the out field and he is ready to rush in the battle with enemies, but he and his friend calm. Ilya loves his motherland and honestly services to it.


There is Dobrynya Nikitich from the right hand of Ilya Muromets. Dobrynya has fair hair, and beard, and straight nose. He is skilful in shooting with arrows, in battles, swimming. Dobrynya has a sword in his right hand? His arm ours is made from iron. The people of Russia love this hero, who is ready to defend them.


The third hero is a son of a priest. He sits on a sorrel horse. He is not very strong, as the other heroes, but he is quick, light in movement Alesha is ready to take out his arrows from quiver and shot at the enemy.


The heroes are different in ages, but they all are sitting on the horses and have the aim to defend motherland from enemies. Behind the hills is Russia, the sky is light and the sun shines brightly.


V Анализ урока. Домашнее задание: придумать концовку рассказу с описанием характеров богатырей, оружия, имеющегося у них, также описать поведение коней в бою, сказать чем их кормят богатыри перед боем, есть ли у них собаки.


Литература

  1. Развитие речи и творчества дошкольников. Москва 2005 г. А.С. Ушакова
  2. Русские пословицы и поговорки и их английские аналоги. Москва. Санкт – Петербург 2007 г. Автор Ю.В. Бодрова
  3. Объяснительный текст к картинам по развитию речи. г.Москва. «Просвещение» 1986г. Автор С.М. Мельникова
  4. Английский для малышей г. Минск 2005 г.
  5. Русские пословицы и поговорки г.Москва 1988 г. составители Ф.М. Селиванов, Б.П. Кирдан, В.П. Аникин

Материал:

  1. В.М. Васнецов «Аленушка»
  2. И.И. Левитан «Золотая осень»
  3. И.И. Шишкин «Утро в сосновом бору»
  4. А.К. Саврасов «Грачи прилетели»
  5. В.М. Васнецов «Три богатыря»

Музыкальное приложение:

  1. Голоса птиц, лес, дождь, гроза
  2. Море, прибой, шторм
  3. Шедевры классической музыки. г.Волгоград 2011 издательство «Учитель»



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*