Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Междисциплинарное взаимодействие преподавателей цикла ОП, как основа формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов

25.04.2017 1552 2537
Прудникова Татьяна Юрьевна
Прудникова Татьяна Юрьевна, преподаватель

Паденок Ирина Николаевна
Паденок Ирина Николаевна, преподаватель

Михайловский экономический колледж-интернат

Новый образовательный стандарт (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования ФГОС СПО) направлен не только на формирование определённых знаний и умений, но и на развитие личности обучающихся – воспитание чувства ответственности, умения и желания учиться на протяжении всей жизни и умения работать в команде. Все эти и другие необходимые для успешной профессиональной деятельности качества входят в содержание общих и профессиональных компетенций (ОК и ПК), которые представляют требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

В соответствии со словарём-справочником современного российского образования общая компетенция – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов деятельности. В ФГОС нового поколения подчёркивается необходимость использования активных и интерактивных методов обучения, так как для формирования общих компетенций обучающиеся обязательно должны принимать активное участие в процессе обучения.

Использование активных форм и методов обучения в формировании и развитии профессиональных компетенций специалистов имеет огромное значение, столь необходимых для конкурентно-способного профессионала в современных условиях, когда работодателям выгодно иметь в своём штате высококвалифицированного, мобильного, воспитанного, адаптированного работника, умеющего принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, владеющего современными технологиями.

Междисциплинарное взаимодействие - это комплексная связь между содержанием отдельных учебных дисциплин и профессиональных модулей, посредством которых достигается внутреннее единство программы подготовки специалистов среднего звена. В данной системе межпредметные связи работают на реализацию профессионального стандарта, формирование определённых стандартом общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций. Общие и профессиональные компетенции, представленные в ФГОС, не могут быть сформированы в рамках освоения студентами одной учебной дисциплины и требуют организации методического взаимодействия на межпредметном уровне.

Реализация требований ФГОС СПО по формированию профессиональных компетенций определяет ответственность образовательной организации за качество подготовки специалистов среднего звена. Исходя из этого, актуализация всех видов учебной деятельности, формирующих требуемые компетенции, является насущной задачей при организации образовательного процесса.

Существенную помощь в этом оказывают междисциплинарные деловые игры.

Деловая игра - это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации.

Деловая игра содействует развитию теоретического и практического мышления будущего специалиста, воспитанию у студентов таких необходимых «производственных» качеств как способность принимать решения, умение конструктивного подчинения, формированию и развитию умений и навыков, способствующих более успешной социализации выпускников.

 Характерными признаками деловой игры являются:

  • Распределение ролей между участниками игры.
  • Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.
  • Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.
  • Наличие управляемого эмоционального напряжения.
  • Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

Участвуя в деловой игре, студенты имеют возможность проявить свои профессионально важные личные особенности и качества.

Знания, умения и навыки студентов, полученные в процессе обучения, а так же профессионально важные качества являются основой для формирования профессиональных компетенций. Но необходим еще опыт «производственной» деятельности.

Деловая игра ценна именно тем, что дает опыт профессиональной деятельности еще до прохождения практики и этим создает условия для реализации знаний в профессиональной деятельности и, следовательно, для формирования профессиональных компетенций.

Поэтому основными целями деловой игры являются формирование умения применять теоретические знания в практических ситуациях и формирование профессиональных компетенций студентов.

Известно, что подготовка и проведение деловой игры — процесс, требующий значительных усилий. Кроме того, в междисциплинарной деловой игре должно быть задействовано несколько педагогов, работающих на единый результат, требующий наличие необходимых компетенций. Однако, если игра выстроена правильно, то ее алгоритм обеспечит высокий эффект обратной связи.

В нашем колледже стало уже традицией проведение деловой игры «Налоговый инспектор» (специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»). Эта деловая игра проводится на третьем курсе по окончании изучения курса МДК 03.01 Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Опыт проведения этой игры показывает, что для ее организации требуется тщательная подготовка:

-определяется цель игры;

-описывается игровая ситуация;

-формулируются правила проведения игры;

-подготавливается реквизит;

-определяется система оценивания результатов игры (оценочный лист).

 В процессе проведения деловой игры:

-отрабатываются различные профессиональные действия студентов;

-значительно активизируются  междисциплинарные связи;

-реализуется  творческий потенциал студента;

-преобладает доля групповой и парной деятельности студентов;

-формируется умение студентов работать в команде;

-студенты учатся самостоятельно организовывать свою деятельность;

-повышается  мотивация студентов к освоению будущей профессии;

-растет самооценка студентов;

-занятие проходит в обстановке состязательности. 

Проведение деловой игры «Налоговый инспектор» способствует формированию у студентов общих и профессиональных компетенций по МДК 03.01 «Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами».

Общие компетенции:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
  • организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
  • принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
  • осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
  • брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;
  • ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции:

  • формировать бухгалтерские  проводки  по  начислению  и  перечислению  налогов и сборов в бюджеты различных уровней.

Критерием оценки формирования профессиональных компетенций является количество набранных баллов по итогам деловой игры.

Подготовка такого занятия трудоемка и требует от преподавателя определенных навыков, в том числе умения конструировать игровуюьситуацию в зависимости от содержания учебного материала и его направленности на формирование профессиональных компетенций.

Но студенты ждут такие занятия, откликаются на все просьбы преподавателя о помощи в их подготовке, с удовольствием участвуют в них, а затем обсуждают и с юмором вспоминают о своих ошибках.

Подводя итог, хочется особо подчеркнуть то, что описанная в данной статье методика активного обучения позволяет значительно повысить качество усвоения студентами учебного материала. А чем лучше поняты и усвоены знания, тем больше стремление и желание обучающегося применить свои знания на практике, тем выше его мотивация дальнейшей активной учебно-познавательной деятельности.

 

Оригинал работы:

Междисциплинарное взаимодействие преподавателей цикла ОП, как основа формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*