Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Деятельностно-компетентностный подход и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в практико-ориентированном образовании

24.04.2017 739 1199
Демин Олег Викторович
Демин Олег Викторович, преподаватель

Липецкий металлургический колледж

Основной целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня, конкурентоспособного на рынке труда,  конечной целью формирование его общих и профессиональных компетенций. Выпускник, который будет жить и работать в 21 веке, должен обладать определенными качествами: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;  критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; быть способным генерировать новые и профессиональные идеи; грамотно работать с информацией; самостоятельно трудиться над развитием собственного интеллекта.

В процессе образовательной и  воспитательной деятельности необходимо использовать современные технологии. Одной из таких технологий является  информационно-коммуникационная технология далее - (ИКТ).

ИКТ в практическом обучении основывается на:

  • педагогических программных средствах;
  • умении педагога управлять программными средствами и информационно-технологическим обеспечением;
  • более высокой мотивации и активности студентов, вызванной интерактивными свойствами компьютерной техники.

Проведение занятий по техническим дисциплинам требует применения ИКТ, в процессе обучения. Изучение дисциплин «Основы электротехники», «Электротехнические измерения» проводится с использованием  комплекта мультимедийного оборудования, который  представлен персональным компьютером,  проектором  интерактивной доской компании Smart Board. В процессе проведения учебных занятий применяется  весь комплект оборудования  и все те возможности, которые он предоставляет. Интерактивная доска используется как для показа  презентации, так и для контроля усвоения знаний студентами, учитывая  ее интерактивные функции. Для обеспечения наглядности теоретического  материала  в программе Power Point разработаны и успешно демонстрируются презентации по дисциплинам «Электротехника», «Электротехнические измерения», МДК 0201 Типовые технологические процессы обслуживания бытовых машин и приборов. В структуру слайдов презентаций, помимо фото и видеоматериалов, внедрены файлы, наглядно представляющие рассматриваемый процесс, в том числе имеющие интерактивные элементы. Такие файлы были разработаны в программе  «Macromedia Flash» и с помощью программных средств внедрены в презентацию. Кроме разработанных презентаций Power Point,  в работе  активно применяются: распространяемые бесплатно программный комплекс «Начала электроники» и OMS- плеер. Программный комплекс  «Начала электроники» позволяет в доступной и наглядной форме моделировать электрические цепи, практически подтверждать основные законы электротехники, задавать параметры элементов цепей, производить основные виды измерений. С помощью данной программы реализуется самостоятельная работа студентов, как в процессе контроля с применением интерактивных функций доски, так и при выполнении домашнего задания. Использование OMS- плеера и подключаемых модулей по электротехническим дисциплинам позволяет значительно расширить возможности наглядного представления дидактического  материала и обеспечить возможность контроля знаний по изучаемой тематике.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 предусматривает усиление прикладного, практического характера обучения, адекватность его современным требованиям промышленности, науки и общественной жизни. В связи с этим предполагается  обращение к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов. Создание практико-ориентированной образовательной среды в профессиональной образовательной организации требует применения, в том числе и ИКТ как составной ее части.

В основе практико-ориентированного образования лежит сочетание фундаментального образования и профессионально – прикладной подготовки. Существует несколько подходов к практико-ориентированному обучению. На наш взгляд, в наибольшей степени отвечает современным требованиям деятельностно - компетентностный подход (Яллалов Ф.Г. «Деятельностно - компетентностный  подход к практико-ориентированному образованию»). Такой подход предусматривает приобретение,  кроме знаний, навыков и умений, еще и опыта практической деятельности. Овладение профессиональными компетенциями в полной мере невозможно без приобретения опыта. Компетенции формируются в процессе деятельности и для будущей профессиональной деятельности, по мнению профессора Ф.Г. Яллалова опыт деятельности приобретает статус дидактической единицы, это означает, что  традиционное: ЗНАНИЯ-НАВЫКИ-УМЕНИЯ дополняются инновационным ОПЫТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  

Первоначально в процессе обучения студент овладевает теоретическими  знаниями, (в этом ему в значительной мере помогают ИКТ). Далее он приобретает опыт смоделированной преподавателем профессиональной деятельности. Смоделировать профессиональную деятельность помогают активные формы такие, как: деловая игра, выполнение прикладных задач, и прикладных исследований, имеющих непосредственное отношение к будущей профессиональной деятельности. Трансформация деятельности завершается приобретением опыта в ходе учебной и производственной практики. Как следствие - формирование у студента соответствующей компетенции. Понятие «компетенция» на наш взгляд  можно охарактеризовать словосочетанием «знаю как», отражающим теоретические знания в профессиональном  действии. А значит, компетентность студента можно рассматривать как оценку качества его профессионального образования. Преподаватель должен иметь способы и критерии оценки компетентности студента. Если качество усвоения дисциплин можно оценить в ходе устных экзаменов, с использованием тестовых заданий, то оценка компетентности требует разработки специальных контрольно-оценочных средств далее (КОС). КОС разрабатывается на основе изученных теоретических вопросов и освоенных на данном этапе обучения практических навыков профессиональной деятельности. Оценка компетентности может проводиться в  форме  экзамена квалификационного, итогом которого является ответ на вопрос: компетентен студент  или нет. Система оценивания должна быть прозрачной и иметь четко обозначенные критерии известные, в том числе и студенту. Система оценивания может включать в себя помимо оценки преподавателя самооценку студента, как составную часть общей оценки компетентности.

Деятельностно - компетентностный подход к практико-ориентированному образованию служит эффективным средством формирования профессиональных компетенций у студентов.

 

Оригинал работы:

Деятельностно-компетентностный подход и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в практико-ориентированном образовании




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*