Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Основные этапы работы над одноголосным музыкальным диктантом с учащимися музыкальной школы

21.04.2017 1564 2552
Айнутдинова Елена Анатольевна
Айнутдинова Елена Анатольевна, преподаватель

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

«Точность записи изобличает правильность мышления,

 правильность действия слуха»

Б.Л. Яворский

 

В процессе обучения детей в музыкальных школах большая роль отводится развитию музыкального слуха. Ведущее место в этом направлении занимает учебный предмет «Сольфеджио». В курсе сольфеджио обучение подразумевает не только практические упражнения, но и всю музыкальную деятельность учащегося, закрепляющую его знания.

Среди разнообразных форм работы на уроке сольфеджио особое место занимает музыкальный диктант. Обучение написанию музыкального диктанта является самой сложной, трудно достигаемой и, наиболее важной педагогической задачей.

Умение записать диктант особенно важно для дальнейшего профессионального обучения музыканта в ССУЗах и ВУЗах. Ведь, как известно, первым видом заданий письменной работы абитуриента является запись музыкального диктанта. При проведении конкурсов по сольфеджио запись музыкального диктанта также является обязательным и наиболее «дорогостоящим» по количеству баллов заданием. И это справедливо.

В диктанте сфокусированы наиболее важные свойства слуха: внутренние слуховые представления, способность к осмысленному запоминанию, острота и скорость слуховой реакции, умение грамотно записать слышимое. Для того чтобы зафиксировать в памяти и записать мелодию учащийся должен обладать прекрасной музыкальной памятью, хорошим музыкальным слухом, теоретическими знаниями, а также умением анализировать услышанное.

Музыкальный диктант (франц. dictée musicale), весьма важная, но, к сожалению, до сих пор многими пренебрегаемая отрасль музыкальной педагогики.

Общеизвестным является утверждение, что в основе исполнения и восприятия музыкального произведения лежит слышание, слуховое осознание музыки. Развитый музыкальный слух дает возможность человеку воспринимать и осознавать музыку, переживать ее, творчески воспроизводить ее при исполнении. Музыкальный слух движет и управляет работой исполнительского аппарата, контролирует качество звучания и способствует созданию художественного образа произведения. Эти задачи и являются конечной целью музыкального образования.

О значении слуха для любой музыкальной деятельности, о важности работы над его развитием высказывались и многие великие музыканты.

Так, Р. Шуман в своей книге «Жизненные правила для музыкантов» писал: «Ты должен настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая ее глазами».

М.И. Глинка и А.А. Варламов подчеркивали особое значение музыкального слуха в воспитании и обучении певцов. М.И. Глинка отмечал, что следует «обращать большое внимание на верность, а потом на непринужденность голоса», т.е. прежде всего, слышать, затем уже правильно формировать звук. А.А. Варламов указывал, что «упражнять слух - значит, в то же время упражняться в напевах», т.е. следить за чистотой интонирования.

Н.А. Римский-Корсаков считал сольфеджио могущественным средством развития музыкальности. Он называл сольфеджио «гимнастикой слуха». Е.В. Давыдова подчеркивала, насколько ответственна роль педагога в процессе работы класса, «что работа над диктантом требует от педагога индивидуального внимания к каждому ученику».

На значение музыкального диктанта часто указывалось уже с середины XIX века, так например, в руководствах:

Pflüger "Anleitung zum Gesangunterricht in Schulen" (1853),

Hipp. Dessirier "Méthode de musique vocale" (1869);

  1. Duvernoy "Recueil de dictées", M. A. Thurner "Solfèges de rhythmes", "Dictées d’intonation", H. Götze "Musikal. Schreibübungen" (1882),
  2. Lavignac "Cours complet de dictée musicale" (1882),

Риман, Г. "Катехизис музыкального диктанта" (1889),

Ritter "Musical dictation", Ладухин Н. "1000 примеров музыкального диктанта" (изд. П. Юргенсона).

Основные виды диктантов:

Диктант показательный: начинать работу над написанием нужно с диктанта показательного, т.е. преподаватель сам, перед всей группой, рассказывает ученикам весь процесс прослушивания, анализа и написания диктанта: пропевание, тактирование (дирижирование), определение размера, особенности ритмического рисунка, лада (диатоника, хроматика). Цель в таком виде диктанта - показать на доске процесс правильной записи диктанта.

Диктанты-минутки: такой вид диктантов очень полезен как в начальной стадии обучения, так и на протяжении всего курса обучения. Они подходят для повторения, закрепления или прохождения нового теоретического материала, так как они небольшие по структуре построения (от 2 до 4-х тактов) и поэтому написание диктанта занимает мало времени. Материалом для таких диктантов должны быть яркие, напевные мелодии.

Диктанты с пропущенными звуками: такая форма диктанта удобна в использовании, если диктанты сложны по фактуре или тесситуре. Такие диктанты можно использовать как подготовительный этап написания диктанта.

Самодиктант: самостоятельно записать мелодию знакомой песни или отрывка из музыкального произведения. Данный вид диктанта развивает внутренний слух, музыкальную память.

Диктанты с предварительным анализом: преподаватель после первых двух проигрываний подробно разбирает предлагаемый отрывок. Необходимо: определить темп, размер, тональность, структуру мелодии, обратить внимание на особенности примера: интонационные обороты, ритмические фигуры.

Диктанты – «трансформеры»: преподаватель сам пишет мелодию диктанта, которую можно видоизменять, используя все виды развития мелодии. Можно менять лад, виды лада (натуральный, гармонический, мелодический, дважды гармонический, лады народной музыки), размер и использовать различные виды альтерации, хроматизма.

«Конечная цель в области диктанта в школе заключается в выработке у ученика навыка записывания одноголосных мелодий в форме периода как диатонических, с наличием разнообразного ритма, так и с применением хроматизма и простейших модуляций, тем самым содействуя основной задаче курса сольфеджио – воспитанию музыкального слуха».

Музыкальные диктанты необходимо писать каждый урок!

Безусловно, бывают уроки, посвящённые объяснению сложного теоретического материала с практическими заданиями. В этом случае, можно записать:

-мини-диктант;

-диктант с «подсказками»;

-сконструировать мелодию диктанта из предварительно заготовленных и разрезанных на такты карточек;

-дописать мелодические фразы в диктантах с заготовками и т.п.

Хорошим методическим подспорьем являются пособия Г.Ф. Калининой «Музыкальные занимательные диктанты» для учащихся младших и старших классов. На основе упражнений, данных в этих пособиях, преподаватель может разработать массу собственных увлекательных заданий.

Большое значение при записи диктантов имеет музыкальная память и мелодический слух, но также, начиная уже с первых уроков необходимо учить анализировать форму, структуру мелодии, мелодическое и ритмическое зерно.

Самым важным видится «не проспать» момент начала работы с диктантом. Основной педагогической ошибкой считается позднее обращение к данной теме. Часто приходится слышать от преподавателей: «Им еще рано!.. Они ещё совсем маленькие!.. Успеется!..».

Оптимальным моментом начала работы с мелодическими диктантами (на фазе подготовительного этапа) хотелось предложить следующее:

-с первых же уроков в 1 классе ДМШ определять ноты на слух (выявляются дети с абсолютным слухом);

-запоминать, петь, записывать небольшие мелодические фрагменты (учить одноголосные номера наизусть);

-как только учащиеся 1 класса изучили длительности, необходимо начинать работу с ритмическими диктантами (4-8 тактов) по специально изготовленным карточкам;

-стараться сразу приучить детей к делению мелодии на такты: разобраться с понятием доли такта и с дирижированием, т.е. осознанием, сколько нот-длительностей приходится на взмах руки;

-мелодическую линию фиксировать на доске, совместно обсуждая с группой;

-заключительный этап: запись диктанта в тетрадь - соединение мелодической и ритмической составляющих.

Трудные диктанты необходимо обязательно чередовать с лёгкими, т.к. уровень и способности детей в группах разные.

В средних классах широко используются разные формы диктанта: устный (обычного вида - в основной части и специальный, с досочинением «ответа»), письменный ритмический (при введении новой ритмической трудности) и письменный мелодический.

Музыкальные диктанты – одно из самых интересных и полезных упражнений для развития слуха, жаль, что многие не любят этой формы работы на уроке. На вопрос «почему?», обычно отвечают: «не умеем». Ну что ж, значит, пора научиться. Будем постигать сию премудрость.

Главная цель музыкального диктанта - воспитать навыки непосредственного перевода воспринимаемых музыкальных образцов в чёткие слуховые представления и возможно более быстрого закрепления их в виде нотной записи.

Задачи работы над диктантом:

1.Научить ученика графически фиксировать музыку.

2.Создавать и закреплять связь видимого, слышимого и выразить в записи.

3.Развивать музыкальную память и внутренний слух.

4.Закреплять теоретические и практические навыки.

5.Подготавливать учащихся к более сложным слуховым ощущениям, чувству стиля музыки, различных музыкальных образов.

Отличным и незаменимым в работе методическим пособием можно считать сборник, составленный И.А. Русяевой «Одноголосные диктанты». Очень хорошо и удобно в работе, что диктанты распределены не только с 1 по 11 класс, но и по разделам, благодаря чему, каждая из тем всесторонне отрабатывается. Обобщающие разделы содержат диктанты на все пройденные в году темы и предназначаются главным образом для использования в последней четверти, при повторении и закреплении освоенного в данном классе учебного материала.

«В работе над диктантом по нашей методике основной целью является научить правильно определять ладовые интонации и уверенно разбираться в них. Для этого требуется длительная и кропотливая работа не только в классе, но и дома. (То же относится и к определению на слух интервалов и аккордов.)... За первые четыре года пребывания в школе (начальный период обучения) дети должны научиться свободно ориентироваться в тональностях до четырех знаков включительно (хотя теоретически им полагается знать все тональности): уметь быстро и точно определять отдельно взятые ступени, а также отдельные интервалы и аккорды (в тональности и вразбивку), уметь определить на слух или спеть небольшую последовательность ступеней, а также небольшую интервальную, аккордовую или смешанную цепочку (такую цепочку нужно суметь воспроизвести голосом после прослушивания и разбора или построить ее по цифровке); уметь после двух (не более) прослушиваний пропеть - с названиями звуков - мелодию в форме четырехтактного предложения (а если такая мелодия заканчивается неустойчиво - „вопросом" - то, повторив ее, сразу же спеть и „ответное" построение). Совершенно необходимо добиться от каждого ученика умения правильно записать диктант любого вида (ритмический, мелодический или гармонический) и сделать это в течение строго ограниченного промежутка времени. Такой багаж вырабатывается у детей лишь в результате определенного комплекса тщательно продуманных упражнений.»[1]

Музыкальным материалом для диктанта могут служить мелодии из музыкальной литературы, специальных сборников диктантов, а также, мелодии, сочиненные педагогом.

Исполнение диктантов должно быть абсолютно совершенным: точным по всем параметрам – ритм, темп, динамика, штрихи. Первое исполнение диктанта должно быть художественным как задумано композитором без искусственного замедления темпа, подчёркивания сильной доли и тому подобное, чтобы первое впечатление было эмоциональным. При проигрывании в процессе написания диктанта темп обычно замедляется, чтобы точнее зафиксировать мелодию. Большое значение имеет та обстановка, которую преподаватель создает перед прослушиванием диктанта. Необходимо вызвать интерес к музыкальному отрывку.

Очень важны некоторые аспекты при записи диктанта. Ученики слушают музыкальный отрывок – преподаватель должен назвать произведение и композитора (если нужно - воспроизвести в оригинале: рассказать откуда данный отрывок, какие инструменты исполняют); весь класс рассказывает о том, что они услышали; далее преподаватель (в старших классах могут определять ученики) называет тональность и даёт настройку; дальнейшие проигрывания даются для того, чтобы проанализировали метро-ритмические, ладовые особенности диктанта; преподаватель должен следить, чтобы ученики записывали диктант по памяти.

Диктант проверяется по окончании отведённого времени. Время зависит от видов диктантов, их сложности и поставленных задач. Способы проверки написания диктанта:

-пропевание всей группой;

-индивидуальная проверка тетрадей учеников;

-коллективный анализ;

-индивидуальное пропевание (проигрывание) учеником диктанта наизусть или по записи в тетради, самостоятельное исправление ошибок;

-сверить запись с оригиналом и в качестве домашнего задания – это транспонирование диктанта в пройденные тональности.

В системе занятий по развитию слуха (то есть сольфеджио) запись музыки (музыкальный диктант) является очень важной суммирующей и практически полезной формой работы.

Для того чтобы зафиксировать в памяти и записать мелодию ученик должен обладать прекрасной музыкальной памятью, хорошим музыкальным слухом и теоретическими знаниями, а также умение анализировать услышанное. Внутренний слух и музыкальная память взаимосвязаны, но это разные стороны музыкальных способностей обучающихся. Музыкальная память - не просто способность запоминания определённой мелодии, гармонического сопровождения музыкального отрывка в целом, а запоминание и одновременно понимание структуры горизонтали и вертикали: мелодии, музыкальной формы, строения, расположения и функций аккордов, их взаимосвязи, особенностей фактуры и голосоведения.

Внутренний слух есть способность в воображении представлять себе один или последовательность звуков. Поэтому становится очевидным, что сложный процесс записи диктанта «слышу - понимаю - записываю» требует не только определенных теоретических знаний, уровня музыкального слуха, но и специальной подготовки и обучения.

Конечная цель в области диктанта в школе заключается в выработке у ученика навыка записывания одноголосных мелодий в форме периода как диатонических, с наличием разнообразного ритма, так и с применением хроматизма и простейших модуляций, тем самым содействуя основной задаче курса сольфеджио – воспитанию музыкального слуха.

«лучше написать десяток простых диктантов,

нежели „увязнуть“ в одном сложном»

 

Список источников

 

  1. Алеев В. Музыкальные диктанты (одноголосие, двухголосие, трехголосие) - М.: Музыка, 2014-52с.
  2. Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. - М., 1969.
  3. Андреева М., Надеждина В., Фокина Л., Шугаева Л. Методическое пособие по музыкальному диктанту. - М., 1978.
  4. Бать, Н. Музыкальные диктанты. - М.: Музыка, 2006.-80с.
  5. Берак О., Карасева М. Как преподавать сольфеджио в XXI веке. - Классика – XXI, 2009 г.
  6. Вахромеева Т. Музыкальные диктанты: I-IV классы детских музыкальных школ. - М.: Музыка, 2015-40с.
  7. Гнесинка. Одноголосные диктанты (98 вступительных диктантов) Учеб. пособие. - Изд-во Студия "Домашний концертмейстер", 2002. - 20 с.
  8. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. - М.: Музыка, 1986.
  9. Калинина Г. «Музыкальные занимательные диктанты» для учащихся 4-7классов. – М., 2001.
  10. Калинина Г. «Музыкальные занимательные диктанты» для учащихся 4-7 классов, нотное приложение для преподавателей. – М., 2001.
  11. Калинина Г. «Музыкальные занимательные диктанты» для учащихся младших классов. – М., 2001.
  12. Калинина Г. «Музыкальные занимательные диктанты» для учащихся младших классов, нотное приложение для преподавателей. - М., 2001.
  13. Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио (методическое пособие для ДМШ). – М.,1987.
  14. Ладухин, Н. «1000 примеров музыкального диктанта» - М., Музыка, 1981 г.
  15. Лопатина И. Сборник диктантов. - М.,1987.
  16. Металлиди Ж., Перцовскя А. Музыкальные диктанты для ДМШ. - Л., 1980.
  17. Методическое пособие по музыкальному диктанту (общая ред. Фокиной Л.).- М.,1975
  18. Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. - Л., 1970.
  19. Островский, А «Методика теории музыки и сольфеджио» - изд. Музыка, 1970 г.
  20. Русяева, И. Одноголосные диктанты. Учебное пособие для учащихся детских, вечерних и средних специальных школ с 1 по 11 класс. - М.: Планета детства, 1999.
  21. Фокина, Л. « Методика преподавания музыкального диктанта» - изд. Музыка, М., 1969 г.
  22. Фридкин, Г. «Музыкальные диктанты» - изд. Музыка, М., 1965 г.

 

Интернет-ресурсы:

  • http://iroski.ru/
  • http://music-education.ru
  • http://rimskors.ru

 

Оригинал работы:

Основные этапы работы над одноголосным музыкальным диктантом с учащимися музыкальной школы




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*