Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование профессиональной компетенции будущего специалиста в области экономических дисциплин

18.04.2017 1146 1909
Кухтина Галина Михайловна
Кухтина Галина Михайловна, преподаватель

Михайловский экономический колледж-интернат

В Михайловском экономическом колледже-интернате готовят специалистов  по  следующим специальностям: «Экономика и бухгалтерский учёт», «Гостиничный сервис», «Программирование в компьютерных сетях» из числа детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и обучающихся на договорной основе.

Следует отметить, что детям с ограниченными возможностями здоровья требуется повышенное внимание. Считаю, что самым главным направлением в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом  развития психики и здоровья каждого обучающегося.

При преподавании экономических дисциплин - статистики, экономики организации, анализа финансово-хозяйственной деятельности по специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет» использую методы психологической диагностики, применяю наглядные и демонстрационные методы, подачу материала реализую небольшими объёмами, осуществляя систематическое повторение пройденного материала. При работе с такими студентами обязательно учитываю их возрастные особенности, они не сразу усваивают новый материал, для каждого обучающегося этот временной период индивидуален. Немаловажную роль  в развитии личности играют коммуникативные универсальные учебные действия – умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками.  Постоянно веду работу по развитию познавательных и творческих способностей у обучающихся, а также по формированию адекватной самооценки и учебной мотивации.

Современное образование в РФ перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения.

Целью современного образования становится развитие обучающегося как субъекта познавательной деятельности.

В соответствии с ФГОС нового поколения оценка качества подготовки  обучающихся  и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

-оценка уровня освоения дисциплин и профессиональных модулей;

-оценка компетенций обучающихся.

Перед образовательными учреждениями СПО стоит задача  выработки у студентов навыков самостоятельного пополнения своих знаний, умелого и быстрого ориентирования в потоке научной, справочной, нормативной информации. Студент не должен оставаться пассивным потребителем знаний, а должен стать  активным творцом знаний, умеющим сформулировать проблему, проанализировать пути её решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

Знания, полученные репродуктивным путём, с использованием объяснительно-иллюстративных методов, очень быстро забываются, тогда как критическое мышление  служит толчком к самостоятельной работе, к рассмотрению самой сути изучаемого события, процесса или явления.  В этой связи при организации учебного процесса особое внимание уделяю организации самостоятельной работы студентов с целью развития умения учиться, формирования у студентов способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности. Современный студент должен иметь представление об экономике, о применении экономических законов и закономерностях в конкретных ситуациях.

В своей работе стараюсь развивать интеллектуально-логические способности студентов, то есть учу сравнивать и анализировать. На уроках перед студентами ставлю проблемы различного характера, например, краткое оформление нового материала в виде схем, таблиц, плана. Большинство студентов свободно высказывают своё мнение и не боятся при этом ошибиться. При этом у них развивается профессиональная речь: правильное, грамотное использование специальных терминов, формирование коммуникативной и информационной культуры. Это помогает им во время производственной практики, сдачи экзаменов и выполнении самостоятельной работы. Если студенты не могут предложить верные варианты ответов, предлагаю  свою помощь, объясняю основные моменты, на которые  нужно обратить внимание и это играет свою положительную роль. В работе также использую индивидуальные задания, максимально приближённые к рабочей ситуации предприятия.

На занятиях вместе со студентами логически рассуждаем и разбираемся во всем, пользуясь самой обыкновенной человеческой логикой и здравым смыслом. Для получения наилучшего результата требуется обучение с увлечением. Что это означает? - Простоту и доступность. Я не заставляю заучивать непонятные формулы. С каждой формулой мы хорошо разбираемся, раскладываем ее на составные части и исследуем каждую часть в отдельности, чтобы понять, почему формула состоит из этих частей, а не из каких-то других. Поняв эту причину, студентам не надо  зазубривать вид формулы, поскольку знают смысл каждой ее части.

Теоретические знания закрепляются на практических занятиях. На практических занятиях выдерживаю оптимальный режим освоения учебных задач. Уроки решения задач помогают  в осознании и усвоении изучаемых понятий, явлений и закономерностей, отработке имеющихся знаний и формировании  умения применить их на практике, повторении пройденного, способствующего установлению связи изучаемой дисциплины с жизнью и производством во всех его разновидностях, создании проблемных ситуаций. Для проведения практических занятий используем фактический статистический материал промышленных, сельскохозяйственных, строительных и других предприятий Рязанской области, а решая конкретные задачи, студенты на практических занятиях включаются   в реальный процесс экономической работы, что очень важно в будущем и для написания курсовых работ,  выпускных квалификационных работ.

Обучаю студентов приемам аналитического исследования  экономических  процессов хозяйствующего субъекта.  Основная задача – ознакомление студентов с методологическими основами экономического анализа и практическим использованием методов и методик в анализе хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Особое внимание обращаю на межпредметные связи со смежными экономическими дисциплинами: «Статистика», «Экономика организации». В экономическом анализе используются понятия и методы из этих дисциплин, при этом они углубляются и расширяются до практических навыков решения конкретных экономических задач на уровне предприятия.

Большая подготовительная работа проводится мною к проведению практических занятий:

-подбираю  вопросы, контролирующие знание и понимание студентами теоретического лекционного материала;

-выбираю материал для примеров и упражнений;

-решаю подобранные задачи сама, подготавливаю выводы из решенной задачи, примеры из практики;

-распределяю время, отведенное на занятии, на решение каждой задачи.

Проводя практическое занятие, слежу за ходом и степенью овладения студентами соответствующими умениями. Это позволяет определить оптимальный объем учебного материала для последующего занятия, уделить большее внимание тому, что трудно усваивается студентами и применять индивидуальный подход к каждому студенту.

Богатейшие возможности для формирования знаний, развития наблюдательности, внимания представляют современные информационные компьютерные технологии. Одним из элементов ИКТ является мультимедийное сопровождение уроков теоретического и практического обучения. Следует отметить, что оригинально, увлекательно поданный материал запоминается непроизвольно и надолго. По возможности, предлагаю студентам мультимедийные конспекты- презентации, содержащие краткий текст, основные определения, схемы- классификации, рисунки.

Уроки - семинары углубляют и систематизируют знания. Непременное требование к ним – активное участие каждого студента. На семинарах предлагается более высокая степень конкретизации учебного материала. Семинарские занятия требуют от студентов большой самостоятельной работы с дополнительными источниками, умений сравнивать материал, подбирать интересные факты. Считаю, что подготовка сообщений к выступлению на семинарском занятии гораздо эффективнее, чем подготовка реферата и просто изучение информационных источников, так как позволяет в процессе учебного занятия не только проконтролировать выполнение внеуадиторной самостоятельной работы, но и развить комплекс операций логического мышления у обучающихся, формировать общие и профессиональные компетенции.

Большое внимание уделяю на выполнение студентами внеаудиторной самостоятельной работы, которая является неотъемлемой частью учебной деятельности обучающихся. Со своей стороны обеспечиваю методическое сопровождение обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы. От будущего специалиста сегодня требуется умение решать нестандартные, творческие задачи, которые соответствуют преобразующему и творческому уровню.

Наиболее эффективной формой обучения является форма, которая основывается на включении студента в действие, связанное с исследовательской деятельностью. В ходе работы над проектом у студентов растет самооценка и уверенность в себе, они ориентированы на развитие внимания, памяти и мышления.

Научно-исследовательская деятельность обеспечивает не только эффективное усвоение знаний, но также способствует усилению практической, социально значимой составляющей обучения и формированию коммуникативной компетентности.

Текущий контроль по экономическим дисциплинам осуществляется в виде тестовых опросов, самостоятельных работ. Студентам предлагаются тесты не только репродуктивного характера, служащие для упражнения, воспроизведения полученных знаний, но и тесты, требующие использования знаний для самостоятельных решений и умозаключений.

Формирование коммуникативных компетенций на занятиях происходит при использовании обучения в малых группах сотрудничества. У студентов развиваются такие личностные качества, как терпимость к различным точкам зрения, ответственность за результаты совместной работы, формируются умения уважать чужую точку зрения, слушать партнёра, вести деловое обсуждение, достигать согласия в конфликтных ситуациях и спорных вопросах. Это именно те качества, которые необходимы для эффективной работы в команде или коллективе.

Курсовое и дипломное проектирование способствует дальнейшему закреплению и полному  освоению методики комплексного экономического анализа финансово- хозяйственной деятельности предприятия, обобщению и закреплению знаний, полученных студентами за время обучения, развитию умения применять эти знания при решении экономических задач в условиях реального производства. В современных условиях бухгалтер в своей деятельности должен уйти от роли фиксатора и стать специалистом, умеющим провести аналитическую оценку деятельности предприятия и быть прогнозистом в улучшении его финансового состояния.

В своей работе большое внимание уделяю практической направленности обучения, связи обучения с воспитанием обучающихся, провожу работу по принципу перспективного обучения. Основная моя задача - подготовить студентов к новым условиям рыночной экономики, способных быть конкурентоспособными и востребованными на рынке труда. Особое внимание уделяю повышению уровня проблемности в изучаемом материале, преобладании объясняющей функции и одновременно с возрастающей самостоятельной деятельностью студентов.

Проведение самостоятельных, контрольных работ по изученным темам позволяет мне судить о степени усвоения студентами соответствующих тем, выявляю пробелы в их знаниях,  что является для меня направлением дальнейшей работы с ними.

Богатейшие возможности для формирования знаний, развития наблюдательности, внимания представляют современные информационные компьютерные технологии. Одним из элементов ИКТ является мультимедийное сопровождение уроков теоретического и практического обучения. Следует отметить, что оригинально, увлекательно поданный материал запоминается непроизвольно и надолго. По возможности, предлагаю студентам мультимедийные конспекты- презентации, содержащие краткий текст, основные определения, схемы- классификации, рисунки.

«Дать человеку деятельность, которая бы наполняла его душу» - так емко и точно определял К.Д.Ушинский главную цель обучения и воспитания. В этих целях большое внимание уделяю деятельностному подходу к обучению, его реализации в содержании и методах учебной работы. Такой подход предполагает постоянную включенность меня и студента в деятельность, сотрудничество. Считаю, что в современном процессе обучения главным является не передача готовых знаний (хотя и это необходимо), а умение организовать индивидуальную работу со студентом.

Со своей стороны стараюсь вселить в своего обучающегося веру в собственные силы, в способность преодолевать препятствия. Всегда стараюсь пробудить мысль студентов, воспитываю у них любознательность, смекалку, активность. В процессе обучения создаю атмосферу доброжелательности, устанавливаю контакт и всегда стараюсь понять студента, постоянно работаю над совершенствованием образовательного уровня.

 

Оригинал работы:

Формирование профессиональной компетенции будущего специалиста в области экономических дисциплин




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*