Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование метода моделирования в подготовке средних медицинских работников

18.04.2017 577 827
Овечкина Раиса Павловна
Овечкина Раиса Павловна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

Одна из основных педагогических технологий в подготовке средних медицинских работников это практикоориетированное обучение.

Задачами которой являются:

  1. Научить применять полученные теоретические знания в ситуации, приближенной к реальной.
  2. Вызвать интерес к будущей профессии.
  3. Сформировать ответственное отношение к предстоящим профессиональным обязанностям.

Практикоориетированное обучение эффективно осуществляется посредством использования метода моделирования.

Моделирование – это метод опосредованного познания, при котором изучается не интересующий нас объект, а его заместитель (модель), находящийся в определенном объективном соответствии с познаваемым объектом, способный замещать его в некоторых отношениях и дающий при его исследовании новую информацию о моделируемом объекте.

Моделирование как метод обучения имеет подвижную структуру, которая изменяется в зависимости от области использования данного метода, от цели его применения.

В целом структура метода выглядит так:

1 этап. Определение учебных задач (ожидаемый результат), формирование цели занятия.

2 этап. Организация работы по обдумыванию основных идей, которые составляют канву будущей модели. Создание соответствующей мыслительной ситуации. Постановка вопросов поискового характера.

3 этап. Проведение терминологического анализа, позволяющего осуществлять общение на профессиональном языке.

4 этап. Построение модели в соответствии с выделенными параметрами. Временные рамки работы, объём и алгоритм действия.

5 этап. Контроль соответствия модели реальной ситуации. Анализ профессионального поведения участников процесса.

Предлагаю рассмотреть использование данного метода на занятиях по профессиональному модулю «Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях»

Задачи использования метода моделирования следующие:

-мотивировать студентов к ответственной подготовке к занятиям

-пробудить интерес к изучаемому материалу

-сформировать навык работы с дополнительными источниками

-провести оценку индивидуальных способностей и возможностей каждого обучающегося с целью корректирования его теоретических знаний и практических навыков.

-сформировать постоянную ответственность за чужое здоровье и жизнь

Кроме того, метод моделирования ситуации позволяет сформировать следующие умения:

-правильно и грамотно излагать материал, выделять главное и основное из прочитанного

-кратко, но в полном объёме излагать задачу

-слушать и анализировать услышанное в ограниченном временном промежутке

Ожидаемые результаты:

-провести обучающимися самооценку своих знаний

-стремление к детализации знаний по теме

-умение применить все знания, полученные за годы учебы в колледже

-умение и желание проявлять себя в профессиональном плане

-желание заработать высокую оценку и авторитет у одногруппников

Предлагаю методику составления задач, направленных на моделирование действительности, по темам междисциплинарного курса «Основы реаниматологии» и «Медицина катастроф».

  1. Каждый получает индивидуальное задание – карточку с указанием патологии или состояния в соответствии с изучаемой темой.
  2. Все задания оглашаются, так как каждый должен хорошо подготовиться по всем заболеваниям и состояниям, обозначенным в карточках.
  3. Обучающийся должен составить задачу в соответствии установленным алгоритмом, при этом задача не должна содержать явных подсказок. Обязательным условием является осознанное использование профессиональной терминологии.
  4. Преподавателем назначаются для опроса пара студентов: один читает свою задачу, другой должен её решить, т.е. определить заданное патологическое состояние, обосновать свое решение и ответить на дополнительные вопросы. Отвечающий и преподаватель могут задавать уточняющие вопросы, на которые читающий должен дать объективный ответ.
  5. В случае затруднения преподаватель помогает отвечающему – побуждает его рассуждать и анализировать ситуацию. И только когда он не может ответить, отвечают другие. Выслушиваем мнение каждого, пока не наступит понимание проблемы у всех.

В ходе выполнения задания формируем навыки профессионального поведения:

-недопустимы выкрики с места, они не оцениваются, но могут снизить оценку отвечающего – это дисциплинирует группу, учит выдержке, заставляет думать и надеяться на свои знания.

В описанном случае метод моделирования будет выступать как словесный метод, в котором слово – главный инструмент создания модели, а доминирующей выступает коммуникативная функция.

Разновидность наглядно-практического метода моделирования – это имитация профессиональной деятельности.

Психологическая энциклопедия термин «имитация» трактует как подражание кому-либо, чему-либо, воспроизведение с возможной точностью каких-либо процессов, образцов и т. п..

Методика проведения зачетного занятия в форме имитации катастрофы

Цель – помочь студентам продемонстрировать свои знания и умения в условиях приближенных к реальным событиям.

1.Группа делится на бригады в соответствии со штатным расписанием службы медицины катастроф. Самостоятельно выбирают старшего группы, который руководит работой бригады.

  1. Каждая бригада получает задание с конкретной ситуацией.
  2. В симмуляционном центре на манекенах преподавателем моделируется определенная катастрофа с набором травм и повреждений. Модель ситуации соответствует реальной катастрофе. Каждая группа по очереди работает в предложенной модели, преобразовывая её в соответствии с заданием, имитируя деятельность бригады службы медицины катастроф.
  3. На выполнение задания отводится строго регламентированное время, в соответствии с требованиями работы службы медицины катастроф.
  4. Работу бригады оценивает другая бригада. После завершения действий каждая бригада дает оценку работы контролируемой бригады с разбором замечаний.

Педагогический потенциал использования метода имитации:

-Оценивая чужую работу, студенты учатся на чужих ошибках.

-Участники учебного процесса учатся в благожелательной форме высказывать замечания, конструктивно критиковать.

- Студенты учатся правильно реагировать на замечания и критику и сделать соответствующие выводы.

В заключении хочется отметить: ценность метода моделирования в том, что он позволяет эффективно формировать необходимые для будущего специалиста общие и профессиональные компетенции, в частности:

Общие компетенции:

  1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  2. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
  4. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  5. Брать ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.

Профессиональные компетенции:

  1. Проводить диагностику неотложных состояний.
  2. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.
  3. Организовывать и оказывать неотложную медицинскую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

Следовательно метод моделирования – один из наиболее перспективных в условиях модульно-компетентного подхода к подготовке специалистов среднего звена.

 

Литература

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
  2. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981. 142 с.
  3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  4. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения // Советская педагогика. 1965. № 3.

 

Оригинал работы:

Использование метода моделирования в подготовке средних медицинских работников




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*