Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВведение
Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение Михайловский экономический колледж-интернат принадлежит к системе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Предназначен для обучения и реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями здоровья (обслуживающих себя), но есть и возможность обучения на договорной (платной) основе.
В колледже получают базовый и углубленный уровень подготовки по трём разным специальностям инвалиды детства, инвалиды труда, инвалиды Российской Армии. Здесь они проходят социально-психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию с целью интеграции их в общество.
Многолетняя отечественная и зарубежная практика работы с инвалидами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, показывает, что физическая культура и спорт для них- наиболее действенные методы реабилитации. Физическая активность, которая начинается уже во время пребывания инвалида в стационаре и продолжается после его выписки, препятствует уходу инвалида в свою болезнь.
Физическая культура и спорт противодействуют ненормальному психологическому и антисоциальному поведению, которое часто возникает на почве тяжелой инвалидности.
Цель физкультуры и спорта- развитие самодисциплины, самоуважения, духа соревнования и дружбы, т.е. тех характерных качеств, которые имеют существенное значение для интеграции или реинтеграции инвалида в обществе.
Таким образом, физкультура и спорт в значительной степени «способствуют освобождению человека с тяжелой инвалидностью из гетто изоляции, в котором он прозябал многие столетия из-за недостаточного понимания и отрицательной реакции окружающих его людей».
Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Но главное, - адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество. Каким образом?
У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:
Адаптивная физкультура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц, с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержки здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество.Коррекционно-развивающее направление адаптивной физической культуры имеет широкий диапазон решения нами педагогических задач , которые условно можно объединить в следующие группы :
При занятиях со студентами – инвалидами мы используем различные принципы и подходы.
Принцип дифференциации и индивидуализации дифференцированный подход в адаптивном физическом воспитании означает объединение обучающихся в относительно однородные группы (по возрасту, заболеваниям, показателям физического развития).
Индивидуальный подход означает учет особенностей, присущих одному человеку. Эти особенности касаются пола, возраста, телосложения, двигательного опыта, свойств характера, темперамента, волевых качеств, состояния сохраненных функционально-двигательных, сенсорных, психических, интеллектуальных способностей.
Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий. Он заключается в возмещении недоразвитых или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использования сохраненных функций и формирования «обходных путей».
Принцип адекватности педагогических воздействий означает реализацию закономерностей учебно-педагогического процесса: решение коррекционно-развивающих, компенсаторных, лечебно-восстановительных задач, подбор средств, методов, методических приемов должны соответствовать реальным функциональным возможностям, интересам и потребностям обучающегося.
Принцип оптимальности педагогического воздействия означает разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки, целесообразную стимуляцию адаптационных процессов, которые определяются силой и характером внешних стимулов. Физическая нагрузка должна соответствовать оптимальным реакциям организма.
Принцип вариативности педагогического воздействия означает многообразие не только физических упражнений, но и условий их выполнения способов регулирования, эмоционального состояния, воздействия на сенсорные ощущения , речь, мелкую моторику, интеллект.
Принцип приоритетной роли микросоциума состоит в единстве коррекционной работы с обучающимся, его окружением, прежде всего с родителями.
Основной формой организованных занятий во всех видах адаптивной физической культуры как и везде, так и в нашем колледже, является урочная форма. В зависимости от целей программного содержания уроки подразделяются на:
Наиболее типичным для обучающихся нашего колледжа с ограниченными функциональными возможностями являются комплексные уроки, включающие в себя элементы обучения, развития, коррекции, профилактики.
Всеобщее распространение имеет точка зрения, согласно которой забота общества о своих согражданах-инвалидах является мерилом его культурного и социального развития. «Одним из показателей цивилизованного общества является его отношение к инвалидам», - считает профессор П.А. Виноградов.
При организации занятий в нашем колледже - основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом, восстановление утраченного контакта с окружающим миром, создание необходимых условий для воссоединения с обществом, участие в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья.
Долгие годы у нас бытовало мнение, что понятия «инвалид», «физическая активность», а, тем более, «спорт» несовместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения.
В последнее время в нашем обществе произошло много изменений по этому вопросу и наш колледж не исключение. Для реабилитации обучающихся средствами физической культуры проводится большая спортивно-массовая работа, которая имеет свои традиционные направления. Каждый год мы планируем свою работу так, чтобы регулярно охватывать как можно большее количество студентов физкультурно-массовой работой и вовлекаем их в разнообразную физкультурно-оздоровительную деятельность исходя из интересов, возможностей и особенностей каждого обучающегося. В этом учебном году нами было проведено 12 физкультурно–оздоровительных и спортивных мероприятий, охватывающих всех студентов. Наши студенты приняли участие в 11 соревнованиях с выездом в другие города и страны, начиная с Первенства Михайловского района и заканчивая Чемпионатом Мира, где становились победителями и призёрами соревнований по различным видам спорта. В этом учебном году двум студентам колледжа присвоено звание «Мастер спорта». Это студентка - Седова Екатерина по спортивной игре бочча и студент - Лисовой Алексей по настольному теннису. Трём студентам – звание «Кандидат в мастера спорта»(Павлов Алексей – н/теннис, Сверба Пётр – л/а, Винокуров Арсений - бочча)
Во внеурочное время студенты нашего колледжа имеют возможность самостоятельно заниматься физической культурой и спортом. В их распоряжении находятся 2 тренажерных зала, плавательный бассейн, футбольное поле, комбинированная спорт. площадка, гимнастический городок.
В спортивном зале в вечернее время работают следующие секции: ОФП, волейбольная, настольного тенниса, оздоровительного плавания, аэробики, бочча, легкой атлетики для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.
Лучшие спортсмены колледжа принимают участие в районных, областных, всероссийских и международных соревнованиях.
Студенты-инвалиды проявляют огромное мужество в преодолении ежедневных трудностей. Обладая опытом общения с такими детьми, преподаватели физического воспитания в колледже стараются участвовать в их судьбе. Помогают найти себя в жизни и спорте независимо от их физического состояния и индивидуальных особенностей.
Заключение
Активизация работы с инвалидами в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение.
В сфере физической реабилитации инвалидов по-прежнему существует недооценка того обстоятельства, что физкультура и спорт гораздо более важны для человека с ограниченными возможностями, чем для благополучных в этом отношении людей. Активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются формой так остро необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни. Главной задачей все же остается вовлечение в интенсивные занятия спортом как можно большего числа инвалидов в целях использования физкультуры и спорта как одного из важнейших средств для их адаптации и интеграции в жизнь общества, поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для успешного воссоединения инвалида с обществом и участия в полезном труде. Применение средств физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации.
Список использованной литературы
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.