Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Интерактивные методы обучения в преподавании общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей

12.04.2017 1583 2854
Добрачева Татьяна Александровна
Добрачева Татьяна Александровна, преподаватель

Куйбышевский медицинский техникум

В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». Именно в этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

С наступлением XXI в. изменились потребности общества к современным выпускникам средних профессиональных образовательных учреждений. В настоящее время требуются специалисты, способные к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов, в том числе к подготовке для будущего трудоустройства, к формированию способности самостоятельно ориентироваться в мире информации, быстро восполнять пробелы в знаниях.

Происходящие в нашем обществе изменения создали реальные предпосылки и для обновления системы среднего профессионального образования, что находит свое отражение в ФГОС. Согласно п. 7 ФГОС одним из условий реализации ОПОП (ППССЗ) предусмотрено в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий для формирования ОК и ПК обучающихся.

В сложившейся ситуации перед нами преподавателями стоит очень непростая задача – подготовить выпускников, отвечающих требованиям современного общества. Для реализации данной задачи в своей педагогической деятельности наряду с традиционными методами обучения я применяю и интерактивные методы, такие как, групповой метод обучения, метод проектов, исследовательский метод, демонстрация и обсуждение учебных фильмов, кейс-метод.

Чаще всего в преподавании общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей на практических занятиях я использую групповой  метод обучения (метод учебного сотрудничества, кооперативное обучение,  корпоративное обучение, работа в малых группах (микро группах)).

Групповое обучение - это организационная форма, когда с учетом дружеских связей и возможностей студентов образуются группы (по 3-5 человек), которые совместно выполняют определенное учебное задание и объединены общей целью, для достижения которой необходимы усилия каждого студента.

При групповом обучении студенты являются не пассивными участниками образовательного процесса, а активно самостоятельно учатся, анализируют, сопоставляют, синтезируют, оценивают информацию, делают необходимые выводы, всё это активизирует познавательную деятельность обучающихся и способствует более прочному и глубокому усвоению нового материала и закреплению ранее изученного.

Доказано, что люди запоминают информацию лучше всего тогда, когда они активно участвуют в процессе обучения. В основе же группового обучения все участники микро группы как раз  находятся в режиме непрерывного диалога, постоянного  взаимодействия всех участников образовательного процесса, включая педагога.

Студенты, работая в микро группах,  изменяют характер взаимоотношений друг с другом: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность, возрастает сплоченность всей группы. Обучающиеся начинают лучше понимать друг друга и самих себя,  растет самокритичность, они более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют, приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.

Работу в малых группах я применяю на разных этапах практических занятий. С помощью группового обучения я организовываю активную самостоятельную работу студентов на практических занятиях при работе с пациентами, с документацией.

Кроме этого,  данный метод обучения позволяет мне быстро проконтролировать знания и умения студентов на этапе закрепления и повторения изученного материала. Обычно групповой метод обучения я  использую при выполнении следующих заданий: решение проблемно – ситуационных задач и конкретных учебных ситуаций, разбор клинических случаев, интерпретация лабораторных и инструментальных методов обследования, проведение оценки назначенного лечения в листах назначений, выполнение заданий  по карточкам.

Так же групповую деятельность студентов я применяю при взаимопроверке и самопроверке после выполнения учебных заданий.

Организуя работу в микро группах, я стараюсь найти  в  учебном  материале  только те  темы учебных занятий, которые наиболее эффективны для группового изучения.

Проведение занятий методом группового обучения требует от меня, как от преподавателя, большой подготовительной работы, которая включает самоподготовку, проведение тщательного анализа каждого этапа учебного занятия. 

Основой любого интерактивного метода является подготовка задания близкого к будущей практической деятельности студентов, которое придаст смысл обучению, замотивирует студентов. Обычно я использую ситуационные задачи или клинические случаи из историй болезни пациентов. Данные задания способствуют формированию клинического мышления студентов, поощряют творческий спор, значительно стимулируют студентов и дают им чувство удовлетворенности от своей работы. 

Большое значение я придаю организации рабочего пространства в учебной комнате и созданию необходимых комфортных условий для сотрудничества студентов, для реализации творческих и интеллектуальных способностей каждого участника микро группы.

Формируя микро группы, я определяю, сколько их должно быть по количеству,  кто должен входить в каждую подгруппу,  если необходимо, то распределяю роли участников в подгруппах, обеспечиваю положительную взаимозависимость в них. При формировании групп я всегда учитываю желание обучающихся. Студентов, которые по каким бы то ни было причинам отказываются работать вместе, я не принуждаю, а предоставляю им право выбора, при этом,   не позволяю себе ни малейших проявлений неудовольствия.  В данной ситуации я стараюсь понять его мотивы и поощряю всякое его побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь.

При групповом обучении меняется и моя функция, как преподавателя. Я организую работу студентов, поддерживаю дисциплину, веду учет работы каждого члена подгруппы, помогаю по мере необходимости. Таким образом, я являюсь соучастником коллективной деятельности, наблюдая, консультируя, направляя студентов на достижение основных целей учебного занятия, а не просто передаю  знания в готовом виде.

Этапами работы при групповом методе обучения являются:

- инструктаж;

- самостоятельная работа студентов с обсуждением результатов внутри каждой группы;

- систематизация и коррекция знаний;

- рефлексия;

- обобщение и оценка знаний студентов.

Привожу пример конкретной клинической ситуации – кейса, материалом для которой послужила история болезни новорожденного ребенка. Данное задание студенты выполняют по теме «Проведение дифференциальной диагностики заболеваний новорождённых. Применение лекарственных средств, осуществление ухода» по ПМ Лечебная деятельность МДК Лечение пациентов детского возраста. 

Ребёнок в возрасте 4 дня был переведён из роддома в детское отделение, так как мать от него отказалась. Матери 25 лет, в браке не состоит. Беременность 4,  роды 3, имеет двух детей в возрасте трёх и четырёх лет. Во время беременности женщина на учёте в женской консультации не состояла. Роды самопроизвольные, в срок. Масса при рождении  3100 гр., длина тела 53 см., окружность грудной клетки 34 см., окружность головы 36 см. В родах нетугое обвитие пуповиной. Оценка по шкале Апгар 6\7 баллов. На шестые сутки на коже туловища появилась множественная везикулёзная сыпь, из обоих глаз гнойное отделяемое. Состояние ребёнка удовлетворительное. Отмечается тремор кистей и подбородка во время беспокойства, гипертонус в нижних конечностях, опора на цыпочки. По внутренним органам без особенностей.

  1. По каким группам риска нужно наблюдать данного новорождённого ребёнка? Обоснуйте ответ. Определите группу здоровья у данного ребёнка.
  2. Поставьте клинический диагноз в соответствии с современными классификациями, обоснуйте ответ.
  3. Перечислите основные принципы лечения данного ребёнка.
  4. Продемонстрируйте технику ухода за данным новорождённым ребёнком на кукле фантоме, используя необходимые лекарственные препараты.
  5. Какие группы риска уже реализовались у данного ребёнка? Обоснуйте ответ.

Анализ конкретной учебной ситуации (кейса) проводят все обучающиеся в своих микро группах, причем каждая подгруппа ответственна еще и за конкретное задание под определенным номером. Кроме использования группового обучения в этом случае и само задание является интерактивным, т.к.  позволяет обучающимся применить свои теоретические знания при решении практической задачи, активизирует студентов, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя их один на один с реальной ситуацией.

В практической профессиональной деятельности выпускникам придется сталкиваться с различными непредвиденными ситуациями. Конечно, готовых рецептов как поступать в той или иной жизненной ситуации дать невозможно. Поэтому, решая такие конкретные учебные ситуации, у выпускника будет гораздо больше шансов успешно решать их в своей будущей профессиональной деятельности.

Групповое обучение включает студентов в поиск различных решений, при котором могут быть и ошибки. Обучающиеся начинают понимать, что учение - это не только усвоение готовых выводов, но и процесс познания, где могут быть и неверные решения. А преподаватель по-иному относится к ошибкам - как необходимому этапу на пути к знанию, терпеливо и доброжелательно помогает студенту в его самостоятельной поисковой деятельности.

Групповая форма работы имеет в себе и ряд трудностей: необходима более тщательная, продуманная подготовка учебного материала, возможны трудности в комплектовании групп и организации работы в них, включение сразу всех студентов в работу ведет к рабочему шуму на занятии.

Но, несмотря на отмеченные трудности, работа показывает, что применение группового метода обучения при изучении общепрофессиональных дисциплин и ПМ эффективно и даёт свои результаты, студенты имеют хорошие показатели успеваемости, неуспевающих студентов практически не бывает.

Таким образом, групповое обучение, которое относится  к интерактивным методам, позволяет подготовить специалиста, отвечающего требованиям современного общества, который будет обладать набором профессиональных и общих компетенций, необходимых для выполнения основных видов своей профессиональной деятельности.

Список используемой литературы:

  1. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения: учебно – методическое пособие / С. С. Кашлев. Издательство ТетраСистемс, 2013. – 224 с.
  2. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.А. Морева. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр Академия, 2001. – 272 с.
  3. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Морева. – М.: Издательский центр Академия, 2005. – 432 с.  
  4. Савруков Н. Т. Проблемное обучение студентов: методика проведения практ. занятий / Н. Т. Савруков, Н. С. Степанов, В. А. Алексеев. - Чебоксары, 1998. – 25 с.
  5. Чернилевский Д. В. Инновационные технологии и дидактические средства профессионального образования / Д.В. Чернилевский, В.Б. Моисеев. – М., 2002. – 215 c.

 

Оригинал работы: 

Интерактивные методы обучения в преподавании общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*