Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Междисциплинарное взаимодействие преподавателей - как основа формирования профессиональных компетенций будущего специалиста колледжа

05.04.2017 335 485
Антонова Ирина Викторовна
Антонова Ирина Викторовна, преподаватель

Михайловский экономический колледж-интернат

Введение

В ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования, сохранение здоровья студентов выдвигается в число приоритетных задач. Это определяется резким понижением уровня здоровья, что подтверждается многочисленными исследованиями. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у обучающихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, обеспечивающих формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью. В связи с этим, возникает необходимость интеграции предмета физической культуры с другими предметами. Прежде всего, это предметы естественного цикла: биология, физика, химия, а так же история, литература, информатика.

Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:

-способствуют повышению мотивации учения, формированию учебной деятельности, познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

-в большей степени способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

-не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;

-интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

Межпредметные связи значительно оживляют преподавание, стимулируют познавательную активность учащихся.

Например обучая  прыжкам в высоту с разбега, помимо основных знаний по предмету (значение прыжков в жизни человека, основные способы преодоления высоких препятствий, способы развития скоростно - силовых качеств и другие) опираемся на законы физики, определяющие наиболее целесообразные углы отталкивания, на законы ускорения и приложения силы действия. Помимо того, что эти знания дополняет теорию физической культуры, они способствуют расширению кругозора учащихся.

С определёнными математическими понятиями на начальном этапе обучения учащиеся знакомятся при построении в одну шеренгу ( это прямая), в колонну по два, по три- (параллельные прямые), в круг -(окружность) и т.д.

Связывая преподавание с историей, учитель реализует принцип историзма. Для характеристики того или иного периода студентам  напоминают исторические события этого периода, объясняют историческую обусловленность научных событий, взглядов, идей.

Связь с литературой. При выполнении строевых упражнений можно вспомнить басню: где щука, рак и лебедь действуют по своему.

Без знаний информатики, учащиеся не могут создавать свои работы на компьютере (презентации, проекты, буклеты).

Работа над общей физической подготовкой невозможна без осмысления таких биологических понятий как дыхание, обмен веществ.

Важно раскрыть студентам анатомические и физиологические основы физической культуры, т.е. познакомить их с жизненными процессами организма не только в состоянии покоя, но и во время мышечной деятельности (физические упражнения, физическая работа). Не усложняя материал учебного предмета, преподаватель биологии должен формировать интерес к физической культуре, и наоборот, физическая культура должна формировать интерес к физиологии.

Совместная работа преподавателей физкультуры и биологии формирует интерес  к предметам, так как позволяет на собственном опыте понять значение физкультуры, знание физиологии для здоровья. Известно, что преподаватель физкультуры часто не дает учащимся даже элементарного физиологического обоснования тех или иных движений, и тогда физическое воспитание сводится к набору упражнений по принципу "чем больше, тем лучше". При таком подходе к обучению упускается анатомо-физиологический анализ движений учащихся. А ведь именно он раскрывает причины допущенных ошибок при выполнении упражнений.

Глава 1. Взаимосвязь предмета «Физическая культура» с другими дисциплинами 

1.1 Межпредметная связь : физическая культура – химия, биология – физическая культура, физическая культура – физика.

В практике преподавания физической культуры  основное внимание уделяется развитию физических качеств и формированию двигательных умений и навыков, формирование знаний не является основной задачей в практике преподавания физической культуры. Таким образом, процесс физического воспитания превращается в процесс физической подготовки, который не в полной мере решает задачи по формированию физической культуры личности. Поэтому, для повышения качества образовательного процесса в целом, необходимо использовать межпредметные связи, соотнося предмет физической подготовки с содержанием учебных дисциплин: истории, биологии, раздела физики, основами безопасной жизнедеятельности, литературы. Студенты должны овладеть теоретическими знаниями по физической культуре и спорту, физической подготовке в объеме, достаточном для самостоятельных занятий. Насыщенная, интересная и увлекательная студенческая  жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

Одной из актуальных практических задач колледжа  является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для студентов путём внедрения эффективных технологий. При организации учебного процесса преподаватели проводят интегрированные уроки здоровьесберегающей направленности: физическая культура – химия, биология – физическая культура, физическая культура – физика, физическая культура – история, физическая культура - ОБЖ. Одна из проблем, которая остро стоит в обществе в целом, - это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. В то же время на занятиях биологии студенты  знакомятся со строением опорно-двигательной системы, значением физических упражнений для ее развития. На занятиях по физики и химии - с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание студентов на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Студенты учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Работая в контакте с преподавателями различных образовательных дисциплин, хочется отметить наиболее тесное сотрудничество с педагогами, преподающими предметы естественно-научного цикла.

1.2 Формы межпредметных связей

Социальные изменения, произошедшие в нашей стране, условия жизни человека (наличие аудио- и видеотехники, компьютеров, сотовой связи и т.д.), интенсификация его деятельности, слабая физическая подготовка  подростков, понижение двигательной активности, все возрастающее воздействие на их организм неблагоприятных внешних факторов прямо или косвенно приводят к негативным функциональным изменениям в состоянии здоровья молодых россиян. В настоящее время происходит процесс критического осмысления многих теоретических и практических положений в области физического воспитания подрастающего поколения в рамках образовательной программы. Резкое ухудшение здоровья  связано именно со школой и является следствием существующей системы образования, сегодняшних стандартов обучения и воспитания. Необходимость определения реальных механизмов, обеспечивающих укрепление здоровья, гармоничность развития, повышение физической и умственной работоспособности, продиктована поиском неиспользованных резервов для совершенствования физического состояния. Наиболее эффективно эти задачи реализуются при использовании межпредметных связей. Занятия физической культурой делают учащихся не только сильными, ловкими, быстрыми – они учат уважать себя и заботиться о себе. Как показывает опыт межпредметные связи физической культуры с другими предметами, не только улучшают физическую подготовленность, но и повышают интерес учащихся к занятиям физической культурой.

Физическая культура – общеобразовательный предмет, и наравне с другими  дисциплинами содержание учебного процесса складывается из знаний, умений и навыков. Сложнее состоит со знаниями, с теорией. Задача преподавателя – раскрыть студентам подлинный смысл физической культуры как средства гармонического развития человека, организации здорового образа жизни, укрепления здоровья, подготовки к трудовой деятельности. Следовательно, студентам необходимы теоретические знания, повышающие эффективность физических упражнений, и занятия по теории должны стать частью учебного процесса.

Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно - воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

При всем многообразии видов межнаучного взаимодействия можно выделить три наиболее общие направления:

  1. Комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта.
  2. Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках.
  3. Привлечение различными науками одних и тех же теорий, законов для изучения разных объектов.

1.3 Функции межпредметных связей

Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью преподаватель формирует такие качества знаний студентов, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими понятиями.

Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления студентов, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор. Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания обучающихся в обучении.

Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у студентов диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.

Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью преподаватель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования преподавателями комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.

1.4 Методики проведения учебной и массовой физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся:

- практические межпредметные занятия («физическая культура – русский язык», «физическая культура – математика», «физическая культура – история», «физическая культура – английский язык» и другие, основанных на взаимосвязи с общеобразовательными предметами;

- теоретические внеаудиторные формы (фестивали и спортивный праздники; различные недели по учебным дисциплинам;  спортивные соревнования по различным видам спорта и различного ранга.

Заключение

Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современном обществе. Он обеспечивает взаимосвязь естественно - научного и общественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением. С помощью меж предметных связей преподаватель в сотрудничестве  осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач. Современный преподаватель должен уметь творчески осуществлять меж предметные связи на занятиях и во внеаудиторной деятельности, для этого ему необходимо владеть теоретическими вопросами и осознанно применять методические рекомендации, находя новые пути использования межпредметных связей в обучении с учетом новых программ и требований.

Межпредметные связи активизируют познавательную деятельность студентов, побуждают мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных предметов. Использование наглядности из смежных предметов, технических средств, компьютеров на занятиях повышает доступность усвоения связей между физическими, химическими, биологическими, географическими и другими понятиями. Таким образом, меж предметные связи выполняют в обучении ряд функций: методологическую, образовательную, развивающую, воспитывающую, конструктивную.

Межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний студентов, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

Использование межпредметных связей на занятиях физической культурой дает возможность студентам больше работать самостоятельно , и во внеаудиторное время, развивать их творческие способности, проверять и проявлять себя в лидерстве. У студентов появляется личная ответственность за свои знания, умения включать их в реальную деятельность. Студенты учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Повышается результативность физической подготовленности при сдаче контрольных нормативов.


Список литературы

 

  1. Власов В.А., Олешко Л.В. Интегрированные уроки: физическая культура и русский язык // Физическая культура в школе . - № 4, 2005
  2. Кляйн Г. Внимание и спорт. – М., 1996
  3. Мажаров А.А., Власов И.В., Макаров А.В., Пашин А.А. Эстафеты и игры с межпредметными связями // Физическая культура в школе . - № 7, 2006
  4. Михайлова Е.Л. Технология формирования физической культуры личности старшеклассников средствами интегрированных форм обучения / Диссертация
  5. Петровский А.В. Хрестоматия по психологии. – М., 1987
  6. Пунц А.Ц. Психология.- М., 1984
  7. Рунцов Б.С. Веселые тройки: Игры с дидактическим содержанием // Физическая культура в школе . - № 4, 2007
  8. Сухов А.Т. Теоретические знания по физической культуре // Физическая культура в школе . - № 4, 2005

 

Оригинал работы:

Междисциплинарное взаимодействие преподавателей - как основа формирования профессиональных компетенций будущего специалиста колледжа




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*