Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

«Дети - зеркало жизни родителей»

16.04.2011 555 3006
Лондарева Надежда Ивановна, учитель

Лицей № 92 МОУ, г. Омск

Международный день семьи учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году. И это далеко не случайно. Мир начал понимать, что именно в семье начинается жизнь человека, и даёт эту жизнь мать. Её роль очень велика. Недаром народная мудрость гласит: «Отчего ребёнок с коня свалился? Оттого что мать криво посадила». Не отец, а мать. И ещё одно наблюдение. Человеку в жизни везёт трижды: от кого родился, у кого учился, на ком женился. Может ли пьющая, курящая, матерящаяся девушка родить здорового ребёнка, а затем воспитать нравственную личность? Вряд ли…

Ведь не зря поётся в известной песне:

Папа может, папа может, всё, что угодно,

Только мамой, только мамой не может быть.

Проблема воспитания всегда  волновала писателей, учёных, просветителей. Вот как категорически заявил в конце 19 века Ф.М.Достоевский: «Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь».

Наше общество и особенно семья долгое время ничего не предпринимали в этом направлении, если, хуже того, преподносили детям  тоько плохие уроки. И вот печальный итог. Страшно за будущее молодёжи, которая многого недополучила в семье. Государство тоже не являлось  помощником. Духовная среда сейчас такова, что, к сожалению, не способствует нравственному становлению человека.

Насколько важно было во все времена воспитывать у ребёнка трудолюбие, потому что каждый лентяй труслив и безволен, ещё и глуп. А глупый всегда невежествен и бесчестен. Из бесчестных выходят жадные, неуживчивые и бездарные существа, никому не нужные на свете.

Дети могут пожаловаться, что им не повезло с родителями, а родители на детей – нет. В жизни бывает наоборот. Когда наши надежды не оправдываются, мы начинаем детей упрекать. Результат получается обратный: утрата энтузиазма, упадок духа.

Известно, что и 99 одобрительных замечаний может не хвалить, чтобы компенсировать одно – единственное замечание. Критика снижает уверенность ребят в собственных силах, больно бьёт по самолюбию. И хотя мы тешим себя мыслью, что критика наша справедлива, зачастую это отнюдь  не так. Для развития и совершенства ребёнку больше всего нужны моральная поддержка и положительный пример. То, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь. Завтрашний характер ребёнка – в сегодняшнем поступке.

Дом…  Родительский дом – это особое место на земле. Хорошо, если он «примет с любовью и нежностью». Какое счастье, если к отчему крыльцу дети несут в себе вину, а не обиду.

В семье должны быть заложены устои, вехи, по которым ребёнок мог бы ориентироваться. Симон Соловейчик, известный педагог и учёный, написал памятку для родителей. Вот она:

 - Не отнимай чужого, но и не всё своё отдавай.

 - Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

 - Не дерись без обиды.

 - Не обижайся без дела.

  - Сам ни к кому не приставай.

 - Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.

 - Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чём не проси.

 - Из – за отметок не плачь, будь гордым. С учителями за отметки не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.

 - Не ябедничай за спиной у товарищей.

 - Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь чистюлей, дети не любят и чистюль.

 - Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе пойдём.

 - И не выставляйся!  Ты не лучше всех, не хуже всех, ты мой любимый.

 -Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость. Дорогу переходи внимательно, не торопись. А я буду ждать и думать о тебе.

Зарубежный педагог Сэлли Филдман словно  вторит С.Соловейчику:

 - Дети, привыкшие к  критике, учатся обсуждать.

 - дети, враждою воспитанные, знают, как нападать.

 - Дети, в насмешках выросшие, воспитывают робость.

 - много и часто стыдливые – с виной своей неразлучные.

 - Те, кто воспитан терпимостью, постигают науку терпения.

 - Воспитанные ободряющим   словом – умеют верить в себя.

 - Дети, взращённые похвалою, умеют видеть хорошее.

 - А воспитание справедливостью учит детей доверию.

 - дети, воспитанные одобрением, живут с собою в ладу.

 - Одарённые  дружбой, душевным теплом – находят в мире любовь.

             Добрые дети – дому венец,

             Злые дети – дому конец.

Так было и так будет во все времена. Прав В.А. Сухомлинский, у которого болела душа о детях. Он писал: «Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, от плохих детей дом могут уберечь сами дети».

Как же начинают нуждаться родители во внимании, сострадании дочерей и сыновей. Когда силы начинают уходить, когда со старостью приходит и слабость. Выходит, что старость у всех разная. Родители получают от родителей то, что в них вложили в детстве.

Настоящее семейное счастье… Кто о нём не мечтает? Пословица опять предупреждает нас и на этот раз: «Лучше с умным потерять, чем с дураком найти».

Омар Хайям в одном из рубаев заявил:

 Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.

 Два важных правила запомни для начала:

 Ты лучше голодай, чем что попало есть,

 И лучше будь один, чем вместе с кем попало.     

Счастливы дети и спокойны, когда у них есть любящие родители.

Конечно, всё в жизни бывает, но любовь, дружба должны преобладать. Сербский поэт Божидар Мандич так описал эту ситуацию: «Если наши родители ссорятся, потом мирятся, если снова ссорятся, потом мирятся, если  снова ссорятся, а потом целуются, было бы хорошо, если бы вечером они  обнялись, чтобы мы их запомнили их такими перед сном».

Известный писатель В.П.Астафьев, рано осиротевший, рано потерявший взрослую дочь, с болью размышлял о детях: «Дети… Но ведь когда – то они останутся одни, сами с собой и с этим прекраснейшим и грозным миром, и ни я, ни кто другой не сможет их греть и оберегать!

Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. Вот долдоним6 дети – счастье, дети – радость, дети – свет! Но дети – это ещё и мука наша! Вечная наша тревога! Дети – это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу всё наголову видать. Дети могут нами закрываться, мы ими – никогда. И ещё: какие бы они ни были, большие, умные, сильные, - они всегда нуждаются в нашей защите и помощи. И как подумаешь: вот скоро умирать, а они тут останутся одни, кто их, кроме отца и матери, знает такими, какие они есть? Кто их примет со всеми изъянами? Кто поймёт? Простит? Ах, если б возможно было оставить детей со спокойным сердцем, в успокоенном мире!».

   Время у нас беспокойное, и только родители должны научить своих детей, как в нём достойно прожить.  




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*