Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Метод проектов как способ организации самостоятельной работы студентов специальности 15.02.08

03.04.2017 771 1284
Николаева Ольга Владимировна
Николаева Ольга Владимировна, преподаватель

Волгоградский экономико-технический колледж

К. Д. Ушинский считал: "Самостоятельность головы учащегося - единственно прочное основание всякого плодотворного учения"

 

Основная задача среднего профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к самореализации, саморазвитию и инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту.

При переходе на ФГОС СПО  значительно уменьшилось количество часов аудиторных занятий и увеличилось количество часов, отведенных на самостоятельную работу. Почему такое пристальное внимание направленно именно на этот вид учебной работы, и почему умения, полученные в результате данного вида деятельности, ценятся больше, чем полученные на учебном занятии, проводимом преподавателем? Чтобы наиболее полно разобраться в данном вопросе, предлагаю рассмотреть, что подразумевается под понятием самостоятельная работа.

Самостоятельная работа (как дидактическая форма обучения) – есть система организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью студентов, протекающей в отсутствии преподавателя и без его непосредственного участия и помощи. Помощь преподавателя реализуется косвенным путем через специальную организацию всех компонентов системы обучения в условиях самостоятельной подготовки.

Роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы с целью приобретения студентом общих и профессиональных компетенций.

Роль студента заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя превратиться в творческую личность, способную самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что самостоятельная работа с одной стороны направленная на формирование общих и профессиональных компетенций, с другой стороны у студента есть возможность выбрать личную образовательную траекторию, которая оптимально отвечает потребностям студента и включает поиск и отбор информации, умение анализировать, выдвигать и оценивать гипотезы, вести собственные проекты.

Одним из способов эффективной организации самостоятельной деятельности студентов является метод проектов, так как проектное обучение является той педагогической технологией, которая в большей степени, чем многие другие отвечает условиям организации самостоятельной работы. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения(умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление.

На основе ФГОСов разработаны профессиональные модули, определяющие профессиональные и общие компетенции выпускников.

Модуль – относительно самостоятельная (логически завершённая) часть образовательной программы, отвечающая за формирование определённой компетенции или группы родственных компетенций.

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися определённым видом профессиональной деятельности, в том числе профессиональными (ПК)  и общими (ОК) компетенциями. 

Профессиональная компетенция – это интегральная профессионально-личностная характеристика выпускника, определяющая его готовность и способность выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми нормами и стандартами.

В процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес студентов и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство повышения эффективности обучения и воспитания.

В ФГОС СПО по специальности 15.02.08 Технология машиностроения студенты должен Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, работать в коллективе и  команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Метод проектов наиболее целесообразен в данном случае.                              Рассмотрим практическое применение метода проектов при организации самостоятельной работы студентов при изучении ПМ. 01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин.

Основные этапы проектного обучения:

 Планирование;

Аналитический этап;

Технологический этап (обобщения информации);

Представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные студентами темы проектов выносится на обсуждение.

Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом, формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача преподавателя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали студенты с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.

Вначале изучения ПМ. 01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин перед студентами ставится цель: в конце изучения а студенты должны выполнить курсовой  проект Разработка технологического процесса механической обработки детали  типа «вал» в условиях серийного производства, для этого необходимо собрать соответствующую документацию:

  1. Разработать технологический процесс.
  2. Создать пояснительную записку.
  3. Выполнить чертеж проекта.
  4. Сделать презентацию своего проекта.

До сведения студентов доводится, что для создания каждого документа им необходимо освоить следующие прикладные программные продукты: для создания пояснительной записки им понадобиться текстовый редактор, для технологической документации – им необходимо освоить программу T-Flex "Технология", чтобы выполнить чертеж проекта им необходимо освоить программу T-Flex-CAD 2 и T-Flex-CAD 3, и, наконец, для защиты своего проекта им понадобится программа создания мультимедийных презентаций.

Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Студенты разбиваются на группы по 2-3 человека. Каждая группа будет работать над своим проектом, но у каждого студента будет свой проект.

На аналитическом  этапе самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, каждый студент:

Уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности;

Ищет и собирает информацию, учитывая:

  • Собственный опыт;
  • Результат обмена информацией с другими студентами и преподавателями;
  • Сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.;

Анализирует и интерпретирует полученные данные.

На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом.

Последовательность работы:

  1. Уточнение и формулировка задач.
  2. Поиск и сбор информации.

Работая над проектом студенты на занятиях и внеаудиторно подбирают информацию, осуществляют поиск специализированной информации в сети Интернет, обращаются к преподавателям ведущим спецдисциплины, анализируют и обрабатывают полученную информацию.

III этап –

На технологическом (обобщение информации) этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Студенты:

  • Систематизируют полученные данные;
  • Объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию;
  • Выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов.

Преподавателю необходимо проследить, чтобы студенты обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией .  Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и идей каждой группы. Студенты должны знать порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации (правильное составление конспекта, резюме, реферата, порядок выступления на конференции и т.д.). И на этом этапе преподавателю необходимо предоставить студентам максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому студенту раскрыть свой творческий потенциал. Процесс обобщения информации важен и потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта

Представление полученных результатов работы и защита проекта (презентация). На этом этапе студенты осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом.

Работая над проектом, преподавателю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.

Студенты собирают воедино всю информацию и делают презентацию своего проекта. Происходит защита проекта, на которую приглашаются преподаватели спецдисциплин.

Подводя итоги работы, хочется отметить, что метод проектного обучения повышает эффективность самостоятельной работы студентов.

У студентов повышается уровень самостоятельности, организационные и информационные умения, возрастает степень заинтересованности к изучаемой специальности и готовит студентов к выполнению выпускной квалификационной работе.

 

Оригинал работы:

Метод проектов как способ организации самостоятельной работы студентов специальности 15.02.08




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*