Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Психолого-педагогическая задача поиска методов формирования познавательного интереса

17.04.2012 278 1689
Мнацаканян Джульетта Грантовна, преподаватель высшей категории

Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления

Психологи утверждают, есть три силы, способные заставить учиться: послушание, увлечение, цель. Послушание подталкивает, цель манит, увлечение движет. Истинным считается такое учение, при котором  ребёнок с помощью названных трёх сил учится с интересом. На формирование какой из этих сил должны быть направлены усилия преподавателя, прежде всего? На мой взгляд, главнейшей задачей и целью учителя должно быть стремление создавать «ситуации успеха» для учащихся. В статье известного педагога Мэри Бадд Роу «Научите ребёнка удивляться» приводится такой эпизод:

«…Странное это было зрелище: у фонтана стоял мужчина и, наклоняя голову то вправо, то влево, наблюдал за струями падающей воды, водил перед лицом пальцами правой руки вверх и вниз… Несколько минут он молча водил пальцами перед глазами, потом повернулся ко мне и спросил: «А ты так можешь? Можешь увидеть отдельные капли?». Я растопырила пальцы и стала повторять его движения. Неожиданно мне показалось, что струи фонтана застыли и распались на капли. Некоторое время мы стояли и совершенствовали наш метод. Потом, уже собравшись уходить, он посмотрел мне в глаза и сказал: «Не забывай, что наука-это способ исследовать мир, получая от этого удовольствие». Человек у фонтана был Альберт Эйнштейн…»


Трудно оспаривать высказывание великого учёного. Однако проблема существует.


На уроках естествознания детям приходится усваивать больше новых слов, чем на уроках иностранного языка. Учебники часто едва ли не скучнее словарей. В результате большинство учащихся приходит к убеждению, что для того, чтобы заниматься наукой, нужно быть таким же умным, как Эйнштейн. Проблема заключается в том, что дети - прирождённые исследователи. Они инстинктивно стремятся постигнуть окружающий мир. Привить им любовь к науке, оказывается, очень легко - без научного жаргона и дорогого лабораторного оборудования. Нужно лишь проявлять любознательность вместе с ребёнком. В этом случае вы дадите детям бесценные знания, которые простираются далеко за пределы науки. Они поймут, почему стоит добиваться своего и экспериментировать, несмотря на трудности. Их посетит догадка, что учение - это не скучная обязанность и что учение может приносить удовольствие - порой всю жизнь.


Таким образом, приходим к выводу, что для формирования познавательного интереса необходимо наличие положительных эмоций по отношению к процессу познания и непосредственного мотива. Эмоциональное состояние всегда связано с душевным переживанием: сочувствием, радостью, гневом, удивлением. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысления в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивными и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей. Одним из приёмов, входящих в метод эмоционального стимулирования, можно назвать приём создания на занятии ситуаций занимательности, который и порождает интерес.


Сегодня в думах о современной действительности, о болезненных вопросах нашей духовной жизни мы обращаемся к русской классике и, умудрённые историческим опытом, заново открываем для себя Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова, понимаем их глубже, острее, чем раньше. И, наверное, больше всего потрясает нас в их творчестве пророческая, просвещенческая глубина духовно – нравственных исканий, жажда истины и утверждение вечных ценностей. Как донести всё это до сознания нашего подрастающего поколения?


Нелегко идёт процесс изучения литературы на современном этапе. Много объективных трудностей психологических проблем. Очевидно, например, что сегодня требуются изменения традиционных норм в работе по активизации читательской активности современных  подростков с одновременным созданием возможности для их творческого развития. Следовательно, необходимо отказаться от стремления дать  как можно больше знаний. Необходимо создать условия, при которых  у обучающихся появится  внутренняя потребность в знаниях. Это, в свою очередь, может произойти только в том случае, если они будут уверены, что смогут применить  полученные знания для решения собственных задач и проблем. Личностная направленность процесса изучения литературы является неотъемлемым условием творчества как такового.


Размышляя над  проблемным вопросом, какие ориентиры и ценности могут стать основанием для адекватных времени творческих заданий студентам среднего профессионального учебного заведения, я пришла к выводу, что это должны быть задания, соотнесённые с ведущими ценностями времени: гуманистичностью, целесообразностью, моральностью, толерантностью. Такая направленность образовательной деятельности позволит ввести обучающихся в пространство культуры (нехватку которой мы так остро ощущаем) и идеологии. В этом пространстве стираются границы дисциплинарного обособления (истории, философии, литературы и.т.д.), однако есть конкретная проблематика, существуют образы и относительно фиксированные способы творческого мышления и деятельности. Таким образом, мы можем констатировать наметившуюся тенденцию к интеграции в образовательном процессе. Этот факт, на мой взгляд, является отличительной чертой образовательного процесса в системе среднего профессионального образования. Это побудило меня в рамках промежуточной аттестации обратиться к такой форме, как защита реферата. Обсуждая возможные темы, я учитываю интересы студента, анализирую его интеллектуальные возможности, коммуникативную работоспособность. Наиболее интересными и продуктивными из них стали темы: «Звуковой символизм теории К.Д.Бальмонта», «Старый город глазами молодёжи»- архитектурная история города Георгиевска (в рамках дисциплины Мировая художественная культура)- работа сопровождена презентацией и альбомом с фотографиями зданий, построенных в эпоху основания города; «Абсурдность бытия в художественном мире Чехова». Творчество А.П.Чехова кажется изученным полностью. Но именно тогда, когда всё сказано, и добавить, казалось, нечего, иллюзия «изученности» рушится. Давно изученные тексты начинают выстраиваться в новые парадигмы и обнаруживаются новые возможности прочтения с учётом новой художественной эстетики. Она оказалась интересной и вполне доступной для студентов в силу новых (мультимедийных) технологий. Визуальная информация повлекла за собой необходимость прочтения большого объёма дополнительной литературы, так как автору реферата потребовалось разобраться  в вопросах истории не только русского, но и западного театра, японской культуры. Думается, дорогого стоит вывод автора этой работы, который звучит так:

«XX век по праву можно назвать веком абсурда, веком духовного вакуума,  когда огромное число людей ощущают бессмысленность той жизни, которую им приходится вести, невозможность найти в ней позитивный смысл из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации «новых»…Чувство безысходности, одиночества, непонимания себя и других, разочарования и равнодушия, ощущения своей зависимости и слабости, внутренней дисгармонии тревожит героев Чехова...

Попытка найти себя, возродиться, ответить на главный свой вопрос – вопрос о значимости собственной личности, жизни, судьбы для себя, для других, для Бога…

Как это похоже на нас!»


Идея патриотического воспитания – это, на мой взгляд, цель педагогического процесса. Только при её наличии стоит говорить о решении проблемы читательской культуры и творчества школьников в рамках отечественной литературы. Меня порадовала положительная рефлексия студентов на предложенные темы: «Кавказ в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова», «Имперская политика России на Кавказе и её отражение в судьбах деятелей литературы», «Вопрос о причастности А.С Грибоедова к делу декабристов», «Не в Георгиевске ли родился Евгений Онегин?», « А.С. Пушкин в Георгиевске», «История казачества на страницах произведений М.А. Шолохова «Тихий Дон» и А.Т. Губина «Молоко волчицы».


Создание  рефератов по перечисленным темам предполагала большую исследовательскую работу по краеведческому материалу. Творческие результаты оказались интересными и богатыми по фактам.


Особого внимания заслуживают работы студентов, в которых поднимаются вопросы философского и психологического характера. Безусловно, мы не можем рассчитывать на компетентность учащихся в этих областях знаний. Тем более интересны достижения ребят в творческих изысканиях по таким темам, как «Добро и зло в религиозных исканиях русской литературы XIX века», «Христианские мотивы в произведениях писателей XX века». Многие десятилетия пропаганды атеистической идеологии привели к разрушительным последствиям в сфере духовной культуры. Тем ценнее становятся попытки наших детей постичь азы религиозной культуры с искренним желанием найти ответы на серьёзные жизненные вопросы. Для меня важен тот факт, что в ходе этой работы мои студенты не без удовольствия открыли для себя творчество Василия Васильевича Розанова. Ознакомление с некоторыми тезисами работ русского религиозного философа стало для ребят настоящим стимулом к преодолению духовного невежества.


В поисках Высшей истины ребята натолкнулись на завещание Н.В.Гоголя в «Авторской исповеди»: «Я убеждён, что теперь всякому тому, кто пламенеет желанием добра, кто Русский и кому дорога честь земли русской, должно также брать многие места и должности в государстве, с той же ревностью, как становился некогда из нас всяк в ряды противу неприятелей спасать родную землю, потому что неправда велика и много опозорила…». Долго спорили, обсуждали вопрос, как относиться к словам писателя. Автор работы распорядился следующим образом: «Давайте поверим великому писателю земли русской, задавшему прославленный вопрос: «Русь, куда же несёшься ты? дай ответ» и сам ответил: «Дружно докажем всему свету, что в Русской земле все, что ни есть, от мала до велика, стремится служить тому же, кому все должно служить на земле, несется туда же…к верху, к верховной вечной красоте».


Я думаю, наше подрастающее поколение сумеет преодолеть вполне осознанную духовную опустошённость и последует по начертанному великим Гоголем пути…к вечной Красоте!


Из всего выше изложенного видно, как найденные мною приёмы художественности, образности, яркости, занимательности, удивления вызывают у учащихся эмоциональную приподнятость, которая в свою очередь порождает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию интереса и осознания радости познания. 


Литература:

1. Шиянов Е. Н., Котлова И.Б. «Развитие личности в обучение» - М., 1999. Г.

2. Фридман Л.М. «Педагогический опыт глазами психолога». – М., 1987 г.

3. Р. Берну «Развитие Я – концепции и воспитание» -М. 1986 г.

4. «Современный образовательный процесс: основные понятия и термины» М.Ю. Олешков, В.М. Уваров, -М., 2006 г.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*