Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Становление дошкольного воспитания в Псковской губернии в первые годы Советской власти

16.04.2012 275 1951
Козлова Наталья Александровна, аспирант

Псковский государственный университет

Великая Октябрьская революция, уничтожив старый строй, положила начало коренной перестройке всей общественной жизни, в том числе и народного образования. Эта перестройка началась сразу же после революционных событий. Уже 9 (22) ноября 1917 года Декретом Совета Народных Комиссаров была создана Государственная комиссия по просвещению во главе с А.В. Луначарским. В состав этой комиссии вошел и отдел по дошкольному воспитанию, которому надлежало организовать общественное дошкольное воспитание в государственном масштабе. Этот отдел возглавляла Д. А. Лазуркина.


Комиссия сразу же занялась разработкой основ строительства народного образования в новом плане. В стране были изданы документы, часть из которых напрямую касалась дошкольного образования: Декрет Совнаркома от 9 (22) ноября 1917, [3] декларация «О дошкольном воспитании» 20.12.1917 г.,  Положение о единой трудовой школе РСФСР 16.10.1918 г., [7] вторая программа РКП(б) 1919 г.


Принятие этих документов способствовало включению дошкольного воспитания в единую государственную образовательную систему и приобретению дошкольными учреждениями государственного статуса. В результате этого развитие дошкольного воспитания по всей стране, в том числе и на территории Псковской губернии, приобретало более широкий размах и начинало протекать в неразрывном единстве с развитием всей системы народного образования.

Детский сад, как он мыслился в годы становления советской власти – это «культурный центр, который закладывает основы коммунистического воспитания, центр, вокруг которого должна развиваться широкая, как школьная, так и внешкольная работа» - Д. Лазуркина. [8] Задача в осуществлении правильного дошкольного воспитания состояла главным образом в том, чтобы строить дошкольные учреждения, руководствуясь не только педагогическими соображениями, но и социальными условиями среды. Наблюдая и присматриваясь к детям, педагог должен был создавать те условия, ту среду, подбирать тот материал, который  наиболее соответствовал современному детскому саду. 

          

Становление дошкольного воспитания в Псковской губернии начинается в 1918 г.  Следует отметить, что из-за экономических проблем в стране в первую очередь новая власть решала проблемы школьного образования, а вопросам дошкольного воспитания уделялось минимум внимания. В 1918 г. для Псковской губернии на дошкольное воспитание было отпущено - 1 387 500 руб. [6]


В начале сеть дошкольных учреждений развивалась только в городах губернии. Первый детский сад был открыт летом 1918 года в г. Великие Луки. С 1924 года работа по дошкольному воспитанию перенеслась в деревню. До этого времени дошкольные учреждения на селе существовали только летом.


В первые годы советской власти сеть дошкольных учреждений быстро разрасталась, и к 1920 году в Псковской губернии было организовано 41 детский сад. Помимо детских садов в 1920 году в губернии было организовано 36 детских домов, в которых воспитывалось 1260 детей, оставшихся без родителей, и работало 15 оздоровительных детских площадок. [4]


По данным всеобщей демократической переписи населения 28 августа 1920 года в Псковской губернии детей дошкольного возраста числилось 171 460 человек. Воспитательных учреждений дошкольного типа – 92, воспитывалось в них – 5003 ребенка, в частности на каждое учреждение приходилось в среднем по 50 человек. Из этих данных мы можем заключить, что в Псковской губернии было 166457 детей дошкольного возраста, не вошедших в воспитательные учреждения, и поэтому еще необходимо было в губернии 3329 учреждений дошкольного типа. [1]


Несмотря на статистические показатели к 1921 году в Псковской губернии насчитывалось всего 35 детских садов и 40 детских домов, но кроме этого появляется еще один тип дошкольного учреждения – ясли, которых в 1921 году было 2.


В последующие годы сеть дошкольных учреждений начинает еще  сужаться.

В 1925 году в Псковской губернии осталось 12 детских садов, из них в     г. Пскове – 4. В Себеже и Велиже совсем не было детских садов. [2] Еще в губернии имелось 22 детских площадки и 2 яслей. 


К 1927 году дошкольное воспитание все также остается одной из слабых сторон широкой области народного образования и воспитания в Псковской губернии. Всего 2,6 % детей дошкольного возраста были охвачены дошкольным воспитанием. В это время в Псковской губернии насчитывалось 12 детских садов на 582 места (2 детских сада для национальных меньшинств – латышей и евреев), 19 детских домов, вмещающих около 1750 детей, 2 из них для национальных меньшинств (латышский и еврейский), 89 детских площадок большая часть из которых были сезонными с охватом 2910 детей дошкольного возраста, и 2 яслей на 44 ребенка.  Кроме того, в г. Пскове организуется детский очаг с той целью, чтобы дети работниц, занятых на производстве, могли находиться в очаге в течение всей работы родителей на фабриках и заводах.


Расходы на дошкольное воспитание в 1927 году составили 75 400 рублей. [6]

По продолжительности работы в течение календарного года все дошкольные учреждения, действовавшие в Псковской губернии можно разделить на сезонные и постоянные. К числу постоянных учреждений относились детские сады и детские дома. К числу сезонных относились учреждения, чаще всего открываемые в сельской местности для работы на непродолжительный период (в летний сезон) – это детские площадки и ясли.


Поскольку в рассматриваемый период в губернии была острая нехватка работников и помещений, преобладающими были учреждения с продолжительностью работы в несколько месяцев.


В первые годы в ряде дошкольных учреждениях губернии не существовало определенной системы воспитания. Детские учреждения этого времени продолжали осуществлять функцию присмотра.


Вместе с тем на территории Псковской губернии действовали дошкольные учреждения, ориентированные на реализацию в качестве доминирующих педагогических задач и целей. В таких дошкольных учреждениях пристальное внимание уделялось рациональной организации распорядка дня воспитанников. Более того, в этих учреждениях практиковалось проведение с дошкольниками различных видов деятельности: чтение сказок, рассказывание, беседы, рисование, вырезание, лепка из глины, работа из листьев и бросового материала, пение, игры, сценирование, прогулки в лес, поездки по железной дороге и т.п.

Все занятия, по возможности, объединялись идеей индивидуальности и самостоятельности при полном представлении детям свободы проявления трудового творческого начала насколько это было возможно при ненормальных условиях работы детских садов.


 На протяжении 20-х годов XX века при развертывании дошкольной сети крайне остро стояли вопросы о размещении и материально-техническом обеспечении детских учреждений.


Прежде всего, обращает на себя, внимание, то, что большинство детских учреждений располагалось в наемных помещениях и соответственно они были неприспособленными. В летний каникулярный период при развертывании сезонной дошкольной сети использовались школьные здания.


Как правило, помещения, в которых располагались детские учреждения, не соответствовали основным санитарно-гигиеническим нормам, необходимых для создания оптимально комфортных условий пребывания в них воспитанников. Практически все детские учреждения были переполнены, а дети не получали необходимой медицинской помощи. 


 Как известно, не только санитарно-гигиенические, но и материально-технические условия составляют первичную основу организации деятельности любого детского учреждения. Это объясняется тем, что среда, в которой пребывает ребенок в учреждении, обеспечивает разные виды активности дошкольника и тем самым стимулирует развитие его личности.


Однако состояние материально-технической базы большинства дошкольных учреждений Псковской губернии в 20-х годах можно охарактеризовать как крайне тяжелое. Однообразие и малочисленность игрового материала, мебели, оборудования были присущи многим детским учреждениям. В качестве наглядного примера можно привести описание детского сада г. Великие Луки: «… средства на содержание детских учреждений не отпускались. Игрушки и пособия готовили из природного и бросового материала. Не сразу был организован дневной сон детей, так как не было постельных принадлежностей. Позднее в этом  помогли родители. Спали дети на хорошо вымытом полу, потому что кровати отсутствовали…». [5] В некоторых детских садах только к 1924 г. стало появляться оборудование:  столы, стульчики, кроватки, изготовленные хозяйственным способом, без учета каких-либо эстетических и педагогических требований.


Необходимо отметить, что и весьма скромное оборудование не всегда являлось собственностью дошкольных учреждений. Прежде всего, это было характерно для сезонных учреждений. Как правило, ими эксплуатировались не только школьные здания, но и имущество этих учебных учреждений.


Одним из проблемных вопросов в работе дошкольных учреждений следует считать организацию детского питания. Во многих отчетах подотделов, письмах говорилось о плохом снабжении продуктами. В исследуемый период механизм организации горячего питания детей еще только налаживался, поэтому очень часто происходили «перебои» в снабжении детских учреждений продуктами питания. К примеру, из воспоминаний воспитательницы первого детского сада г. Великие Луки З. Лейтис: «…первое время, продуктами  питания обеспечивали сами родители … позже стали выделять средства на питание детей. Правда, питание было очень скудное. В дневной рацион входили сбой вместо мяса, чечевица и очень немного хлеба». [5] Из отчета Новоржевского Уотнаробраза за 1921 г. о положении детских домов «…были дни, когда дети кроме чая с хлебом без масла и сахара, ничего не получали. В январе дети получили в месяц лишь 5 ½ фунта мяса (в этом числе сбой и зайчина со шкурами). Масло было выдано по ¼ на человека, сахара совсем не было выдано. При этом норма хлеба и других продуктов для замены недостающих увеличены не были. В настоящее время Продком ничего не отпускает».[8]


Следует отметить, что при некоторых детских учреждениях Псковской губернии организовывались огороды. Они способствовали частичному решению проблем с питанием и были важным средством воспитания положительного отношения к труду и вооружению воспитанников основным природоведческим знаниям и умениям.


Единичными в Псковской губернии были учреждения, которые были организованы на высоком уровне. К таким учреждениям относился центральный детский дом в г. Великие Луки. В этом доме ребенка дети находились до 7 лет, а в центральном доме воспитывались дети от 7 до 16 лет.


Материальную заботу в детских домах нес отдел местного хозяйства (в сентябре 1923 г.  на содержание детского дома было выделено 800 000 руб.).


Дома были оборудованы всем необходимым от игрушек до большого запаса дров, дети были хорошо и чисто одеты и обуты.


В 1923 году в доме ребенка находилось 70 детей. Для грудных детей имелось 7 кормилец и установлена особо высокая норма питания: молоко, молочная каша, сахар и прочие продукты. Детей самого младшего возраста кормили до 7 раз в сутки. Уход за детьми был очень тщательный.


С детьми от 3 до 7 лет велась воспитательная работа под руководством заведующей, у которой была соответствующая педагогическая квалификация.

Всего служащих при доме ребенка было 23 человека. Имелись врач и сестра милосердия.


Помещения соответствовали всем санитарно-гигиеническим требованиям, имелось даже электрическое освещение.


Расширение дошкольной сети достаточно остро поставило проблему кадрового обеспечения.


В первые годы на Псковщине, как и по всей стране, не хватало квалифицированных воспитателей, инструкторов. В основном в сферу дошкольного воспитания набирались случайные люди, без специального педагогического образования или школьные учителя.


В целях улучшения состава руководительниц детских садов, и подготовки работников в области дошкольного воспитания организовывались курсы, которые преследовали две главные цели:

1) расширить и углубить теоретические и практические познания руководительниц существующих детских садов;

2) создать новый в достаточном количестве кадровый состав  работников по дошкольному воспитанию.


Частично подготовка дошкольных работников осуществлялась в Пскове, Петрограде, Москве. Кроме того, устраивались местные курсы, которые должны были привлечь более широкий круг слушателей. 


Существовало два вида курсов: краткосрочные (2-х – 3-х недельные) и более продолжительные 2-3-хмесячные. Прослушивание первых было обязательным для всех имеющихся в уезде работников по дошкольному воспитанию, ради пополнения и углубления их познаний, особенно практических, в означенной области. Эти курсы организовывались при помощи местных сил и по своей кратковременности они не могли быть особенно ценными для лиц, не имевших близкого отношения к делу дошкольного воспитания. Для таких лиц  организовывались курсы более обстоятельные, со значительно расширенной программой и продолжительностью не менее 2-х месяцев.


 Вторым средством к расширению и углублению специальных познаний в области дошкольного воспитания и приобретении практических навыков являлась организация кружков дошкольниц, одной из главных целей которого - обсуждение и разработка соответствующих научно-педагогических вопросов, устройство самокурсов, доклады, рефераты и т.п. Кружки играли большую роль в отношении широкой пропаганды среди народных масс идей дошкольного воспитания и являлись совещательным органом при Уездном Отделе Народного Образования. 


Между тем профессиональная компетентность и грамотность значительной части работников детских учреждений Псковской губернии  20-х гг. расценивалась как неудовлетворительная. Подтверждением служит тот факт, что почти 20 % руководительниц детских садов не имели даже общего образования в размере, даваемом школой 2-ой ступени; 40 % - бывшие учителя школы 1-ой ступени, ранее не имевшие отношения к дошкольному воспитанию; 40 % - прослушали краткие курсы по дошкольному воспитанию.[9]


Заметим, что для нормального функционирования дошкольных учреждений было необходимо, чтобы в штате каждого из них были 1 заведующая, как минимум 1 педагогический работник и 1 технический служащий. Однако для развития дошкольного воспитания в 20-х гг. был характерен кадровый дефицит. Это неоднократно указывалось в документах данного периода. По статистическим данным за 1921 г. в Псковской губернии на 38 детских садов недоставало 42 работника из них 19 педагогов, 12 инструкторов, 11 врачей. Нередко отмечались случаи совмещения обязанностей заведующего учреждением и воспитателя одним человеком.


Наряду с дефицитом педагогических кадров, в дошкольных учреждениях Псковской губернии в рассматриваемый период не хватало и технического персонала. В отчетах о работе детских учреждений указывалось, что работу технического персонала выполняли дети старшего возраста.


Недостаток педагогических и технических работников осложнял деятельность отдельных дошкольных учреждений, поскольку многие сотрудники вынуждены были выполнять большой объем работы.


Характеризуя организационно-управленческую сторону работы детских дошкольных учреждений, следует отметить, что в 20-х годах на исследуемой территории предпринимались попытки организации своеобразной управленческой структуры внутри самих учреждений.  При учреждениях для детей дошкольного возраста: детских садах, площадках, очагах, яслях – для обсуждения и разрешения вопросов учебно-воспитательного и административно-хозяйственного характера организовывались Педагогические Советы. В состав Педагогического Совета входили:

1. Руководительницы и воспитатели в т.ч. заведующая хозяйственной частью и няни, если они в учреждении имелись.

2. Врач, обслуживающий учреждение.

3. Представитель от местного Отдела Народного Образования.

4. Представители, по одному – от трудового населения и от родительской организации, где это было возможным по местным условиям.


Данный период становления дошкольного воспитания в Псковской губернии следует отнести к организационному: определялась нормативно-правовая база существовавших дошкольных учреждений, конкретизировались цели воспитания малолетних детей, шел поиск его содержания.


Анализ процесса становления и развития системы дошкольного воспитания в Псковской губернии в 20-е годы XX века позволило определить типы общественных учреждений, занимающихся в этот период детьми дошкольного возраста, к ним относятся: детский сад, детский дом, детские площадки, ясли, очаг.


Становление общественного дошкольного образования в Псковской  губернии происходило в условиях борьбы с огромными трудностями – отсутствие потребных для планомерной организации этого дела средств, крайний недостаток дошкольных работников вообще и подготовленных в особенности; нехваткой зданий для размещения дошкольных учреждений; несоответствие занимаемых детскими садами помещений своему назначению; неудовлетворенность в оборудовании; полное отсутствие литературы по дошкольному воспитанию; большой недостаток материала для работы.  

 

1. Горожанский Н. Местный бюджет и школа. // ж. «Новая жизнь», 1922 № 7 - с. 55-58.  

2. Дошкольное воспитание – «Псковский набат», 1925, 9 апреля

3. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия/ Под ред. М.Н. Колмаковой, В.И. Логиновой. – М.: Просвещение, 1988. – 244 с.

4. Леонов М. За сорок лет «Псковская правда» - 1957, 29 октября, с. 3

5. Лейтис З. Всю жизнь среди детей. – «Великолукская правда», 1967, 12 июля. – с. 3

6. Народное образование за 10 лет. В кн: 10 лет Советов в Псковской губернии. – Псков, 1927, с. 98-105

7. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа.: Сб. документов. 1917-1973. – М.: Педагогика, 1974. – 559 с.

8.  ГАПО ф. р-1240, оп.1, д.93, л. 1-4

9. ГАПО ф. р-798, оп. 1, д. 41, л. 32; д. 122, л. 25.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*