Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Народные игры как средство повышения уровня всестороннего физического развития

27.03.2017 494 829
Собка Елена Николаевна
Собка Елена Николаевна, преподаватель

Златоустовский индустриальный колледж им. П.П. Аносова

Проблема снижения уровня физической подготовленности молодого поколения по-прежнему остается  достаточно острой. Негативные тенденции в изменении показателей состояния   здоровья подрастающего поколения,  наблюдаемые в последние годы, свидетельствуют о недостаточной эффективности системы физического воспитания. Связано это с различными факторами и причинами. Одна из причин невысокого уровня физической подготовленности современных школьников и студентов – снижение интереса к традиционным занятиям физической культурой в школах, в средних профессиональных учебных заведениях и ВУЗах. Поэтому приоритетной задачей, стоящей перед преподавателями физического воспитания, является поиск эффективных средств комплексного воздействия на физическую подготовленность, укрепления здоровья, мотивационно- эмоциональную среду, которая оказывает положительное влияние на формирование  устойчивого интереса к занятиям спортом.

Проблемам физической подготовки посвящены многочисленные труды отечественных педагогов, тренеров и профессиональных спортсменов. Так, П.Ф.  Лесгафт, выдающийся  русский биолог, анатом, педагог, создавший научно-обоснованную систему физического воспитания, рассматривал народные игры как одно из действенных средств физического развития и воспитания. Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР А.В. Зимин по этому поводу говорил: «Какая замечательная игра – русская лапта! Здесь развиваются абсолютно все качества. И все это на высоком эмоциональном уровне!»

Во всех научных и педагогических работах отмечается главное: ведение здорового образа жизни, регулярное занятие физической культурой и спортом, систематический контроль состояния своего здоровья является необходимостью для каждого молодого человека.

Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность в игре.

Игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленной самой природой человека – это потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность общения и получения внешней информации.

Народные подвижные игры  являются традиционным средством педагогики и являются  неотъемлемой частью национального, художественного и физического воспитания. К сожалению, современные дети их мало знают и редко обращаются к этим играм.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны. Радость движения сочетается с духовным обогащением, расширением кругозора; формируется устойчивое, заинтересованное  и уважительное отношение к культуре региона и страны.

Народные игры являются основой, на которых построены  современные подвижные игры, используемые не только на занятиях физической культуры, но и при подготовке спортсменов высокого класса.

Цель статьи – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность использования в образовательном процессе народные игры, как универсальное средство для развития двигательных качеств, оздоровления и социальной адаптации  студентов.

Задачи:

-изучить принципы, критерии эффективности использования народных игр на уроках физической культуры;

-формирование разносторонней физической подготовленности;

-выработка умений использовать  физические упражнения в условиях внешней среды, в том числе в трудовой и профессиональной деятельности;

-формирование самооценки личности, уверенности в своих силах, нравственного самосознания и мировоззрения;

-поэтапная подготовка к выполнению комплекса ГТО и участия в массовых видах спорта.

Анализ результатов многолетней работы преподавателем физической культуры заставил автора статьи обратиться к проблеме мотивации  посещения студентами учебных занятий физической культуры. С целью повышения интереса студентов к занятиям, было принято решение использовать в своей педагогической деятельности элементы народных игр.

Первоначально, результаты не всегда были удовлетворительные, так как не все студенты любят заниматься физической культурой, и у многих отсутствует интерес к занятиям. Слабая физическая  подготовка, понижение двигательной активности студентов, все возрастающее воздействие на их организм неблагоприятных факторов, прямо или косвенно приводит к негативным нравственным и функциональным изменениям состояния здоровья молодых людей. Исследования  свидетельствуют о том, что современная молодежь в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Сидение за компьютером, у телевизора увеличивает статическую нагрузку на определенные мышцы и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии, вызывая избыточное отложение жира, что способствует заболеванием детей и подростков  ожирением.

В связи с этим особенно остро встает вопрос о том,  как помочь молодому поколению в их оздоровлении, какой наиболее доступный и экономически выгодный путь избрать. Для решения этой проблемы целесообразно и эффективно использовать незаслуженно забытые народные игры: «Русская лапта», «Городки», «Русский футбол» и другие.

Русские народные игры очень многообразны. Игры издавна служили средством самопознания, в играх дети и взрослые проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.

Игра – это всегда интересно, это средство общения, накопления опыта, выражение эмоций и формирование отношений. Поэтому отсутствуют комплексы, нет боязни неудачи. Люди полностью отдаются игре, так как она доступна всем и включает в себя естественные двигательные действия и не требуют специальной подготовки.

Зачастую, русские народные игры совершенствуют жизненно-необходимые навыки в изменяющихся ситуациях; безопасны и достаточно просты в организации, могут проводиться в условиях спортивного зала или открытой спортивной площадки. Носят как чисто оздоровительный, так и спортивный характер, предусматривают спортивное совершенствование.

Игры на свежем воздухе, особенно в весенне-осенние  периоды, без сомнения должны повысить устойчивость организма к простудным, инфекционным заболеваниям, вредным влияниям  внешней среды.

Игры играли во всех областях России, но были различия характерные для той или иной области. В одну и ту же игру, одинаковую по смыслу, играли в каждой области по своему, да и название у игр везде было разное. На Урале были распространены народные игры «Где ты был, наш заинька», «Заплетися плетень», «Как у тетушки Ирины». А игра «Чебыряйка» была характерна для уральских казаков. Под песню один из игроков, пожелавший испытать свои пластические и музыкальные способности, выходит в центр круга, поставив ноги в углы, образованные кочергой и ухватом по диагонали. Его задача — подпрыгивать в ритме и в темпе песни, менять ногами углы креста, не задевая при этом ни кочергу, ни ухват. Решить эту задачу тем более сложно, что темп пения все время набирает скорость и, в конце концов, становится бешеным.

Игра «Русская лапта» на Руси пользовалась особой популярностью. В нее играли взрослые и дети. Она приносила людям веселье и радость, решительность, развивала быстроту и выносливость, укрепляла здоровье.  «Русская лапта» по своему игровому содержанию, беговым и метательным действиям хорошо вписывается в уроки физической культуры. Упражнения на основе игровой техники являются средствами подготовки к метанию и бегу. Перебежки аналогичны повторному методу тренировки в беге и выполняются в соответствии со своими индивидуальными и физическими возможностями. Метание выполняется на дальность и в цель: вертикальную, горизонтальную, движущуюся. При этом в игровых условиях, метание имеет эмоциональную окраску  в сравнении с обычным программным метанием, что немаловажно. Упражнения позволяют выполнять большое количество бросков, ловли и подбора мяча. Все это развивает координационные  способности тех, кто занимается.

Используя огромный потенциал народных подвижных игр, было принято решение вовлечь в регулярные занятия  физической культурой и спортом как можно больше студентов и подготовить их к выполнению норм ГТО.

Исследовательский этап в деятельности педагога заключается в диагностики уровня физической подготовленности студентов Златоустовского индустриального колледжа им. П.П.Аносова. Для эксперимента были выбраны: группа 215СВ(к) (экспериментальная, 25 студентов)  и группа 215СВ (контрольная, 25 студентов). В начале учебного года среди респондентов было проведено практическое занятие, анкетирование и устный опрос. Были получены следующие результаты:

в экспериментальной группе

  • 36% респондентов не проявили интерес к занятиям физической культурой, готовность и желание выполнять нормативы ГТО;
  • 40% студентов проявляют интерес к занятиям физической культурой и готовы выполнять нормативы ГТО частично;
  • 24% проявили осознанный интерес к занятиям физической культурой и спортом и готовность выполнять нормативы ГТО;
  • средний балл физической подготовленности не превысил показателя 3,8;
  • процент посещения уроков по физической культуре и секций 50%.

в контрольной группе

  • 56% респондентов заявили об отсутствие интереса к занятиям физической культурой; 
  • 32% респондентов частично проявляют интерес к занятиям физической культурой и готовы выполнять нормативы ГТО
  • 12% – интересно заниматься физической культурой и спортом и готовы выполнять нормативы ГТО.
  • средний балл физической подготовленности не превысил показателя 3,5;
  • процент посещения уроков по физической культуре и секций 50%.

Использование разнообразных методов и средств обучения, видов учебных занятий, увеличение количества внеклассных занятий (секции,  спортивные мероприятия, соревнования) помогло реализовать намеченные цели.

Уровень физической подготовленности определяется наличием у студентов конкретных физических способностей, которые диагностируются выполнением контрольных заданий по  физической культуре. К ним относятся:

скоростные способности – контрольное упражнение (тест) – бег 30м;

координационные способности  – челночный бег 3х10м;

скоростно-силовые  способности – прыжки в длину с места;

выносливость – 6-минутный бег;

гибкость – наклон вперед из положения стоя;

силовые способности – подтягивание на высокой перекладине (количество раз).

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Народные игры как средство повышения уровня всестороннего физического развития




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*