Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Некоторые аспекты организации самостоятельной работы студентов в современной системе образования

24.03.2017 244 418
Майорова Нина Петровна
Майорова Нина Петровна, преподаватель

Сибирский геофизический колледж

В современном образовательном процессе одной из важнейших проблем является вопрос организации самостоятельной работы студентов. Важно подчеркнуть, что обучение студента – это не самообразование индивида по собственному произволу, а систематически управляемая преподавателем самостоятельная деятельность обучающихся. В этой связи эффективное соотношение между аудиторными и внеаудиторными занятиями вызывает пристальное внимание к проблеме организации самостоятельной работы студентов (СРС) в целом, а не только и не столько в традиционных границах конкретных дисциплин. Стратегически на первый план выступает исходный уровень самостоятельности, с которым пришел абитуриент в сопоставлении с требованиями к выпускнику колледжей и вузов [1].

СРС студентов – достаточно широкое понятие. Оно включает в себя не только учебную познавательную деятельность, которую студенты выполняют в часы, когда нет аудиторных занятий, но и ту самостоятельную работу, которую они осуществляют во время лекций, семинаров, практических занятий. СРС в обучении используется, как правило, для закрепления пройденного материала. Основными базовыми обучающими формами традиционно являются лекции, семинары и практические занятия. Сегодня с традиционным живым общением успешно спорят электронные формы информации, где в виде схем очень наглядно, в цвете и очень кратко может быть выстроен весь материал, который можно изучать «от общего к частному» с различной степенью глубины и детализации. В то же время системное представление на лекционном курсе можно получить только в результате соответствующего длительного прослушивания материала. Лекция читается только последовательно и к ней нельзя вернуться, как можно перевернуть страницу книги или Интернета. Вопросы на лекции задаются после ее завершения, чтобы не нарушать ход ее изложения. Но эти вопросы обучающимся задаются очень редко по многим причинам, например, чтобы не выявить свою невнимательность, культурную неосведомленность и пр. Все это формирует комплекс «белых теней» в познании материала, который не всегда удается ликвидировать  при подготовке к экзамену. Преподавателю можно рассчитывать на понимание и узнавание материала студентом, но при условии идеальной учебной ситуации: со стороны обучающегося – это присутствие на всех занятиях, отсутствие отвлечения во время лекции, хорошая слышимость, разборчивость, готовность воспринимать учебный материал и пр. И также должны быть обеспечены соответствующие условия со стороны преподавателя: глубокое знание материала, логичность в изложении, скорость изложения, внятность и лаконичность языка и пр. (т.е. профессионализм). Но даже при идеальных условиях обучения невозможно гарантировать абсолютного высокого качества его исполнения, вследствие того, что не могут быть учтены индивидуальные, личностные способности учащихся. В настоящее время в решении поставленной проблемы может способствовать совершенствование собственной самостоятельной работы студентов. Эта работа представляет собой упорядоченную динамическую систему приема чтения, прослушивания, наблюдения, осмысления, обобщения, систематизации, конспектирования, запоминания, воспроизведения учебного материала. По своему характеру все многообразие самостоятельной работы можно условно объединить в три группы [1]:

1) репродуктивная самостоятельная работа (прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, запоминание, повторение пройденного материала и др.);

2) познавательно – поисковая самостоятельная работа (подготовка сообщений, докладов, выступлений на практических занятиях, выполнение контрольной и курсовой работы и др.);

3) творческая самостоятельная работа (написание научных статей, участие в научно – исследовательской работе, проведение дипломного исследования и др.).

Рассматривая самостоятельную деятельность студентов, невозможно абстрагироваться от ее личностной основы, так как исходным шагом в овладении теми или иными умениями является мотивация. Можно создать все необходимые условия и предпосылки для образования, но само познание может совершиться только тогда, когда студент захочет познавать. Собственная познавательная активность студента стоит в центре его мотивации. Обучающегося можно вовлечь в учебно - познавательную деятельность, заинтересовав уже одним из имеющихся у него мотивов. Например, для большинства студентов характерны мотивы к самоутверждению, общению, карьере и др. [2] .

При выполнении самостоятельной работы студенты сталкиваются с определенными трудностями, указанными в ниже приведенной таблице:

п/п

Характер трудностей

Содержание

Возможные действия преподавателя

1

Трудности поиска необходимой информации

Студентам, особенно первых, вторых курсов, бывает достаточно сложно определить, что конкретно надо прочитать или изучить для того, чтобы основательно разобраться в проблеме. Они еще плохо ориентируются в большом потоке издаваемой учебной и научной литературы, не умеют пользоваться библиографическими и тематическими каталогами в библиотеках

Проведение занятий в библиотеке, знакомство с технологией поиска литературы

2

Трудности ориентировки в содержании книги, учебного пособия, научного журнала

Студенты затрудняются выделять собственно научный аспект и главные проблемы вопроса, отличить его от псевдонаучных рассуждений

Работа по составлению плана. Методические рекомендации по работе с данным пособием

3

Трудности методологического характера

Студенты недостаточно глубоко знают научное содержание отдельных понятий, определений, не понимают смысл отдельных терминов

Составление глоссария

4

Трудности обобщения теоретических положений, изложенных в различных источниках, определения их взаимосвязи и взаимозависимости

Студентам не всегда удается соотнести между собой имеющиеся в литературе противоречащие друг другу отдельные теоретические положения, понять логику рассуждений некоторых авторов, аргументацию их выводов

Составление схем и алгоритмов обобщения

5

Трудности применения полученных знаний на практике

Студентам сложно правильно оценить возникшую в повседневной жизни ситуацию, чтобы применить к ее анализу полученные профессиональные знания, выделить в практической ситуации основу, которая требует применения соответствующего теоретического подхода или обоснования

Акцентирование внимания студентов на формирование учебных, коммуникативных и специальных умений

Таким образом, трудности в самостоятельной работе студентов, носят комплексный характер, и их преодоление во многом зависит от овладения техникой, методикой,  организацией и управлением этой работы (Мамбетказиев, 2008). Управление самостоятельной работой – это, прежде всего, умение оптимизировать процесс сочетания двух частей: работа, организуемая преподавателем и работа, организуемая студентом по своему усмотрению. Необходимо еще на стадии разработки учебных планов, назначая объемы времени, отводимого на аудиторную и внеаудиторную работу студента, учитывать форму СРС, так как разные ее формы, естественно требуют разных затрат времени. Организация СРС может включать в себя следующие составляющие:

1.Технология отбора целей самостоятельной работы; обоснованием отбора являются положения, определенные Государственным образовательным стандартом, с дальнейшей их конкретизацией по курсам и отражающие введение в будущую профессию, профессиональные теории и системы, профессиональные технологии и др.

2.Отобранные цели СРС должны соответствовать структуре готовности к профессиональному образованию, включающей мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты. Эти цели включают знания источников профессионального самообразования, применение различных форм самообразования при организации СРС и др.

3.Технология отбора содержания СРС. Основаниями отбора содержания СРС являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально – психологические особенности студентов (обучаемость, интеллект, обученность, мотивация, особенности учебной деятельности).

4.Технология конструирования задания. Задания для СРС должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.

5.Технология организации контроля. Включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку индивидуальных форм контроля [3].

Для организации СРС по развитию творческого мышления, может быть эффективно использована модель Уоллеса, описывающая творческий процесс и включающая следующие составляющие (Кравец, 2001):

1.Подготовка: формулировка задачи и начальные попытки ее решения.

2.Инкубация: отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.

3.Просветление: интуитивное проникновение в суть задачи.

4.Проверка: испытание или реализация решения.

Основные формы организации СРС в целом определяются следующими параметрами:

-содержание учебной дисциплины;

-уровень образования и степень подготовленности студентов;

-необходимость упорядочения нагрузки студентов при самостоятельной работе.

Исходя из этих параметров могут быть предложены следующие формы СРС:

1) рефераты (по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического блока);

2) задания (по специальным дисциплинам);

3) курсовые работы (по специальным дисциплинам);

4) проекты (по выпускающим кафедрам);

5) аттестационные работы техника, бакалавра, специалиста, магистра.

При этом преподаватели колледжей, кафедр ВУЗОВ могут устанавливать и другие формы, не указанные выше, согласовав их с методическим советом. Так, например, в учебных учреждениях Нидерландов, для каждой дисциплины назначено конкретное и основное учебное пособие. И изучение каждой новой темы того или иного курса начинается с самостоятельного ознакомления обучающихся с изучаемым материалом (Магаева и др., 2000). Еще одной формой самостоятельной работы студентов является использование так называемого интегрированного курса, в течение которого небольшие группы студентов, занимаются решением проблемы, основанной на реальной информации и требующей применения знаний, полученных из нескольких изученных ранее дисциплин или модуля. Наблюдение над подобной СРС должен осуществляться представителями различных дисциплин учебного заведения.

Итак, для выполнения требований образовательного стандарта и соответствующей организации СРС необходимо:

-сформировать достаточную степень подготовленности студентов к самостоятельному труду и  определенный уровень самодисциплины студентов;

-создать наличие специальной методической литературы, причем наряду с конспектами лекций, сборниками задач и другими традиционными материалами, должны быть их электронные версии;

-внедрять новые поколения тренажеров, автоматизированных и обучающих и контролирующих систем;

-усиление консультационной и методической роли преподавателя;

-возможность свободного общения между студентами, между преподавателем и студентами;

-перестройка традиционных форм учебных занятий, освободив их от школярских приемов обучения. Причем контроль за организацией и ходом СРС должен быть не столько административным, сколько полноправным дидактическим условием, влияющим на эффективность СРС в целом и сопровождающимся комплексом мер, поощряющих студентов за качественное выполнение своих заданий.

 

Список используемой литературы

  1. Алтайцев А.М. и др. Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. – Минск: Пропилеи, 2002. – 288 с.
  2. Заика Е.В. Психологические вопросы организации самостоятельной работы студентов в вузе. – Харьков: ХГУ, 1991. – 72 с.
  3. Ковалевский И.С. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России, №1, 2000. – С.114-115.

 

Оригинал работы:

Некоторые аспекты организации самостоятельной работы студентов в современной системе образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*