Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

«Уроки столетия: предпринимательство от НЭПа до наших дней»

23.03.2017 274 518
Белецкая Елена Александровна
Белецкая Елена Александровна, зам. директора по УР

Величко Алёна Николаевна
Величко Алёна Николаевна, студентка

Чукотский полярный техникум посёлка Эгвекинот

Актуальность выбранной темы, на мой взгляд,  заключается в том, что современные условия жизни ставят перед молодёжью задачи по поиску альтернативных форм занятости в сфере трудовых отношений, необходимость формирования мышления, направленного на развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости.  В течение учебного года в техникуме проводится много мероприятий, посвященных именно развитию представлений о таком виде деятельности, как предпринимательство. Я стала обращать внимание и на то, что в телевизионных передачах, в газетах – широко освещается данная тема. Ставится задача по развитию и формированию личностных качеств у молодёжи, знаний, способствующих тому, чтобы после окончания учебного заведения и получения специальности мы, выпускники, не сидели и не ждали, когда нам предложат вакансию по специальности, а активно включались в социально-экономическую жизнь страны, открывали бы свои предприятия.

Тему, посвящённую предпринимательству, я выбрала для того, чтобы разобраться – какие уроки из прошлого нужно усвоить, чтобы быть успешным в этой сфере деятельности сегодня.

Итак, цель моей исследовательской работы – изучить литературные и исторические источники описывающие этапы и особенности развития российского предпринимательства, опыт предпринимателей – земляков.

Задачи – разобраться в понятиях «бизнес» и «предпринимательская деятельность»; изучить исторический опыт развития предпринимательства в России. На опыте земляков – предпринимателей рассмотреть историю развития предпринимательства на Чукотке. Изучить отношение моих ровесников к предпринимателям и предпринимательской деятельности. Сделать выводы.

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) - часть любой рыночной экономики, обеспечивает экономический рост, производство разнообразных товаров, способствует удовлетворению количественно и качественно изменяющихся потребностей общества.

Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх, риск, под свою имущественную ответственность в целях получения прибыли. [4]

Википедия дает такое определение понятиям «Бизнес и предпринимательство»:

Предпринимательство - рисковая экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ. Для этой цели используется имущество, нематериальные активы, труд, как самого предпринимателя, так и привлеченный со стороны.

Бизнес – (англ. «дело» или «промысел») деятельность, направленная на получение прибыли; любой вид деятельности, приносящий доход.[6]

В русском языке слова предпринимательство и бизнес используются как синонимы, но иногда имеют разные значения.

В Конституции Российской Федерации определено, что каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.[1]

Согласно законодательству Российской Федерации, предпринимательство может осуществляться юридическим лицом или физическим (индивидуальным предпринимателем), после их регистрации в установленном законом порядке.

Все органы государственной власти обязаны обеспечивать и защищать в своей деятельности права предпринимателей и свободу малого предпринимательства, а их противодействие должно рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.

Теорию и практику предпринимательства изучали зарубежные исследователи: Людвиг фон Мизес, Фридрих Август фон Хайек, Йозеф Шумпетер, Фрэнк Найт, Питер Друкер, Уильям Баумоль.

Русские исследователи: историк и экономист О.А.Платонов, социолог и экономист В.В.Радаев, культуролог А.И.Агеев, А.В.Бусыгин, Ю.М.Осипов.[4]

Предпринимательство зародилось во времена Киевской Руси. Проявлялось в торговой форме, в виде различных промыслов. Татаро-монгольское иго задержало развитие предпринимательства в России. До XV-XVI веков предпринимательство проявлялось в виде сельских промыслов. Затем стала набирать силу торговля смолой, воском, коноплей, льном, изделиями из кожи и металла и пр. В России различными промыслами занимались все: крестьяне, посадские (горожане), дворяне, стрельцы, казаки, бояре, духовенство. Швед Кильбургер писал: «Русские от самого знатного до самого простого любят коммерцию». С этого времени берет свое начало и Нижегородская ярмарка. Зарождаются поколения предпринимателей. Мощный подъем предпринимательского дела происходит в эпоху Петра I. В эту же пору появляется предпринимательство, связанное с торгово-промышленным бизнесом и купечеством. Наиболее многочисленные группы предпринимателей составляют богатые крестьяне, ремесленники, торговцы

К началу XX века предпринимательством в России занималось приблизительно 5 млн.человек. Существовало 1500 акционерных компаний. Процветал семейный капитал, частный бизнес. В это время осуществляется коренное техническое перевооружение промышленности. Ускоренными темпами шла механизация производства[7].

Октябрь 1917 года перевернул Россию. Пришедшие к власти большевики не имели конкретной экономической программы, но их экономическая политика основывалась на отрицании частной собственности. С первых же дней существования советской власти начался процесс национализации. Крупное российское предпринимательство практически перестало существовать. У частного капитала оставались торговля, мелкие и часть средних промышленных предприятий. С началом гражданской войны в стране обстановка обострилась. И как результат – была ликвидирована частная собственность. В экономической системе «военного коммунизма» не осталось места для предпринимателей.

С окончанием гражданской войны стала понятна неэффективность принятой экономической модели. Восстанавливать разрушенное войной хозяйство без применения материальной заинтересованности, опираясь только на применение чрезвычайных мер, было невозможно. И в марте 1921 года в России была введена новая экономическая политика (НЭП), благодаря которой большевики хотели восстановить экономику страны и совершить переход к социализму.

Основное содержание новой экономической политики заключалась в стимулировании товарно-денежных отношений, экономической предприимчивости, инициативы, материальной заинтересованности в результатах труда каждого предприятия и каждого труженика.

Главной мерой НЭПа стала замена в деревне продразверстки продналогом. Теперь крестьяне сдавали государству не все излишки, а только определенную их часть, а остальными излишками могли распоряжаться по своему усмотрению. Крестьяне стали более заинтересованными в развитии своего хозяйства.

НЭП предполагала введение свободной торговли. Уже в мае 1921 года кооперативы и частные лица получили право арендовать национализированные ранее мелкие и средние предприятия.

При НЭПе появились новые советские предприниматели, которые развивали товарно-денежные отношения. На основе НЭПа уже к 1925 году удалось восстановить народное хозяйство страны. Но экономическая модель, сложившаяся во времена НЭПа, не вписывалась в рамки военно-коммунистической идеологии. Предприниматели презрительно назывались «нэпманами» в городе и «кулаками» - в деревне. И уже в июне 1926 года был введен сверх налог на нэпманов. Заниматься предпринимательской деятельностью стало опасно. Предпринимательство в сложившейся административно-командной системе оказалось ненужным: государство признало предпринимательскую деятельность уголовно-наказуемым занятием. Сталинизм пресек демократические тенденции, характерные для периода НЭПа.

Во времена Советского Союза слов «бизнес» и «предпринимательство» не было, хотя само явление существовало и называлось «спекуляция». Свободное предпринимательство как таковое существовало только в форме кооперативов, при этом условия труда диктовались «сверху». Спекуляция являлась уголовно наказуемым видом деятельности.

После долгих лет застоя, в 1985 году, в Советском Союзе началась перестройка, в экономической программе которой был заложен переход к рыночным условиям хозяйствования.   Были приняты законы «Об индивидуальной трудовой деятельности» и «О кооперации в СССР».  Они послужили началом формирования нового российского предпринимателя.  Первые предприниматели, рискуя, взялись за новое дело, несмотря на осуждение окружающих. Они открывали обувные мастерские и ателье, парикмахерские,  авто- и видеосалоны, издавали газеты, создавали частные страховые компании – это первый этап возрождения. Пик развития кооперативов пришелся на конец восьмидесятых годов. Эффективность деятельности кооперативов в несколько раз превышала эффективность работы государственных экономических и торговых структур. По своей структуре кооперативы уже тогда напоминали формы сегодняшнего малого бизнеса, и даже являлись их прототипами. Развитие кооперативов проходило тяжело, государство не было заинтересовано в потере контроля над денежными потоками. Предпринимались все меры для того, чтобы ужесточить контроль над доходами кооператоров. Но это не только не разрушило бизнес – но и дало толчок для его дальнейшего развития.

В результате к 1990 году в стране существовало около 200000 малых предприятий.

Второй этап начинается с 1992 года. Новое правительство России провозгласило решительный переход к рынку. Началось создание иного государства, в котором достойное место занимают предприниматели. Был принят ряд законов, который позволил предпринимателям свободно работать, а бизнес окончательно был юридически узаконен.

Сегодня от предпринимателей во многом зависит возрождение нашей страны, её дальнейшее развитие. Но невозможно идти вперед без учета уроков прошлого. Современные предприниматели, на мой взгляд, должны усвоить лучшие уроки русского купечества и заботиться не только о собственном обогащении, но и о процветании своей родины.

Становление и развитие предпринимательской деятельности в условиях Чукотки шло в унисон с историей страны. В начале ХХ века местные жители были самостоятельными хозяевами своих оленьих стад. В период коллективизации, укрупнения населённых пунктов и в дальнейший период социализма – олени, изделия художественного народного промысла, все, что могло бы быть частной собственностью – все принадлежало государству. Был нарушен исконный уклад быта коренных жителей, отношения к собственности, преемственности поколений в сфере трудовой занятости. Приезжая часть населения Чукотки так же трудоустраивалась на государственных предприятиях. Государство гарантировало доставку в труднодоступные населенные пункты и одежду, и мебель и продукты питания. В населенных пунктах сохранялись мастера-умельцы, у кого можно было заказать национальные тапочки, торбаса, но это не являлось предпринимательской деятельностью. По данным Финуправления ГО Эгвекинот, в ГО Эгвекинот, на 1 сентября 2016 года зарегистрировано 105 ИП., но фактически осуществляют деятельность только 46. Сфера деятельности различная, но в большей степени – это торговля, сфера обслуживания. Вот, что рассказывают об этапах становления предпринимательской деятельности, сами предприниматели.

ИП Кутынская О.К.: - Предпринимательской деятельностью (продажа продовольственных и непродовольственных товаров) занялись в 1991 году, когда были очень тяжёлые годы для всех, проживающих на Чукотке. Самое сложное время было в 1998-99 годах. Дорогая доставка товаров, отсутствие  свободных денег, взаимные расчёты товаром, недобросовестные поставщики, отсутствие поддержки со стороны органов государственной власти… много трудностей пришлось преодолеть. Сегодня многое изменилось, но по-прежнему, предпринимательство – сложный вид деятельности, так как ответственность лежит только на тебе самом. И здесь очень важно создать настоящую команду, идти в ногу со временем, вкладывать деньги в развитие компании.

ИП Шалимова М.В. (продажа продовольственных и непродовольственных товаров, ателье): - Быть предпринимателем очень тяжело. Но для меня главное – мои покупатели. Нужно быть честным, внимательным и терпеливым. Только тогда деятельность будет успешной. Я довольна тем, что я предприниматель. Свою индивидуальную деятельность начала, когда мне было 50. Вот уже 12 лет прошло, я довольна.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

«Уроки столетия: предпринимательство от НЭПа до наших дней»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*