Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Деятельностно - компетентностный подход при повышении квалификации медицинских сестер медицинских организаций

21.03.2017 219 292
Костенко Ольга Владимировна
Костенко Ольга Владимировна, зав. отделением доп. проф. образования

Воронежский базовый медицинский колледж

Долгие годы образовательный процесс в системе общего и профессионального образования строился на дедуктивной основе в соответствии с дидактической триадой «Знания – Умения – Навыки». При этом основное внимание уделялось усвоению знаний. Считалось, что именно в процессе обучения должны формироваться необходимые умения и навыки. Однако, многолетняя практика выявила существенные минусы такого подхода. Серьёзные исследования показали, что студенты, демонстрируя высокие результаты по критериям «знания» и «понимания», показали низкие баллы по критериям «применения знаний на практике», «оценивание». Наша экономика стала испытывать нехватку квалифицированных практико-ориентированных кадров. Естественно, стал вопрос о модернизации содержания образования. Одним из современных подходов к практико-ориентированному образованию является деятельностно-компетентностный подход, который ориентирован на достижения определенных результатов, приобретения значимых компетенций. В системе профессионального образования опыт деятельности приобретает новый смысл: он становится новой дидактической единицей «Знания – Умения – Навыки – Опыт деятельности». Модель подготовки специалиста предполагает постоянную трансформацию видов деятельности. Вначале, слушатель совместно с преподавателем обсуждает теоретические вопросы и проблемы. Затем, используя активные формы обучения,  слушатели овладевают или совершенствуют реальный опыт выполнения практических приемов, и, наконец, у постели больного применяют на практике полученные знания и навыки.

В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения компетенция трактуется как система знаний, умений, личностных качеств, практического опыта, определяющих готовность личности к успешной профессиональной деятельности в определенной области. Компетенции делят на общие и профессиональные (или специальные). Общие компетенции необходимы для успешной деятельности как в профессиональной, так и в непрофессиональной сферах (работа с литературой, проведение исследований, взаимодействие с людьми, здоровье сбережение). Профессиональные компетенции необходимы для реализации профессиональной деятельности.

За последние три десятилетия в медицинском образовании, в т. ч. среднем, много сделано для внедрения научно обоснованного опыта по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Основное требование в компетентностном подходе заключается в том, что цели обучения должны быть выражены на языке деятельности, которую можно проверить. Для ответа на вопрос “Что делать?” надо записать обобщенную деятельность (обобщенное умение), например: “собрать данные о пациенте”. Это и есть компетенция. Вопрос “Как делать?” подразумевает алгоритм действий или менее обобщенных умений (расспросить пациента, провести осмотр и др.). При ответе на вопрос “Чем воспользоваться?” следует перечислить основные знания, необходимые для формирования умений и компетенции в целом.

Необходимость новых подходов к подготовке специалистов сестринского дела подтверждается введением с нового Государственного образовательного стандарта и принятием проекта Федерального профессионального стандарта «Сестринское дело». Заложенный в них модульно-компетентностный подход предполагает совершенно новый уровень партнерства с лечебными учреждениями, работодателями, органами управления здравоохранением. Совместная работа преподавателей средних медицинских учебных заведений и сотрудников учреждения здравоохранения способствует реализации деятельностного  подхода в обучении медсестры. Такой опыт можно рассмотреть на примере сотрудничества преподавателей ОПДО ВБМК  и многопрофильных стационаров г.Воронежа в процессе повышения квалификации медсестер на различных циклах. В связи с реализацией национального проекта «Здоровье» педагогический коллектив отделения постдипломного образования разработал учебно-тематический план нового цикла «Сестринское дело в ранней реабилитации больных с острыми сосудистыми заболеваниями». Цикл создан для медицинских сестер, работающих в кардиологических и нейро-сосудистых отделениях стационаров г.Воронежа и области, куда поступают больные с острыми инфарктами миокарда и острыми нарушениями мозгового кровообращения. Необходимость обучения на этом цикле возникла в связи с повышением требований общества к социальной и профессиональной компетентности специалистов. Объём учебного времени составляет 144 часа: из них 70 часов – теории и 74 часа – практики.

Администрация стационаров медицинских организаций предоставило учебные комнаты, возможности использования  медицинской документации под контролем преподавателей,  отработкой на практике сестринских манипуляций в соответствии с квалификационными требованиями. Стационары, на базе которых проводятся занятия, обладают современными диагностическими и лечебными базами. В них имеются клинические, биохимические, иммунологические лаборатории, кабинеты гастрофибродуаденоскопии, УЗИ, рентгенологической диагностики, барокамера.

После лекций проводятся практические занятия с использованием методов обучения, развивающих профессиональные компетенции: работа малыми группами, ролевые и деловые игры, клинико-ситуационные задачи, составленные преподавателями. Работая с данными задачами, слушатели выявляют настоящие и потенциальные проблемы пациента, учатся составлять план по их решению.  При этом делается акцент на взаимодействие человека и окружающей среды. Какими должны быть подход и действия медсестры при адаптации пациента к больничной или домашней среде,  какие условия необходимо создать для скорейшего выздоровления и профилактики осложнений – такие проблемы решаются на этих занятиях. Уникальность каждой задачи предполагает различные пути для решения. Их можно одновременно использовать для усвоения изучаемого материала, для контроля и оценки знаний и умений обучающихся. Решая задачи медицинские сестры учатся логически и творчески мыслить, анализировать, дифференцировать, строить и опровергать утверждения, выбирать и обосновывать варианты решения, моделировать поведение медперсонала. С интересом воспринимаются задачи, в которых есть неожиданно возникшие ситуации, скрывающие возможность конфликта. Особое внимание уделяется усвоению алгоритмов диагностики и медицинской помощи при неотложных состояниях пациентов. На занятиях отрабатываются практические манипуляции по уходу за больными разных возрастов с наиболее распространенными острыми хроническими заболеваниями. Во время практики в стационарах под руководством преподавателя и медперсонала слушатели совершенствуют навыки сестринского субъективного и объективного обследования пациентов разных возрастных групп, манипуляции по диагностике, уходу и лечению, наблюдают за больными в динамике и дают оценку эффективности проводимых вмешательств. Заведующие отделениями, лечащие врачи и сестринский персонал оказывают большую помощь преподавателям в подборе пациентов для демонстрации и курации в соответствии с темами занятий, обращая внимание на наиболее «интересных» и показательных больных. На этапе проведения практики в стационарах преподаватели обеспечивают условия освоения и контроль за выполнением сестринских манипуляций в соответствии с квалификационными требованиями. Прохождение практики сопровождается закреплением знаний и умений по путям и правилам введения лекарственных средств, расчету дозы лекарственного вещества для парентерального введения, побочным эффектам, реакциям и осложнениям лекарственной терапии, тактике медицинской сестры при их возникновениях. Выполняемая работа проводится в соответствии с алгоритмами последовательных действий медицинской сестры, обеспечивающих безопасность и качественное проведение процедур. Это является основополагающим принципом, руководствуясь которым сестринский персонал оказывает помощь установленного уровня качества, ведь на современном этапе развития общества медицинские работники должны брать на себя ответственность за качество предоставляемых услуг. К основным характеристикам качества медицинской помощи можно отнести результативность, эффективность, оптимальность, приемлемость, законность и справедливость. Т.о. накапливаемый опыт является важным этапом в формировании и развитии общих и профессиональных компетенций. 

По итогам обучения проводится трехступенчатый контроль усвоенного материала, который состоит из зачета по практическим навыкам, компьютерного тест-контроля, собеседования. При условии прохождения всех этапов, назначается сертификационный экзамен при успешной сдаче которого, слушателям выдаются сертификаты специалистов. 

При деятельностно-компетентностном подходе возникает необходимость разных способов совершенствования оценивания. И здесь предполагается переход от оценивания преподавателем к сооцениванию при участии слушателей.  В этом случае деятельностно-компетентностный подход может служить и эффективным средством активизации самого процесса приобретения профессионально и социально значимых компетенций.

Таким образом, мы должны добиться предоставления качественных услуг образования на уровне мировых стандартов, так как на современном этапе образовательного процесса стратегической целью медицинских учебных заведений является подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов для практического здравоохранения.

 

Оригинал работы:

Деятельностно - компетентностный подход при повышении квалификации медицинских сестер медицинских организаций




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*