Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Социокультурная сфера железнодорожного транспорта в 1980-е гг. (по материалам города Тайги)

12.04.2012 697 1 5438
Солодникова Надежда Николаевна
Солодникова Надежда Николаевна, преподаватель высшей категории по дисциплине «История»

Тайгинский институт железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВО "Омский государственный университет путей сообщения"


Тайга - город железнодорожников, возникший, как и множество других небольших городов Сибири, благодаря строительству Великого Сибирского пути (Транссиба) в 1896 году. Маленький посёлок должен был стать связующим звеном между купеческим Томском и Магистралью – так тогда называли Транссиб. 

С момента возникновения и по сей день большинство жителей города – рабочие-железнодорожники: настоящие, бывшие и будущие. 


Даже герб города, учреждённый городским Советом депутатов трудящихся 29 октября 1976г. подчёркивает своим рисунком, что история города тесно связана с железной дорогой. (Привалихин, В. И. Тайга - 100 лет: исторический очерк. С. 4.)


Паровоз был не только на гербе Тайги, но и на главной городской площади в виде памятника. В конце 70-х годов его отремонтировали в локомотивном депо и установили как «живой свидетель» истории.


В процессе развития станции Тайга и города Тайги сложилась уникальная ситуация – большинство дошкольных и образовательных учреждений состояли на балансе железной дороги, а вот жилой фонд и медицинские учреждения существовали параллельно: была городская поликлиника и железнодорожная (отделенческая), городская и железнодорожная  больницы, дома «железнодорожные» и «городские».




Такое разделение наложило свой отпечаток и на хранение архивов. Несмотря на наличие городского музея (с 2005г.), и музея локомотивного депо, архивной документации по истории города в них практически нет. Дело ещё в том, что за 115 лет своей истории город Тайга не имел стабильной административной принадлежности. Начинал он как населенный пункт Томской губернии (с 22 июля 1896г.), поэтому часть документации хранится в г. Томске; затем получил статус безуездного города той же губернии Высочайшим указом от 11 января 1911г.; стал городом областного подчинения во вновь созданной в январе 1943 г. Кемеровской области. Любопытно, что День города празднуют в Тайге в августе (первая суббота месяца – перед Днём железнодорожника) и отсчёт «возраста» ведут с 1896 г., а не с 1911г. Кстати, существует и ещё одна «дата рождения» города – июнь 1925г., когда постановлением Президиума ВЦИК был утверждён «Список городов Сибири» и там определён статус Тайги как города (Привалихин, В. И. Тайга - 100 лет: исторический очерк. С.218-219). Может быть, поэтому электронная Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой город» (и другие электронные издания) указывает именно эту дату.


Станция Тайга относилась сначала к Томской железной дороге (управление в г. Томске), затем к Западно-Сибирской (управление дороги в г. Новосибирске), Кемеровской (г. Кемерово) и снова к Западно-Сибирской, что затрудняет поиск документов, относящихся к деятельности железнодорожных предприятий Тайги (транспортные архивы хранятся отдельно).


Такую историческую справку было необходимо сделать для понимания уникальной социокультурной среды Тайги.


Первая половина 80-х годов ХХ века – период расцвета города. Население Тайги и в те лучшие годы ненамного превышало 30 тысяч человек, большинство из которых работали на предприятиях железнодорожного транспорта.


Тайгинские дети ходили в железнодорожные сады, затем в железнодорожные школы. Многие по окончании школы шли учиться в Тайгинский техникум железнодорожного транспорта (создан в 1943г. на базе эвакуированного Харьковского электромеханического техникума), чтобы продолжить семейные династии. Молодых специалистов с радостью принимали не только предприятия Тайги, но и других станций Кемеровской (1979 – 1996гг.) железной дороги, а также предприятия соседних областей.


С 1979г. начальником крупнейшего железнодорожного предприятия на только что созданной Кемеровской железной дороге – локомотивного депо Тайга - был назначен Игорь Александрович Никитин. Грамотный специалист, болеющий душой не только за показатели предприятия, но и за условия труда и быта работников. Именно благодаря инициативе И. А. Никитина, с 1979 по 1986 гг. было сдано 300 тысяч квадратных метров благоустроенного жилья для железнодорожников. Это не только новый жилой микрорайон локомотивщиков в северо-западной части города (одно-, двух- и четырёхквартирные коттеджи, общим количеством 150 квартир), но и дома по ул. Строительной, 39а, проспекту Кирова, 11, ул. Щетинкина, 68а и др.(Почётные граждане города Тайги. С. 71.)

Большинство этих домов возводились распространённым тогда хозяйственным способом («хозспособом»), т. е. с помощью самих работников в свободное от работы время, что значительно снижало стоимость постройки. Благодаря Никитину И. А. и руководству Тайгинского отделения дороги для депо в 1987г. была построена новая мощная котельная, которая также снабжает теплом большинство домов и социальных объектов Тайги (Никитин И. Фантастическое детище Транссиба / Угольная магистраль России. С. 190.)


Не случайно тайгинцы позднее выбрали его своим мэром (1991- 2001гг). Игорь Александрович в последние годы возглавляет городской Совет ветеранов войны и труда, являясь Почётным гражданином города Тайги (с 2008г.), много делает для решения социальных проблем людей старшего поколения.


О том, какое внимание уделялось в Тайге решению социально-культурных проблем, можно судить хотя бы по отчёту с собрания профсоюзно-хозяйственного актива Тайгинского отделения дороги – самой крупной железнодорожной организации в городе. Представители всех железнодорожных предприятий говорили не только о производственных показателях и проблемах. Например, коллектив строительно-монтажного управления (СУ) № 1, несмотря на трудности, в 1981г. – первом году XI пятилетки – планировал освоить 2 миллиона 720 тысяч рублей на реконструкции локомотивного депо, строительстве яслей-сада на 280 мест, общежитии техникума железнодорожного транспорта, 40-квартирного дома для строителей и т. п. («Тайгнский рабочий» № 12 (7034) от 29 января 1981г. С. 2.)


Вагонное депо гораздо скромнее в своих планах – его коллектив планировал начать строительство хозяйственным способом 40-квартирного дома для своих работников. В целом на Тайгинском отделении дороги за тот же период планировалось ввести в эксплуатацию 18, 6 тысяч квадратных метров и капитально отремонтировать 13 тысяч квадратных метров жилья («Тайгинский рабочий» № 12 (7034) от 29 января 1981г. С. 1.)


Такие темпы строительства планировались и на другие годы пятилетки. Это подтверждают воспоминания о 80-х годах главного инженера Тайгинского отделения Кемеровской железной дороги Николая Петровича Худолеева: «На нашем отделении, к примеру, в 1985 г. половина плановых объектов социальной сферы возводилась хозяйственным способом. Этому способу дал в своё время «зелёную улицу» А. С. Саплов, когда возглавлял тайгинских железнодорожников. Он неустанно заботился о том, чтобы на предприятиях функционировали столовые, гардеробные и душевые. Чтобы на линии работали магазины, детские сады и школы. И чтобы люди имели добротное жильё, хорошие больницы, поликлиники и профилактории» (Худолеев, Н. Всё, что имеешь, делу отдай! // Угольная магистраль России, С. 172.)


Одна из особенностей 80-х годов – планировать не только производственные и социальные показатели, но и повышение образовательного уровня работников предприятий – от получения среднего образования в вечерней школе до высшего профессионального в технических вузах региона. К примеру, коллектив Тайгинского отделения планировал «довести количество обучающихся с отрывом и без отрыва от производства в институтах до 74 человек, в техникумах – до 295 человек, вовлечь в вечерние общеобразовательные школы не менее 600 молодых железнодорожников…». («Тайгинский рабочий» № 12 (7034) от 29 января 1981г. С. 1.) Стимулом для такого планирования было техническое перевооружение дороги - замена устаревшей марки электровоза ВЛ-8 на более совершенную - ВЛ-10, а маневровых паровозов на тепловозы ТЭМ-2 (Привалихин, В. И. Тайга - 100 лет: исторический очерк. С. 180-181.)


Благодаря активной работе Тайгинского техникума железнодорожного транспорта (одного из лучших в системе МПС) (Магистраль. Путешествие по Западной Сибири. С. 179.) и дорожной технической школы, технического училища № 54 проблема подготовки грамотных кадров для железной дороги решалась безболезненно. Постоянное обновление кадров привело к тому, что средний возраст машинистов в середине 80-х составлял 36 лет. Многие были с высшим образованием.


Долгие годы центром культурно-просветительской деятельности в городе был и остаётся Дом культуры железнодорожников имени В. И. Ленина (сейчас имеет статус городского Дворца культуры), построенный жителями ещё в 1925 -27 гг. В 80-е годы ХХв. в ДК работали различные кружки художественной самодеятельности – хор русской песни, агитбригада, вокально-инструментальный ансамбль, драматический театр, духовой оркестр, оркестр народных инструментов, клубы по интересам и кинолектории (Почётные граждане города Тайги. С. 75.)


Инициатором и организатором многочисленных творческих мероприятий был музыкант, руководитель хора и ансамбля «Играй, гармонь!», директор Дома культуры железнодорожников (в течение 33 лет!) Виктор Семёнович Стифутин. Он является автором гимна города Тайги – песни «Милая Тайга» на стихи местной писательницы Людмилы Яковлевой.


Многим жителям помнятся прекрасные мероприятия « В Дом культуры – всей семьёй», «Моё предприятие – моя судьба», «Молодецкие игры», «Играй, гармонь!». На базе ДК в 80-е годы проводились и такие мероприятия, как профессиональный смотр-конкурс «А ну-ка, парни!» на лучшего машиниста и помощника машиниста электровоза. Его готовили совместно с работниками клуба руководители и общественные организации локомотивного депо. Местная газета «Тайгинский рабочий» писала: «Конкурс проходил в семь туров, в каждом туре по одному вопросу. Что касается вопросов, то по своему содержанию они были различными: по знанию правил технической эксплуатации, инструкций по движению и сигнализации, по неисправностям электровоза. Кроме того, участники должны были интересно рассказать о своём городе, предприятии, товарищах по работе и т.д.» («Тайгинский рабочий» № 2 (7024) от 6 января 1981г. С. 1.)


Жюри конкурса возглавлял заместитель начальника Тайгинского отделения дороги Г. В. Савко. Победителем из трёх участвующих команд стала команда грузового движения в составе В. А. Романова, Ю. С. Романова, А. Я. Огурцова, В. Ф. Дониса, Д. В. Терёшина. Такие конкурсы проводились не столько с развлекательной, сколько с познавательной и профориентационной целью.


В 80-е годы, когда не то что компьютер, но и цветной телевизор не в каждой семье был, люди читали гораздо больше. Эту потребность жителей  удовлетворяла библиотечная система города Тайги (Городская центральная и детская библиотеки, клуба им. Ленина и др.). Тем более, что в библиотеках проводилось много культурных мероприятий, на которых можно было встретиться с интересными людьми.

Тайгинцы по праву гордятся тем, что замечательный советский писатель В. А. Чивилихин считал Тайгу своей «второй родиной», часто приезжал в город, устраивал читательские конференции, помогал землякам решать социальные вопросы (помог решить вопрос о выделении здания для городской библиотеки, способствовал строительству нового здания техникума). В 1982 г. за роман-эссе «Память» он получил Государственную премию СССР. В честь знаменитого земляка была названа одна из улиц города.


Развитие системы здравоохранения города шло вместе с развитием железнодорожного узла. Всё начиналось когда-то с комнаты медицинской помощи при вокзале, но постепенно были построены и поликлиника, и стационар. Постоянно повышался уровень квалификации обслуживающего персонала.

 



В 80-е годы совершенствовалось амбулаторное обслуживание железнодорожников, открывались новые кабинеты (рентген-кабинет, психо-наркологический). Терапевты тогда именовались производственными врачами, т.к. каждый был закреплён за железнодорожным предприятием. Кроме лечения больных, врачи читали лекции, проводили беседы по профилактике заболеваний, травматизма, укреплению здоровья, проводили диспансеризацию как в поликлинике, так и на производстве. Не случайно за большой вклад в развитие отраслевой медицины врачам В. Е. Архаровой, Л. Б. Шевкуновой, медсестре Е. А. Кононенко, фельдшеру В. Н. Пушкаревой  и многим другим присвоено звание «Почётный железнодорожник» (Кузбасс: история и настоящее. С. 212.)

Для укрепления здоровья работников железнодорожного транспорта многие годы в городе действовал (и действует) санаторий-профилакторий «Железнодорожник». С 1978 по 1998 годы санаторий-профилакторий возглавляла Эльвира Александровна Ряпша. Ею был увеличен штат санатория, приобретено новое оборудование, аппаратура, благодаря поддержке председателя районного профсоюза железнодорожников (райпрофсожа) и начальника отделения дороги. «Наш санаторий – профилакторий не был дворцом, но в нём всегда царили уют, чистота, доброжелательность, профессионализм, желание помочь людям», - вспоминает Эльвира Александровна (Там же, с. 135).


Поскольку профессия железнодорожника требует не только профессиональных знаний, но и хорошей физической подготовки, в Тайге всегда в большом почёте находился спортивный клуб железнодорожников «Локомотив» со своим спортивным залом, расположенным в здании ДК железнодорожников и стадионом. Здесь в 80-е годы ХХ в. проводились спартакиады между предприятиями, спортивные состязания городского и районного значения. В детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ), открытой в 1983г., тренеры нацеливались не только на развитие массового спорта, но и на достижение определённых спортивных результатов. Приоритетными видами спорта для тайгинцев стали футбол, лыжи, баскетбол, самбо, дзюдо, греко-римская борьба. Воспитанники ДЮСШ неоднократно показывали неплохие результаты на соревнованиях регионального и республиканского уровня. Большинство из них не стали профессиональными спортсменами, а пошли работать на предприятия железнодорожного транспорта, сохранив при этом азарт, дух борьбы и привычку к занятиям спортом.


С началом «перестройки» многое изменилось и в Тайге. По инерции ещё принимались какие-то обязательства, планы, но никто не гарантировал их исполнение. Объявленная «гласность» вскрыла проблемы, о которых было не принято говорить: о нарушениях трудовой дисциплины, нежелании рабочей молодёжи учиться, о невыполненных цифрах планов, в том числе и в социальной сфере. «Шоковая терапия» окончательно определила приоритет производственных задач перед социальными. Налаженная, казалось бы, система рушилась на глазах. Впереди были «крутые» 90-е.

 

Использованные фотоматериалы предоставлены Музеем Тайгинского института железнодорожного транспорта – филиала ОмГУПСа (руководитель Шихалева Болислава Ивановна).

Список литературы:

  1. Анищенко, В. И., Кубецкий, А. Н. Локомотивное депо Тайга. 1896-1996гг. [Текст] / В. И. Анищенко, А. Н. Кубецкий. - Омск, 1996. - 120 с. 2. Валитова, Г. И. Памятники нашего города. [Текст]/ Г. И. Валитова.  – Тайга, 1987. – 40 с.
  2. Кузбасс: история и настоящее [Текст]. – Томск, ООО «Гала – Пресс», 2008. – 256 с. ISBN  5-901978-16-1.
  3. Магистраль. Путешествие по Западной Сибири. [Текст] - Новосибирск:Издательский Дом «Историческое наследие Сибири», 2009. – 800 с. ISBN 5- 8402-0220-7.
  4. Почётные граждане города Тайги [Текст] / сост. Л. Ф. Кузьмина. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. – 80 с. ISBN 978-5-202-010118-7.
  5. Привалихин, В. И. Тайга - 100 лет: исторический очерк. [Текст]  / В. И. Привалихин. – Новосибирск: Издатель, 1996. ISBN 588399-104-1
  6. Тайгинскому железнодорожному здравоохранению 110 лет [Текст] / под ред. А. П. Самсонова, Г. И. Искулова, С. А. Овчинникова. – Тайга, 2006.
  7. Угольная магистраль России: Из истории Кемеровской железной дороги [Текст]  / сост. Е. Логинова, Г. Шалакин. – Кемерово: Изд. Дом «Центр-Полиграф», 2004.- 243 с. ISBN 5- 89687- 035-3. 



Назад к списку

Комментарии
Очень хорошая и информативная статья!
Сергей Смагин

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*