Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Гражданско – патриотическое воспитание студентов Воронежского базового медицинского колледжа

16.03.2017 1240 2137
Кривинец Екатерина Ивановна
Кривинец Екатерина Ивановна, преподаватель

Воронежский базовый медицинский колледж

Изучая предков, узнаем самих себя:

без знания истории мы должны признать

себя случайностями  и не знающими, как

и  зачем пришли в этот мир, как и для чего

живем, как и к чему должны стремиться.

    В. Ключевский

 

Система образования и воспитания в профессиональных образовательных организациях России готовит не только квалифицированных специалистов в конкретной области деятельности, но и воспитывает у обучаемых гражданские и патриотические качества, раскрывает способности и таланты молодых людей.

В постсоветский период были утрачены традиции практики гражданско-патриотического воспитания. Сложная политическая ситуация, в которой оказалась Российская Федерация в настоящее время, многократно усилила актуальность данной проблемы. Всплеск гражданской инициативы и патриотизма отмечается в стране в последние несколько лет.

Цель гражданского воспитания формирование комплекса гражданских качеств: гражданская ответственность, гражданская активность, гражданский долг, патриотизм, независимость и устойчивость убеждений, толерантность, уважение и принятие собственных прав и обязанностей и прав других людей, уважение к государственной символике и российским законам, гражданское сознание, гражданская зрелость.

В формировании активной гражданской позиции обучающихся важное место отводится дисциплинам гуманитарного цикла. Именно они признаны удовлетворять потребность обучающихся создавать условия для достижения высокого нравственного, духовного, культурного уровня и физического здоровья. «XXI век будет веком гуманитарных наук или его не будет вообще» К. Леви – Стросс.

Изучение истории направлено на достижение следующих целей: воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений студентов на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, национальных традиций, нравственных, социальных установок, идеологических доктрин. История не только открывает перед обучающимися картины прошлого, но и наглядно доказывает взаимосвязь поколений, роль исторического наследия в современной жизни.

Опыт свидетельствует, что историческая память обострялась всегда в самые трудные, решающие, переломные периоды жизни народа. В истории нашего Отечества было много событий которые решительно меняли психику людей, их отношение к себе и ко всему окружающему миру, отношение к обществу в котором они существовали, к своей роли в этом обществе. К таким периодам можно отнести гражданскую войну, войну глубокого социального смысла и происхождения. В наше время переосмысление истории страны, особенно советского периода, политических и духовных ценностей, переоценки событий и действующих лиц, несущих наибольшую ответственность за результаты общественных преобразований, идет болезненный процесс восстановления исторической памяти, очищение ее от фальши, лжи, многочисленных фальсификаций.

Историческая память всегда несет в себе оценочный аспект: принимает или отвергает, осуждает или одобряет события прошлого. Если мы будем не разумно и не разборчиво разрушать до основания фундамент прошлого, забывая о пролитой народом крови, то утвердим никчемность и пустоту прожитой жизни, таким образом,  уничтожим будущее. Один мудрый человек сказал: «Хорошо, когда глаза видят, но лучше, когда они еще и знают, а уж совсем хорошо, когда вдобавок ко всему они еще и помнят». История не только открывает перед обучающимися картины прошлого, но и наглядно показывает взаимосвязь поколений, роль исторического наследия в современной жизни.

Уровень подготовки обучающихся  очень дифференцирован. Многие имеют минимальные исторические знания. Сложность создает и временная сжатость курса истории. Это требует более подробного изложения материала. В содержании занятий по истории включается специально подобранный материал, содержащий гражданско-патриотическую тематику.

Разработаны темы докладов, рефератов, презентаций,  которые даются студентам в качестве индивидуальных творческих заданий при подготовке к семинарским занятиям: « Чернобыль – подвиг во имя жизни», «Выдающиеся деятели  искусства и литературы – врачи по профессии», «От воронежских школ до Нобелевской премии», «Современные неформальные объединения и их влияние на духовно-нравственное развитие молодёжи»,

«Женщины-политики», «Роль женщин в истории России (1917- 2017)», «Человек- легенда», «Красное и белое движение», «Трагедии и подвиг народа»,  «Во имя жизни», «Во имя России, во славу России»,  «Наша планета - наше здоровье», «Земля – наш космический дом», «Город, в котором ты живёшь».

Патриотизм – одно из основных гражданских качеств. Чувство патриотизма не является прирожденным. Оно воспитывается, в первую очередь, любовью к Родине, ее общенациональным святыням, культуре, истории. Для всего цивилизованного мира история своей страны свята, какой бы она ни была в периоды. Именно история, как никакая другая учебная дисциплина, способствует формированию гражданских позиций и патриотических качеств молодежи.

Дорогу в будущее мы прокладываем сегодня. Гражданско-патриотическое воспитание направленно на развитие и укрепление у обучающихся чувства привязанности к малой родине; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому своего народа; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, формирование  комплекса позитивных качеств и его длительное развитие.

Традиционные и инновационные формы и методы обучения дают возможность разнообразить процесс обучения, увязывать историю и медицину, развивать чувство исторической памяти, формировать устойчивое мировоззрение, соблюдать принцип личностно-ориентированного подхода, увязывать обучение с активной разноплановой внеаудиторной работой.

Обучение и воспитание – целостный, системный процесс. Оптимизация обучения способствует совершенствованию воспитания и, напротив, корригирование воспитания приводит к повышению эффективности учебного процесса. Однако в рамках аудиторных занятий невозможно осуществлять в полном объеме оба процесса: процесс обучения и процесс воспитания. Такую возможность дает внеаудиторная работа.

Внеаудиторная работа обладает рядом специфических черт, которые делают ее всегда привлекательной для обучаемых всех возрастов и во времена любых общественно-политических преобразований. Суть в том, что содержательный компонент ее освобожден от идеологических загрузок, а определяется учетом индивидуальных потребностей и способностей студентов, региональными особенностями, событиями и проблемами, которыми живет родной край, страна, человечество.

Приоритетными направлениями внеаудиторной работы является раскрытие для обучающихся  перспективы самостоятельных научных исследований, изучение недоступных в аудиторных условиях различного рода источников, посещение особо почитаемых и памятных мест, экспозиций, встреч с интересными людьми, совершение собственных исторических мини-открытий и т.д.

Внеаудиторная работа по истории решает те же задачи, что и учебная дисциплина, т.е. напрямую связана с общими целями образовательного стандарта. Она органично продолжает занятия по истории там, где преподаватель и студент не ограничиваются «Стандартом» программой, а стремятся познать историю глубже. Приоритетными задачами внеаудиторной работы по истории является следующие.

В сфере формирования личностных характеристик:

  • укрепление принятых в обществе нравственных и моральных норм поведения и представлений о добре и зле, позитивной самооценке и самоуважении;
  • формирование базовых общенациональных ценностей, национальных, этнических, духовных традиций и эстетических потребностей;
  • развитие трудолюбия, целеустремленности, настойчивости в достижении результата, способности к преодолению трудностей;
  • умению вырабатывать моральный смысл учения, потребности непрерывного образования и самовоспитания.

В сфере формирования социальных характеристик:

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства личной сопричастности и уважение к историко-культурному наследию прошлого, ответственности за его сохранность;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание своей родословной, культуры своего народа, малой родины в историко-культурном наследии народов;
  • развитие информационных способностей обучаемых, практических и коммуникативных умений.

В сфере формирования семейных характеристик:

  • воспитание осознанного, почтительного и заботливого отношения к родителям, людям старшего поколения и младшим;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к семье как к главному социальному институту российского общества;
  • усвоение культурно-исторических и этнических традиций российской семьи и семейного уклада народов России.

Виды деятельности и формы внеаудиторной работы в каждой группе осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей, специфики будущей профессиональной деятельности.

Несмотря на разнообразные формы внеаудиторной работы по истории, цель у них одна – развить у обучаемых интерес к истории, активизировать познавательную деятельность, сформировать личностные качества гражданина и патриота своей страны.

Основными формами внеаудиторной работы по истории являются:

  • массовая – декады (недели) предмета, беседы музыкально-исторические композиции, викторины, олимпиады, конференции, экскурсии;
  • групповая – кружок, поисковая работа, выпуск исторических стен газет, походы, конкурс плакатов, фото;
  • индивидуальная – чтение исторической литературы, работа в музее, написание рефератов, докладов, выполнение творческих заданий, выполнение индивидуальных проектов.

Участвуя в тех или иных мероприятиях исторической направленности, презентациях, выставках, конференциях обучающиеся учатся выстраивать взаимоотношение в коллективе, развивают социально-образовательные компетенции, помогающие им сформировать активную жизненную позицию, стать достойным гражданином и патриотом своей Родины.

Интересную работу проводят студенты по сбору материала о подвигах в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная  война- очень важная и трудная тема. Как рассказать молодёжи о ней? Ведь очевидцев становится всё меньше и меньше. Правду о тех временах хранят лишь книги, кинохроника, фотографии и народная память. Нет ни одной семьи, мимо которой прошла бы война.

Воронежская земля оказалась в эпицентре военных событий. Воронеж по праву заслужил звание  Город воинской  Славы. В военную летопись России навечно  вписаны имена многих  воронежцев, чьи подвиги – пример для современного юного поколения.

Память о героях увековечена в названиях улиц, мемориальных досках, монументах и памятниках.

Традиционными стали конференции, открытые мероприятия, выставки рисунков,  плакатов, фотографий, конкурсы презентаций: «Есть память, которой не будет конца», «Великая Победа великого народа», « Их имена хранят улицы города», « Памятники героям войны в нашем городе», «Моя малая Родина  в годы Великой Отечественной войны», « В камне, бронзе, памяти», «Женщины – медики в годы Великой Отечественной войны», «Милосердие и отвага», « Моё участие в акции «Бессмертный полк».

С точки зрения реализации воспитательных функций образовательного процесса внеаудиторная работа способна стать ступенькой по созданию условий для успешной социализации и самореализации обучающихся. «Если мы воспитаем одно поколение хороших родителей, мы воспитаем десять поколений хороших детей», (А.С. Макаренко) из которых вырастут патриоты своей страны, знающие проблемы России, желающие их решать и не теряющие при этом чувство собственной индивидуальности.

Содержание внеаудиторной работы, особенно ее гражданско-патриотического направления сегодня очень важно, поскольку за последние двадцать лет упущено очень многое. Как следствие недостаточного внимания к ее содержанию и организации явилось поколение, рожденное в начале 90-х г. г. Оно бесстрашно смотрит в будущее и пребывает в иллюзии, что все достигается быстро и легко при помощи денег. Поэтому жизненно необходимо возрождение российских традиций, изучение богатого культурного наследия нашей страны, соблюдение принципа толерантности. Помимо формата передачи культурного и социального наследия неаудиторная работа отвечает всем современным принципам содержания образования.

Мы не можем  входить в историю,  пятясь, мы должны входить в нее,  глядя вперед,  и не теряя из поля зрения прошлые ориентиры.

«Никакое общество, сколь могучим и молодым оно ни представлялось себе, не сможет долго продержать в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и успехов своего народа. Это все равно, что подрубив корни, уповать на ветви». В. Распутин.

 

Оригинал работы:

Гражданско – патриотическое воспитание студентов Воронежского базового медицинского колледжа 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*