Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаИзучая предков, узнаем самих себя:
без знания истории мы должны признать
себя случайностями и не знающими, как
и зачем пришли в этот мир, как и для чего
живем, как и к чему должны стремиться.
В. Ключевский
Система образования и воспитания в профессиональных образовательных организациях России готовит не только квалифицированных специалистов в конкретной области деятельности, но и воспитывает у обучаемых гражданские и патриотические качества, раскрывает способности и таланты молодых людей.
В постсоветский период были утрачены традиции практики гражданско-патриотического воспитания. Сложная политическая ситуация, в которой оказалась Российская Федерация в настоящее время, многократно усилила актуальность данной проблемы. Всплеск гражданской инициативы и патриотизма отмечается в стране в последние несколько лет.
Цель гражданского воспитания формирование комплекса гражданских качеств: гражданская ответственность, гражданская активность, гражданский долг, патриотизм, независимость и устойчивость убеждений, толерантность, уважение и принятие собственных прав и обязанностей и прав других людей, уважение к государственной символике и российским законам, гражданское сознание, гражданская зрелость.
В формировании активной гражданской позиции обучающихся важное место отводится дисциплинам гуманитарного цикла. Именно они признаны удовлетворять потребность обучающихся создавать условия для достижения высокого нравственного, духовного, культурного уровня и физического здоровья. «XXI век будет веком гуманитарных наук или его не будет вообще» К. Леви – Стросс.
Изучение истории направлено на достижение следующих целей: воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений студентов на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, национальных традиций, нравственных, социальных установок, идеологических доктрин. История не только открывает перед обучающимися картины прошлого, но и наглядно доказывает взаимосвязь поколений, роль исторического наследия в современной жизни.
Опыт свидетельствует, что историческая память обострялась всегда в самые трудные, решающие, переломные периоды жизни народа. В истории нашего Отечества было много событий которые решительно меняли психику людей, их отношение к себе и ко всему окружающему миру, отношение к обществу в котором они существовали, к своей роли в этом обществе. К таким периодам можно отнести гражданскую войну, войну глубокого социального смысла и происхождения. В наше время переосмысление истории страны, особенно советского периода, политических и духовных ценностей, переоценки событий и действующих лиц, несущих наибольшую ответственность за результаты общественных преобразований, идет болезненный процесс восстановления исторической памяти, очищение ее от фальши, лжи, многочисленных фальсификаций.
Историческая память всегда несет в себе оценочный аспект: принимает или отвергает, осуждает или одобряет события прошлого. Если мы будем не разумно и не разборчиво разрушать до основания фундамент прошлого, забывая о пролитой народом крови, то утвердим никчемность и пустоту прожитой жизни, таким образом, уничтожим будущее. Один мудрый человек сказал: «Хорошо, когда глаза видят, но лучше, когда они еще и знают, а уж совсем хорошо, когда вдобавок ко всему они еще и помнят». История не только открывает перед обучающимися картины прошлого, но и наглядно показывает взаимосвязь поколений, роль исторического наследия в современной жизни.
Уровень подготовки обучающихся очень дифференцирован. Многие имеют минимальные исторические знания. Сложность создает и временная сжатость курса истории. Это требует более подробного изложения материала. В содержании занятий по истории включается специально подобранный материал, содержащий гражданско-патриотическую тематику.
Разработаны темы докладов, рефератов, презентаций, которые даются студентам в качестве индивидуальных творческих заданий при подготовке к семинарским занятиям: « Чернобыль – подвиг во имя жизни», «Выдающиеся деятели искусства и литературы – врачи по профессии», «От воронежских школ до Нобелевской премии», «Современные неформальные объединения и их влияние на духовно-нравственное развитие молодёжи»,
«Женщины-политики», «Роль женщин в истории России (1917- 2017)», «Человек- легенда», «Красное и белое движение», «Трагедии и подвиг народа», «Во имя жизни», «Во имя России, во славу России», «Наша планета - наше здоровье», «Земля – наш космический дом», «Город, в котором ты живёшь».
Патриотизм – одно из основных гражданских качеств. Чувство патриотизма не является прирожденным. Оно воспитывается, в первую очередь, любовью к Родине, ее общенациональным святыням, культуре, истории. Для всего цивилизованного мира история своей страны свята, какой бы она ни была в периоды. Именно история, как никакая другая учебная дисциплина, способствует формированию гражданских позиций и патриотических качеств молодежи.
Дорогу в будущее мы прокладываем сегодня. Гражданско-патриотическое воспитание направленно на развитие и укрепление у обучающихся чувства привязанности к малой родине; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому своего народа; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, формирование комплекса позитивных качеств и его длительное развитие.
Традиционные и инновационные формы и методы обучения дают возможность разнообразить процесс обучения, увязывать историю и медицину, развивать чувство исторической памяти, формировать устойчивое мировоззрение, соблюдать принцип личностно-ориентированного подхода, увязывать обучение с активной разноплановой внеаудиторной работой.
Обучение и воспитание – целостный, системный процесс. Оптимизация обучения способствует совершенствованию воспитания и, напротив, корригирование воспитания приводит к повышению эффективности учебного процесса. Однако в рамках аудиторных занятий невозможно осуществлять в полном объеме оба процесса: процесс обучения и процесс воспитания. Такую возможность дает внеаудиторная работа.
Внеаудиторная работа обладает рядом специфических черт, которые делают ее всегда привлекательной для обучаемых всех возрастов и во времена любых общественно-политических преобразований. Суть в том, что содержательный компонент ее освобожден от идеологических загрузок, а определяется учетом индивидуальных потребностей и способностей студентов, региональными особенностями, событиями и проблемами, которыми живет родной край, страна, человечество.
Приоритетными направлениями внеаудиторной работы является раскрытие для обучающихся перспективы самостоятельных научных исследований, изучение недоступных в аудиторных условиях различного рода источников, посещение особо почитаемых и памятных мест, экспозиций, встреч с интересными людьми, совершение собственных исторических мини-открытий и т.д.
Внеаудиторная работа по истории решает те же задачи, что и учебная дисциплина, т.е. напрямую связана с общими целями образовательного стандарта. Она органично продолжает занятия по истории там, где преподаватель и студент не ограничиваются «Стандартом» программой, а стремятся познать историю глубже. Приоритетными задачами внеаудиторной работы по истории является следующие.
В сфере формирования личностных характеристик:
В сфере формирования социальных характеристик:
В сфере формирования семейных характеристик:
Виды деятельности и формы внеаудиторной работы в каждой группе осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей, специфики будущей профессиональной деятельности.
Несмотря на разнообразные формы внеаудиторной работы по истории, цель у них одна – развить у обучаемых интерес к истории, активизировать познавательную деятельность, сформировать личностные качества гражданина и патриота своей страны.
Основными формами внеаудиторной работы по истории являются:
Участвуя в тех или иных мероприятиях исторической направленности, презентациях, выставках, конференциях обучающиеся учатся выстраивать взаимоотношение в коллективе, развивают социально-образовательные компетенции, помогающие им сформировать активную жизненную позицию, стать достойным гражданином и патриотом своей Родины.
Интересную работу проводят студенты по сбору материала о подвигах в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война- очень важная и трудная тема. Как рассказать молодёжи о ней? Ведь очевидцев становится всё меньше и меньше. Правду о тех временах хранят лишь книги, кинохроника, фотографии и народная память. Нет ни одной семьи, мимо которой прошла бы война.
Воронежская земля оказалась в эпицентре военных событий. Воронеж по праву заслужил звание Город воинской Славы. В военную летопись России навечно вписаны имена многих воронежцев, чьи подвиги – пример для современного юного поколения.
Память о героях увековечена в названиях улиц, мемориальных досках, монументах и памятниках.
Традиционными стали конференции, открытые мероприятия, выставки рисунков, плакатов, фотографий, конкурсы презентаций: «Есть память, которой не будет конца», «Великая Победа великого народа», « Их имена хранят улицы города», « Памятники героям войны в нашем городе», «Моя малая Родина в годы Великой Отечественной войны», « В камне, бронзе, памяти», «Женщины – медики в годы Великой Отечественной войны», «Милосердие и отвага», « Моё участие в акции «Бессмертный полк».
С точки зрения реализации воспитательных функций образовательного процесса внеаудиторная работа способна стать ступенькой по созданию условий для успешной социализации и самореализации обучающихся. «Если мы воспитаем одно поколение хороших родителей, мы воспитаем десять поколений хороших детей», (А.С. Макаренко) из которых вырастут патриоты своей страны, знающие проблемы России, желающие их решать и не теряющие при этом чувство собственной индивидуальности.
Содержание внеаудиторной работы, особенно ее гражданско-патриотического направления сегодня очень важно, поскольку за последние двадцать лет упущено очень многое. Как следствие недостаточного внимания к ее содержанию и организации явилось поколение, рожденное в начале 90-х г. г. Оно бесстрашно смотрит в будущее и пребывает в иллюзии, что все достигается быстро и легко при помощи денег. Поэтому жизненно необходимо возрождение российских традиций, изучение богатого культурного наследия нашей страны, соблюдение принципа толерантности. Помимо формата передачи культурного и социального наследия неаудиторная работа отвечает всем современным принципам содержания образования.
Мы не можем входить в историю, пятясь, мы должны входить в нее, глядя вперед, и не теряя из поля зрения прошлые ориентиры.
«Никакое общество, сколь могучим и молодым оно ни представлялось себе, не сможет долго продержать в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и успехов своего народа. Это все равно, что подрубив корни, уповать на ветви». В. Распутин.
Оригинал работы:
Гражданско – патриотическое воспитание студентов Воронежского базового медицинского колледжа
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.