Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Система работы преподавателей физической культуры по оздоровлению студентов Кировского технологического колледжа (из опыта работы)

14.03.2017 908 1608
Леушина Наталья Борисовна
Леушина Наталья Борисовна, преподаватель

Кировский технологический колледж

Изменения в социально - экономическом положении в России привели к тому, что участились случаи эмоциональных срывов, что приводит к нарастанию психологического напряжения и ухудшению показателей здоровья населения. Известно, что уровень здоровья человека зависит и от других факторов: наследственных, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным Всемирной организации здравоохранения он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20% обусловлен генетическим фактором, на 25% его определяют экологические условия и на 50-55% условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, как здоровый образ жизни становится потребностью. Приведенные данные заставляют всерьез задуматься и о здоровье молодого поколения, важную роль в сохранении которого призвано сыграть физическое воспитание.

Утверждение здорового образа жизни студентов рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений гуманизации образования. Решению проблем валеологического образования и воспитания посвящена обширная литература (И.И. Брехман, Г.К. Зайцев, В.П. Казначеев, В.В. Лисицин, В.П. Петленко, Л.Г. Татарникова, З.А. Хайретдинова). Вместе с тем, исследования показывают, что уровень здоровья, физического развития и физической подготовленности молодежи в целом не соответствует современным требованиям биосоциальной адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, С.П. Евсеева, Л.И. Лубышева, Л.В. Шапкова). Физическая культура в своем арсенале имеет множество эффективных методов, средств и приемов оздоровления организма. Все эти методы, средства и приёмы будут работать в том случае, если население будет вовремя и грамотно информировано в деле формирования навыков здорового образа жизни. Наиболее активным в этом направлении является студенчество. Студенческий возраст характеризуется высокой социальной активностью и уровнем познавательной мотивации, что создает благоприятные предпосылки для формирования здорового образа жизни и здоровья.

Так в Кировском технологическом колледже сложилась система работы по формированию навыков здорового образа жизни, первым этапом которого является проведение ежегодного опроса первокурсников, который показывает, что оценка своего здоровья, по пятибалльной системе, у студентов с каждым годом ухудшается. Опрос в 2010 году - 75% студентов оценивали свое здоровье на «5», а уже в 2016 году - около 50%.

Проверяя физическую подготовленность студентов, поступивших на обучение в наш колледж, выясняется, что около 20-30% студентов по медицинским показателям должны быть в подготовительной, специальной группах или полностью освобождены от занятий физкультуры. Анализ статистики заболеваемости студентов свидетельствует о том, что в последние годы наиболее распространены заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата (остеохондроз, сколиоз и т.д.) и органов дыхания, т.е. заболевания, которые наиболее мешают обеспечению нормальной жизнедеятельности человека. На занятиях физической культуры используются ряд доступных средств для улучшения и поддержания здоровья студентов Кировского технологического колледжа, одним из которых является оздоровительный бег. Использование оздоровительного бега на занятиях по физической культуре преподавателями колледжа приводит к решению задачи второго этапа формирования навыков оздоровления. Благодаря естественности и простоте движений, возможностям проводить занятия практически в любых условиях, не требующих специального оборудования, помещений и т.п.

Чтобы повысить эффективность занятий, необходимо:  

  1. Освоить рациональную технику выполнения беговых упражнений.
  2. Скорректировать скорость бега.
  3. Дозировать продолжительность бега.
  4. Ошибки в технике бега (нарушение в осанке, неправильная постановка спины и др.) могут вызывать болезненные ощущения отдельных мышечных групп, сухожилий, суставов ног, спины. Чтобы избежать этих явлений, необходимо правильное выполнение беговых движений, а так же наличие спортивной обуви с упругой подошвой. Туловище при беге держится прямо или имеет незначительный наклон вперед, плечи опущены и расслаблены, руки без напряжения движутся вперед – назад, нога ставится на грунт мягким, загребающим движением на внешний свод стопы. Если это вызывает трудности, можно осуществлять постановку стопы с пятки с последующим перекатом на носок. Нога должна касаться грунта в 20-25 см. впереди проекции центра тяжести. Избегайте «натыкания» на ногу или «ударной» постановки ноги. Беговой шаг должен быть легким, пружинящим, с минимальными вертикальными и боковыми колебаниями.
  5. Продолжительность и скорость бега определяется в зависимости от уровня подготовки занимающихся и поставленных задач: улучшения функциональной подготовки или достижения определенных результатов. Итак, основные правила оздоровительного бега можно сформулировать так: бегом следует заниматься систематически, т.е. соблюдать последовательность, регулярность занятий, оптимально чередовать физические нагрузки и отдых; необходимо правильно дозировать физические нагрузки с учетом состояния здоровья, физической подготовленности, индивидуальных особенностей; нужно заниматься непрерывно и длительно, т.е. строить занятия как круглогодичный и многолетний процесс, сохраняя направленность на оздоровительный эффект; сочетать с бегом другие физические упражнения; оптимально использовать естественные факторы природы – солнце, воздух, воду; соблюдать при этом правила личной гигиены.

Таким образом, оздоровительный бег в умеренных дозах - отличное средство, укрепляющее здоровье человека, при беге увеличивается количество эритроцитов в крови; бег способствует похуданию, сжигая жир; бег уменьшает количество избыточного адреналина в крови, делая тем самым человека более спокойным. 

Хорошо оборудованный тренажерный зал даёт возможность преподавателям физической культуры сочетать оздоровительный бег с упражнениями на тренажёрах (с отягощением). Воздействуя на различные мышечные группы, физические упражнения с отягощениями способствуют гармоничному развитию мускулатуры тела, улучшают осанку, формируют гармоничное телосложение. При этом обязательно соблюдение основных правил: начинать занятие с разминки, умение правильно выполнять упражнения, дозировать нагрузку, правильное дыхание. 

Проводя занятие в тренажерном зале, мы используем метод круговой тренировки, а именно, выполнение студентами всех упражнений данного метода приводит к работе основных групп мышц, в процессе занятия. Интерес заниматься в тренажерном зале возникает у всех студентов, но это нелегко, т.к. требует определённых волевых качеств. Поэтому круговая тренировка является самой доступной для студентов различной физической подготовленности. Время на выполнение одного упражнения и число тренажеров одинаковое, а темп выполнения разный - в зависимости от физподготовленности. В дальнейшем проводим занятия, где студенты индивидуально подбирают упражнения, в зависимости от поставленных перед собой задач, под контролем преподавателя (подготовка к самостоятельным занятиям). 

Вес отягощений выбирается таким образом, чтобы каждое физ. упражнение можно было выполнять 8-10 раз подряд. Для развития абсолютной силы в каком-либо движении вес отягощения увеличивается, а число повторений уменьшается. Для развития силовой выносливости, уменьшения жировых отложений применяются отягощения меньшего веса с большим количеством повторений (16 и больше). 

Тяжело найти в организме человека место, на которое бы занятия на тренажёрах не оказывали положительного воздействия: 1. Сердце. Сердце – это мышечный орган. Занимаясь, организм получает умеренную и продолжительную нагрузку, благодаря которой сердечная мышца укрепляется и становится более выносливой. 2. Сосуды. Во время занятий на тренажерах активизируется работа сердца и происходит тренировка стенок кровеносных сосудов, по этой причине укрепляются кровеносные сосуды, и человек становится менее подвержен сосудистым заболеваниям. 3. Мышцы. Во время занятий на тренажёрах в первую очередь тренируется скелетная мускулатура, в ней активизируется обмен веществ, укрепляются сухожилия, мышцы становятся более сильными и гибкими, благодаря чему организм лучше восстанавливается и омолаживается. 4. Костная система. Во время занятий на тренажёрах активизируется кровообращение и обмен веществ не только в скелетной мускулатуре, но и в скелете, особенно в местах прикрепления мышц к костям. Костная ткань становится более плотной, благодаря этому уменьшается риск развития остеопороза. 5. Суставы. Занимаясь на тренажёрах, человек может мягко и эффективно нагружать суставы, благодаря чему улучшается обмен веществ в суставах и их функциональные возможности. 6. Внутренние органы. Занятия фитнесом ускоряют кровообращение и обмен веществ не только в мышцах, но и во внутренних органах, что способствует их оздоровлению. К тому же крепкие мышцы туловища эффективно поддерживают внутренние органы в физиологически удобном положении, что облегчает их работу. 7. Нервная система. Во время тренировки в тренажёрном зале сгорают не только калории, но и нервное напряжение. Многие исследования подтверждают что умеренное и регулярное занятие фитнесом уменьшает риск возникновения стресса, а если стрессовая ситуация всё же возникла, то занимаясь фитнесом человек легче его переносит. 

Даже при освоении широко известных видов двигательной деятельности каждый как бы заново создает их в соответствии со своими индивидуальными возможностями. Роль преподавателя сводится к тому, чтобы убедить в целесообразности конкретных видов упражнений, продемонстрировать на примере и научить использовать эти знания в своих целях. Все это требует умелого сочетания руководящей роли преподавателя с высокой активностью и самостоятельностью занимающихся. 

Существенную роль в развитии активности занимающихся играют систематическая оценка и поощрение достигнутых успехов. Речь идет не только о текущей оценке, которую дает преподаватель по ходу занятий, но и о специальной системе оценочных нормативов и поощрительных мер, выражающих официальное одобрение каждого достижения на пути физического совершенствования. 

Для определения повышения функциональных возможностей организма, в колледже используются три простых теста для определения физ. подготовки студента: бег на короткие дистанции (100 м.), бег на длинные дистанции (2000 м. или 3000 м.) и силовые упражнения. Результаты тестов дают возможность определить такие физ. качества студента, как быстрота, выносливость и сила соответственно. Такие тесты дают стимул студентам к развитию и совершенствованию своих физ. качеств, то есть: 1. Посещать занятия, которые способствуют развитию более слабых качеств; мотивация - оздоровление, общее физ. развитие; 2. Заниматься спортом, который совершенствует уже развитое качество; мотивация - достижение спортивных результатов; 3. Подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками. Цель - достичь лучшей специальной психофизической подготовленности в соответствии с выбранной профессией. 

Проведение регулярных тестов по силовой подготовке (три раза в год) показывает положительную динамику развития физ. качеств. Для групп нового набора проводится начальный тест, который показывает физ. подготовку поступивших студентов. 

В результате регулярных занятий физкультурой происходит развитие физ. качеств студентов, что наглядно демонстрирует сдача последующих тестов. Например: в упражнении «подтягивание на нижней перекладине», в течение года, каждый студент увеличивает свои показатели в среднем от 3 до 5 повторений. 

Положительная динамика улучшения результатов тестов прослеживается и в других видах упражнений, что соответственно влияет на текущие и итоговые оценки и дает дополнительную мотивацию к занятиям. 

Подводя итоги 1-2 этапа оздоровления можно выделить, что занятия должны заинтересовать студентов, а преподаватель объяснить и создать устойчивую мотивацию к систематическим занятиям физкультурой. Многие студенты воспринимают занятия спортом как активный отдых. Если такие занятия вызывают интерес у студента, то они, несомненно, приносят больше пользы. 

Одной из основных проблем физвоспитания является нежелание многих студентов самостоятельно продолжать занятия. Необходимо, чтобы сам студент захотел дополнительно работать над собой. Истинный источник мотивации студента находится в нем самом. Именно поэтому наиважнейшее значение имеет воспитание инициативности, самостоятельности. Так основным мотивом для самостоятельного продолжения занятий является эстетическая направленность профессий, получаемых в колледже, желание выглядеть хорошо в женском коллективе. После определения цели подбираются направления использования средств физической культуры, а также формы самостоятельных занятий физическими упражнениями. Конкретные направления и организационные формы использования самостоятельных занятий зависит от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся. Можно выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреативное (рекреация - восстановление), обще-подготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное направление. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами.

Существует три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая зарядка, упражнения в течение дня, самостоятельные тренировочные занятия. Для студентов желающих повысить свой уровень физической подготовленности самостоятельно, предоставляется полностью оборудованный тренажерный зал, теннисный зал, игровой зал. Также организована работа секций для всех желающих (волейбол, баскетбол, лёгкая атлетика, настольный теннис).

Основными физкультурно-массовыми мероприятиями в колледже являются: соревнования по баскетболу, по волейболу, по легкой атлетике, «День Здоровья». Результатом работы секций является участие команд колледжа в городских и областных соревнованиях. 

В итоге хотелось бы показать результативность реализации системы работы по оздоровлению студентов колледжа. По данным медицинского работника прослеживается положительная динамика в состоянии здоровья студентов на протяжении 2010 - 2016 годов. Так на первом году учёбы студенты обращались чаще за мед. помощью, чем в последующие годы учебы. Например, студенты специальностей «Гостиничный сервис» и «Туризм» сократили обращение к врачам до 20%, специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» на базе 11 классов до 30%, а на базе 9 классов 12%.

В результате чего, мы делаем вывод о том, что процесс оздоровления студентов колледжа достаточно продолжительный, и его результат мы можем обнаружить на 3-4 году обучения.

 

Оригинал работы:

Система работы преподавателей физической культуры по оздоровлению студентов Кировского технологического колледжа (из опыта работы)  




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*