Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Стажировка педагога СПО на производстве: важный фактор его профессионального совершенствования

10.03.2017 10432 18289
Крохичева Людмила Геннадьевна
Крохичева Людмила Геннадьевна, преподаватель

Крулевская Майя Владимировна
Крулевская Майя Владимировна, преподаватель

Костромской машиностроительный техникум

Стажировка является одной из основных организационных форм повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения и осуществляется в целях непрерывного совершенствования их профессионального мастерства.

В процессе стажировки происходит практическое освоение навыков выполнения работы, приобретенных при профессиональной подготовки: подготовка по новой должности или профессии с обучением на рабочем месте. Стажировка как вид дополнительного профессионального образования дает возможность осваивать современные технологии, методики, способы работы непосредственно на производстве.

Стажировка является неотъемлемой частью стратегии многих организаций и компаний в области подбора персонала. Во время обучения стажирующийся имеет возможность изучить особенности профессиональной деятельности в реальных условиях, проработать специфические вопросы, выработать или восстановить необходимые навыки.

Производственная стажировка проводится в организациях сектора экономики, профиль деятельности которых соответствует реализуемым в техникуме специальностям, где стажер приобретает или повышает свою квалификацию, знакомятся с новой техникой, оборудованием, технологией производства соответствующей отрасли, процессами хозяйствования, организацией, экономикой производства.

Стажировка для специалиста - педагога является средством повышения уровня профессиональной компетентности в современных условиях быстро меняющейся образовательной и технологической среды [4].

Организация и реализация программы стажировки может осуществляться как в форме целевой краткосрочной стажировки, так и по индивидуальной модульной программе, в том числе построенной по накопительной системе. Стажировка должна проходить не реже одного раза в 3 года [5, с.25]. При необходимости изучения новых производственных технологий, внедряемых на предприятиях, стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения могут проводиться чаще.

Стажировка проводится в организациях и предприятиях, имеющих материальные, организационные и кадровые ресурсы для эффективной организации стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения системы среднего профессионального образования.

Стажировка проводится под руководством ответственного квалифицированного лица, в обязанности которого входит регулярное консультирование стажера, контроль результатов его практической деятельности в период стажировки. Стажировка осуществляется по программе, разработанной для круга вопросов, актуальных в данной области.

Основанием для стажировки является распорядительный документ – приказ директора техникума. В приказе указываются календарные сроки стажировки и фамилии лиц, стажирующихся на данном предприятии, руководители, ответственные за её проведение. Для стажеров в качестве сопроводительного документа оформляется Направление на стажировку.

Основным регламентирующим документом для стажера является утвержденная директором техникума индивидуальная программа стажировки, согласованная с руководителем стажирующей организации. После освоения программы стажером руководитель составляет отзыв, отражая полученные результаты и достижение поставленных целей.

Стажировка преподавателей и мастеров производственного обучения может завершаться:

а)подтверждающим экзаменом, результаты стажировки оформляются в соответствии с действующим в организации порядком;

б)защитой портфолио, которое может содержать: свидетельства, подтверждающие эффективность прохождения стажировки или справку о прохождении стажировки; дневник прохождения стажировки; сертификат сформированных профессиональных компетенций, заверенный печатью; научные статьи, учебно-методические разработки и пособия;

в)составлением отчета о проделанной работе, который должен быть представлен пакетом документации: направлением на стажировку; программой и графиком стажировки; методическими рекомендациями; отзывом (производственной характеристикой) руководителя стажировки, заверенным руководителем предприятия; отчётом стажёра с прилагаемой технологической документацией.

Документы о стажировке преподавателя или мастера производственного обучения предъявляются в методический отдел техникума, копия справки о прохождении стажировки хранится в личном деле преподавателя или мастера производственного обучения.

В нашем техникуме разработано Положение о стажировке преподавателей и мастеров производственного обучения ОГБПОУ «Костромской машиностроительный техникум» (далее – Положение), которое регулирует процедуру формирования и реализации стажировки. Настоящее Положение разработано в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность образовательных учреждений среднего профессионального образования. Данное Положение содержит цели, задачи стажировки и весь алгоритм её прохождения, документальное оформление стажировки и подведение итогов. 

Целью стажировки является формирование и развитие профессиональных компетенций преподавателей и мастеров производственного обучения техникума. Стажировка носит практико-ориентированный характер.

Задачами стажировки являются: совершенствование знаний и умений в психолого-педагогической, научно-профессиональной и общекультурной сферах на основе современных достижений науки, прогрессивной техники и технологий; ознакомление с новейшими технологиями и перспективами их развития в области соответствующей профилю специальности или профессии; освоение инновационных технологий, форм, методов и средств обучения;  изучения отечественного и зарубежного опыта оценки уровня квалификации рабочих, служащих; выработка предложений по совершенствованию образовательного процесса, внедрению в практику обучения передовых достижений науки, техники и производства.

Планы и программы стажировок разрабатываются техникумом самостоятельно и согласовываются с предприятиями и организациями.

Продолжительность стажировок устанавливается индивидуально в зависимости от уровня профессионального образования, целей и изучаемого круга вопросов, опыта работы, профессии (должности) стажера. Срок стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения, как правило, устанавливается не менее 8 часов.

Когда студенты нашего техникума проходят производственную практику на базовых предприятиях мы видим имеющееся на заводах современное оборудование, применяемые технологии и стараемся их изучить. Определяем предприятия, на которых необходимо пройти стажировку в первую очередь, и распределяем между мастером производственного обучения и преподавателем спец. дисциплин места прохождения стажировки.

Остановлюсь на одном из базовых предприятий нашего техникума - ОАО «Цвет», которое является нашим социальным партнёром. Между нами заключён Договор о создании Учебно-методического центра [2], что позволяет осуществлять комплексное взаимодействие в образовательной и производственной сферах с предприятием, и Договор дуального обучения по профессии СПО 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), который предусматривает реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) в интересах предприятия, срок обучения 2 года 10 месяцев. Поэтому Рабочая профессиональная образовательная программа по профессии СПО Сварщик разработана в соответствии с требованиями предприятия ОАО «Цвет», и имеет рецензию предприятия. Его представители участвуют в Государственной итоговой аттестации выпускников по профессии СПО Сварщик. Во время защиты лучшим студентам предлагают работу на предприятии [3].

ОАО «Цвет» было создано в 1968 году как предприятие по выпуску красильно-отделочного оборудования. Сейчас ОАО «Цвет» — один из лидеров машиностроительной отрасли, предприятие, специализирующееся также на изготовлении оборудования для текстильной промышленности, емкостного оборудования технического назначения, днищ различного типа, предназначенных для размещения сыпучей и жидкой продукции [7].

Благодаря современному техническому оснащению предприятие располагает возможностями для производства продукции с применением самых разнообразных технологий — от штамповки холодным методом до горячей штамповки и сварки с применением высокоточного оборудования. Применение прогрессивных технологий обработки металла и сварки, а также высокосортных материалов позволяет выпускать продукцию высокого качества. А собственная заводская лаборатория позволяет проводить контроль качества сварных швов радиографическим методом и с помощью механических испытаний.

Программа стажировки преподавателя спец. дисциплин была разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта по программе среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих (служащих) по профессии СПО 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), в соответствии с нормативно-правовой базой. Значительная часть времени в ней отводится на освоение вопросов изучения различного оборудования и его практического применения при проведении лабораторных занятий. Программа была рассчитана на 18 часов. Режим занятий: 6 часов в день.

Основными целями стажировки педагогического работника на базовом предприятии ОАО «Цвет» являлись, формирование навыков по профессиональным компетенциям для реализации требований образовательного стандарта СПО в части требований к уровню подготовки выпускников по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям профессии СПО Сварщик, изучение передового опыта работы, при выполнении заказов.

Задачами стажировки педагога техникума являлись: совершенствование профессионально-педагогических компетенций; освоение инновационных технологий, форм, методов и средств обучения, адаптивных базовому предприятию ОАО «Цвет»; выработка конкретных предложений по совершенствованию учебного процесса в области подготовки специалистов для предприятия; практическое изучение современного оборудования предприятия и технологии производства; работа с технической и нормативной документацией, с учетом особенностей номенклатуры выпускаемой продукции.

В результате пройденной стажировки преподаватель спец. дисциплин подробно изучил оборудование: установку для плазменной резки металла, установки автоматической плазменной и аргонодуговой сварки, установку для рентгеноконтроля сварных швов [1]. В дальнейшем преподаватель использовал полученные знания при объяснении тем профессиональных модулей ПМ. 02 Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях, и при проведении лабораторных работ по профессии СПО Сварщик [6, с.26]. А также при объяснении тем по ПМ.01 Подготовка и осуществление технологических процессов изготовления сварных конструкций специалистам среднего звена по специальности СПО 150415 Сварочное производство.

Литература

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 9, статья 73 п.1
  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 9, статья 73 п.6
  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 9, статья 74 п.3
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 5, статья 48 п.1
  1. ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) (ПРИКАЗ от 2 августа 2013 г. N 842) пункт 7.13
  1. ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) (ПРИКАЗ от 2 августа 2013 г. N 842) пункт 7.16
  1. https://donishki.cwet.ru/o-kompanii.html ОАО «Цвет»

 

Оригинал работы:

Стажировка педагога СПО на производстве: важный фактор его профессионального совершенствования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*