Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методические указания по выполнению лабораторных работ по предмету: «Биология»

10.04.2012 5235 2 22519
Давыгора Марина Лютиевна
Давыгора Марина Лютиевна, преподаватель биологии, географии

Краснодарский политехнический техникум

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 по выполнению лабораторных работ по предмету: «Биология»

 для студентов очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования специальности «Технология продукции общественного питания»

 

Составлены в соответствии с

примерной программой по дисциплине,

введенной в действие управлением учебных

заведений среднего профессионального

образования Минобразования РФ

 

Лабораторная работа № 3

Вариант  1

Тема: Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания

Цель: Научиться составлять простейшие схемы моно- и дигибридного скрещивания на основе предложенных данных.

1. ЗАДАНИЕ Темного мохнатого кролика скрестили с белым гладким. В первом поколении все особи были темными мохнатыми. Во втором поколении произошло расщепление: темные мохнатые, темные гладкие, белые мохнатые, белые гладкие (6%). Определите генотипы родителей и потомков. Определите процентное соотношение расщепления признаков во втором поколении, если белые гладкие составили 6%.

Методика выполнения работы

1. Вспомните и запишите в тетради что называется моногибридным и дигибридным скрещиванием.

2. Запишите первый и третий законы Менделя

3. Внимательно прочитайте задание варианта. Определите какой аллель доминантный, а какой – рецессивный, исходя из фенотипа ( внешних признаков) потомков первого( F1) и второго ( F2) поколения.

4. ПРАВИЛЬНО запишите с помощью условных знаков схему моногибридного и дигибридного скрещиваний.

5. Укажите закономерность расщепления признаков в первом и втором поколении гибридов по фенотипу и по генотипу , подписав под родителями , потомками гаметы, генотип и фенотип

6. Сделайте вывод о закономерности наследования признаков родителей потомками первого и второго поколений.( согласно I и III законам Мен- деля)

 

Вариант  2

Тема: Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания

Цель:  Научиться составлять простейшие схемы моно- и дигибридного скрещивания на основе предложенных данных.

ЗАДАНИЕ: Скрестили синего попугайчика (ААвв) с желтым (ааВВ). Потомки в первом поколении были все зелеными. Во втором поколении произошло расщепление попугайчиков на зеленых, желтых, синих и одного белого. Определите генотипы родителей и потомков. Определите  соотношение расщепления признаков во втором поколении по фенотипу.

 

Методика выполнения работы

1. Вспомните и запишите в тетради что называется моногибридным и дигибридным скрещиванием.

2. Запишите первый и третий законы Менделя

3. Внимательно прочитайте задание варианта. Определите какой аллель доминантный, а какой – рецессивный, исходя из фенотипа (внешних признаков) потомков первого (F1) и второго (F2) поколения. Подумайте в каком случае получается зеленая окраска.

4. ПРАВИЛЬНО запишите с помощью условных знаков схему моногибридного и дигибридного скрещиваний.

5. Укажите закономерность расщепления признаков в первом и втором поколении гибридов по фенотипу и по генотипу , подписав под родителями , потомками гаметы, генотип и фенотип (расчертить решетку Пеннета)

6. Сделайте вывод о закономерности наследования признаков родителей потомками первого и второго поколений. (согласно I и III законам Менделя)


Лабораторная работа № 4


Тема: Анализ фенотипической изменчивости

Цель: Проанализировать фенотипическую изменчивость в ходе исследования вариационного ряда комнатных растения.


Методика выполнения работы

1. Определить общее количество листовых пластинок на комнатном растении

2. Измерить каждый листик  по длине листовой пластинки. Результаты записать.

3. Провести градацию по величине листовой пластинки на листья самые крупные ( 10-15 см), средние(  6-10 см), мелкие(0-6 см).

4. Посчитать количество листьев  в каждой группе. Зарисуйте этот вариационный ряд.

5. Дайте определение  понятиям « вариационный ряд», «норма реакции» «модификация», « модификационная изменчивость»

6. Определите норму реакции листовой пластинки для данного растения.

7. Объясните причины такого разнообразия листьев.

8. Запишите вывод  о  соотношении величины листовой пластинки и, степени освещенности её и количестве листьев определенного размера.


Устная защита лабораторной работы содержит ответы на вопросы:

1. Дать определение модификации, изменчивости, наследственности, гену, мутации, норме реакции, вариационному ряду.

2. Перечислить виды изменчивости, мутаций. Привести примеры.

 

Лабораторная работа № 5

Тема: Приспособление организмов к разным средам обитания.

Цель: выяснить формы приспособлений организмов к наземно-воздушной, водной, почвенной среде обитания; организмов, ведущих паразитический образ жизни; сделать вывод об общности типичных приспособлений.

Оборудование: таблицы «Среды жизни и формы приспособлений к ним»


Методика выполнения работы

1. Прочитайте текст учебника  Константинова «Биология» на  стр.2

2. Выпишите характеристику каждой среды обитания (заполнить соответствующие графы таблицы).

3. Укажите приспособления, возникающие у живых организмов, обитающих в каждой из сред, с указанием самих организмов (вместо … продолжите примеры в таблице)

4. Сделайте вывод об общности типичных приспособлений у РАЗНЫХ систематических групп организмов, обитающих в ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ среде обитания.

Таблица №1.Сравнительная характеристика сред обитания живых организмов и возникших в связи с этим приспособлений



Вывод: в ходе эволюции у живых организмов возникли приспособления к  средам обитания. Из анализа табл. №1 видно, что …

Устная защита лабораторной работы содержит ответы на вопросы:1.Назовите среды жизни живых организмов и дайте им характеристику.2.Приведите примеры приспособлений у разных систематических групп живых организмов  к одной и той же среде обитания. О чем это говорит? 3. От чего еще могут возникать изменения фенотипа и генотипа? 4.Перечислите факторы окружающей среды.


Лабораторная работа № 2

Тема: Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных

Цель: выявить черты сходства и отличия зародышей позвоночных на разных стадиях развития

Оборудование: коллекция «Зародыши позвоночных»


Методика выполнения работы

1. Прочитайте статью «Данные эмбриологии» ( с. 154-157) в учебнике Константинова В.М. «Общая биология»

2. Рассмотрите рисунок 3.21 на с. 157 учебника Константинова В.М. «Общая биология»

3. Результаты анализа черт сходства и отличия занесите в таблицу №1.

4. Сделайте вывод о чертах сходства и отличия зародышей позвоночных на разных стадиях развития.

 

Таблица № 1. Черты сходства и отличия зародышей позвоночных на разных стадиях развития

Кому принадлежит зародыш

П Р И З Н А К И

Наличие хвоста

Носовой вырост

Передние конечности

Воздушный пузырь

Первая стадия

рыба

 

 

 

 

ящерица

 

 

 

 

кролик

 

 

 

 

человек

 

 

 

 

Вторая стадия

рыба

 

 

 

 

ящерица

 

 

 

 

кролик

 

 

 

 

человек

 

 

 

 

Третья стадия

рыба

 

 

 

 

ящерица

 

 

 

 

кролик

 

 

 

 

человек

 

 

 

 

Четвертая стадия

рыба

 

 

 

 

ящерица

 

 

 

 

кролик

 

 

 

 

человек

 

 

 

 

Вывод:

Устная защита лабораторной работы содержит ответы на вопросы: 1. Дайте определение рудиментам, атавизмам, приведите примеры. 2. На каких стадиях развития онтогенеза и филогенеза проявляются сходства в строении зародышей, а где начинается  дифференциация

3. Назовите пути биологического прогресса, регресса. Объясните их смысл, приведите примеры.


Лабораторная работа № 6

Тема: Изучение центров многообразия растений и животных

Цель: 1. Закрепить полученные на занятиях знания о центрах многообразия растений и животных, открытых Н.И. Вавиловым.

2. Сравнить современную систематизацию центров многообразия растений и животных с той, что предложил Н.И. Вавилов.

3. Найти черты сходства и отличия, сделать об этом вывод.

Оборудование: таблица «Центры многообразия растений и животных»


Методика выполнения работы

Таблица № 1.Черты сходства и отличия центров многообразия растений и животных

№ п\п

Название центра

Место размещения

Примеры

групп растений

По Вавилову

современное

 

 

 

 

 

Вывод: при анализе таблицы №1 выяснили, что … (укажите количество современных центров и по Вавилову, их название сходно или нет).


Устная защита лабораторной работы содержит ответы на вопросы:

1. Назовите ученых, кто в России занимался селекцией растений, животных. Укажите их роль в этом.

2. Перечислите, покажите на политической карте мира (карте «Центры  многообразия растений и животных») места размещения центров многообразия растений и животных.

3. Назовите примеры растений, характерные для каждого центра.

 

Лабораторная работа № 7

Тема: Изучение принципов и морфофункциональных черт организации растений и животных в хозяйственной деятельности людей.

Цель: 1.Изучить принцип движения, покровы птиц, насекомых (стрекозы, гусеницы, жуков), строение скелета млекопитающих

2. Сделать вывод об использовании человекомпринципов и морфофункциональных черт организации растений и животных в свое хозяйственной деятельности.

Оборудование: таблицы, рисунки, дополнительная литература, коллекция насекомых (виртуальная).


Методика выполнения работы

1. Прочитайте статью «Бионика» с.247-253 учебника Константинова

2. Рассмотреть рисунки, виртуальную коллекцию, таблицы

3. Перечислите примеры строения живых организмов, принципов их движения и механизмы, созданные на их основе механизмы.




Назад к списку

Комментарии
Добрый день! В рекомендациях к решению задач про кроликов, Вы пишите: ПРАВИЛЬНО запишите с помощью условных знаков схему моногибридного и дигибридного скрещиваний. Исходя из определения моногибридного скрещивания- скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков. У кроликов две пары признаков, цвет шерсти и ее форма. Что значит в Вашей задаче написать схему моногибридного скрещивания? С ув. Лана.
Лана
Где найти ответы на л.работу номер 3 первого варианта? Все сайты прошарил нигде нет!!!
Артём

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*