Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования

06.03.2017 595 995
Кварталова Диния Назимовна
Кварталова Диния Назимовна, методист

Сосновский судостроительный техникум

Проблема сиротства является одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России, т.к. количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом.

В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Анализ теоретических источников подтверждает, что большинство детей, относящихся к группе «социального сиротства», имеют особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость, несформированность эмпатии, деформация чувства собственного достоинства, узость кругозора, нежелание учиться, выбирать и осваивать профессию.

Согласно определению из Большой Советской энциклопедии: «Адаптация - совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению определенных условий и направленная на сохранение относительного постоянства его гомеостаза (внутренней среды)»

В отечественной литературе адаптация чаще всего рассматривается как часть социализации. Социализация совокупность социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает сумму знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. Среднее профессиональное образование реализует иную цель и форму социализации. То есть, с одной стороны, это адаптация на более высоком уровне к новой вещно-производственной и информационной среде, где требуются специальные знания и навыки, приобретаемые в процессе профессионального образования. С другой стороны, это также развитие творческих способностей, подготовка к управленческой и инновационной деятельности в производственной и в социальной сфере.

Психолого-педагогическая поддержка студентов из категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей КОГПОАУ «Сосновский судостроительный техникум» является одной из направлений воспитательной работы, которая осуществляется на основании нормативных документов, и ведется в соответствии с планом учебно-воспитательной работы.

Количество подростков, относящихся категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, неумолимо растет с каждым годом. В 2013-2014 учебном году в КОГПОАУ «Сосновский судостроительный техникум» обучалось 43 человека из числа детей сирот, в 2014-2015 учебном году их количество увеличилось до 40 человек. В 2015-2016 учебном году, общее количество студентов, относящихся данной  к категории составило 35 человека. Для организации помощи и контроля за каждым несовершеннолетним студентом из числа детей сирот приказом директора закреплены ответственные  педагогические работники.

Работа с детьми-сиротами  в техникуме ведется по следующим направлениям:

  • Организация предоставления социальных гарантий и фактический учет за период обучения.
  • Взаимодействие с медицинскими учреждениями через организацию оказания медицинской помощи детям-сиротам
  • Организация досуга.
  • Соблюдения условий проживания детей-сирот, проживающих в общежитии и на квартире
  • Постинтернатное сопровождение выпускников детских домов, техникума.
  • Ведение нормативного пакета документов
  • Взаимодействие с социальными партнерами.
  • Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот.

В целом по всем указанным напралениям ведется продуктивная работа .

В условиях техникума была проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня адаптации детей-сирот.

Изучив проблемы  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в их социально и психолого-педагогическом аспектах,  указало на то, что необходимо усилить именно социально-педагогические составляющие в работе детьми сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей.

С целью изучения уровня адаптации детей-сирот в условиях техникуме в октябре-ноябре 2015 года в техникуме был проведен первый этап эмпирического исследования.

В экспериментальную группу вошли студенты, относящихся к категории «дети-сироты», прибывших из детских домов и  студенты, воспитывающихся в кровных семьях.

По результатам полученных данных были выявлены  ряд проблем в процессе адаптации студентов, относящихся к категории детей-сирот в условиях техникума:

  • слабая заинтересованность в получении профессии, нежелание задуматься о своем будущем;
  • иждивенческая позиция, нежелание серьезно задуматься о своем будущем, реально оценивать свои возможности, трудиться и добиваться поставленной цели.

Таким образом, уровень адаптации большинства студентов-сирот диагностирован как низкий и средний. Низкий уровень адаптированности студентов данной категории, на наш взгляд является следствием неприспособленности к жизни (неумение расходовать деньги, общаться с людьми, посещать магазины, больницы и т.д.). Отсюда вытекают слабая заинтересованность в получении профессии, нежелание заниматься собственным будущим. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости социально-педагогической работы с данной категорией студентов. Социально-педагогической службе  техникума были сформулированы следующие рекомендации:

-разработать и реализовать программу по социальной адаптации студентов относящихся к категории «Дети-сироты» с учетом их индивидуальных особенностей, с целью создания оптимальных условий для благоприятной социальной адаптации;

-организовать работу по повышению самооценки студентов данной категории;

-регулярно проводить совместные мероприятия студентов, прибывших из детского дома и студентов, воспитывающихся в кровных семьях, что поможет развить коммуникативные способности студентов, расширить круг межличностных отношений:

-проводить профилактику и коррекцию конфликтного поведения студентов данной категории, прибывших из детского дома, организовывать совместный поиск альтернативных форм поведения и поиск путей решения конфликтных ситуаций;

-проводить активную профориентационную работу, выявлять склонности детей к определенным сферам деятельности, организовывать сотрудничество со службой занятости населения;

-содействовать развитию способностей студентов данной категории (кружки, секции, вовлечение в различного рода конкурсы).

В техникуме была разработана программа.  Цель программы:  осуществление социально-психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов-сирот к образовательно-воспитательному процессу в техникуме.

Задачи программы:

  • подготовка студентов к новым условиям обучения;
  • формирование позитивных учебных мотивов;
  • установление и поддержание социального статуса студентов в новом коллективе;
  • создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время;

-предупреждение и снятие у студентов психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой.

Работа по реализации программы рассчитана на первый год обучения студентов в техникуме и осуществляется в 3 этапа.

  • Психологическое направление
  • Деятельность в социальном направлении
  • Педагогическое направление
  • Профессиональное направление

Ожидаемый результат.

  1. Коррекция психо-эмоционального состояния выпускников детских домов.
  2. Повышение социальной адаптивности и активности выпускников, уровня готовности их к самостоятельной жизни.
  3. Приобщение к здоровому образу жизни.
  4. Повышение способности устанавливать продуктивные конструктивные отношения при взаимодействии с другими людьми.

За этот период нами были получены следующие результаты:

  1. Обучающиеся приобрели знания о своих правах и обязанностях, о последствиях наказания за нарушение закона, о многообразии социальных ролей, о молодежных движениях, распространенных как на территории России, так и за рубежом, о правилах построения межличностных отношений, как со сверстниками, так и с взрослыми, о способах оказания первой медицинской и психологической помощи и др.

По итогам анкетирования 71% студентов-сирот участвовали во внеаудиторных мероприятиях учебного заведения, что свидетельствует о высокой социальной активности и включенности в новую социальную среду. 86,6% обучающихся стали посещать кружки и секции

  1. Успешная включенность в новую социальную среду

Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) Результаты исследования по данной методике позволили сделать следующие выводы. Преобладающими мотивами учения среди студентов являются «престиж», «творческая самореализация» и «учебно-познавательная деятельность (содержание учения)»

На основании полученных данных, можно утверждать, что мотивационный уровень студентов-сирот является средним для 77%. С 23% студентов необходима дополнительная работа по профессиональной мотивации.

Итак, разработанная программа социально-педагогической деятельности по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования, включающая направления «Психологическая адаптация», «Социальная адаптация», «Педагогическая адаптация» и «Профессиональная адаптация», которые находятся между собой во взаимосвязи и взаимозависимости, способствует адаптации студентов-сирот.

Эффективную адаптацию студентов-сирот в учреждениях среднего профессионального образования обеспечивают следующие организационно-педагогические условия:

  • педагогическое взаимодействие преподавателей, классных руководителей, специалистов психологической службы в ходе процесса адаптации;
  • внедрение программы по адаптации первокурсников к условиям техникума, разработка методического обеспечения для реализации программы,
  • организация внеучебной деятельности студентов;
  • осуществление контроля и последующего анализа успехов студентов в обучении;
  • учет индивидуальных особенностей, потребностей и интересов студентов-сирот;
  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы внутри учебной групп.

Проведенный анализ реализации программы социально-педагогической деятельности по адаптации детей-сирот в условиях техникума подтверждает эффективность представленной программы.

 

Оригинал работы:

Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*