Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПроблема сиротства является одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России, т.к. количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом.
В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Анализ теоретических источников подтверждает, что большинство детей, относящихся к группе «социального сиротства», имеют особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость, несформированность эмпатии, деформация чувства собственного достоинства, узость кругозора, нежелание учиться, выбирать и осваивать профессию.
Согласно определению из Большой Советской энциклопедии: «Адаптация - совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению определенных условий и направленная на сохранение относительного постоянства его гомеостаза (внутренней среды)»
В отечественной литературе адаптация чаще всего рассматривается как часть социализации. Социализация совокупность социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает сумму знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. Среднее профессиональное образование реализует иную цель и форму социализации. То есть, с одной стороны, это адаптация на более высоком уровне к новой вещно-производственной и информационной среде, где требуются специальные знания и навыки, приобретаемые в процессе профессионального образования. С другой стороны, это также развитие творческих способностей, подготовка к управленческой и инновационной деятельности в производственной и в социальной сфере.
Психолого-педагогическая поддержка студентов из категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей КОГПОАУ «Сосновский судостроительный техникум» является одной из направлений воспитательной работы, которая осуществляется на основании нормативных документов, и ведется в соответствии с планом учебно-воспитательной работы.
Количество подростков, относящихся категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, неумолимо растет с каждым годом. В 2013-2014 учебном году в КОГПОАУ «Сосновский судостроительный техникум» обучалось 43 человека из числа детей сирот, в 2014-2015 учебном году их количество увеличилось до 40 человек. В 2015-2016 учебном году, общее количество студентов, относящихся данной к категории составило 35 человека. Для организации помощи и контроля за каждым несовершеннолетним студентом из числа детей сирот приказом директора закреплены ответственные педагогические работники.
Работа с детьми-сиротами в техникуме ведется по следующим направлениям:
В целом по всем указанным напралениям ведется продуктивная работа .
В условиях техникума была проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня адаптации детей-сирот.
Изучив проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в их социально и психолого-педагогическом аспектах, указало на то, что необходимо усилить именно социально-педагогические составляющие в работе детьми сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей.
С целью изучения уровня адаптации детей-сирот в условиях техникуме в октябре-ноябре 2015 года в техникуме был проведен первый этап эмпирического исследования.
В экспериментальную группу вошли студенты, относящихся к категории «дети-сироты», прибывших из детских домов и студенты, воспитывающихся в кровных семьях.
По результатам полученных данных были выявлены ряд проблем в процессе адаптации студентов, относящихся к категории детей-сирот в условиях техникума:
Таким образом, уровень адаптации большинства студентов-сирот диагностирован как низкий и средний. Низкий уровень адаптированности студентов данной категории, на наш взгляд является следствием неприспособленности к жизни (неумение расходовать деньги, общаться с людьми, посещать магазины, больницы и т.д.). Отсюда вытекают слабая заинтересованность в получении профессии, нежелание заниматься собственным будущим. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости социально-педагогической работы с данной категорией студентов. Социально-педагогической службе техникума были сформулированы следующие рекомендации:
-разработать и реализовать программу по социальной адаптации студентов относящихся к категории «Дети-сироты» с учетом их индивидуальных особенностей, с целью создания оптимальных условий для благоприятной социальной адаптации;
-организовать работу по повышению самооценки студентов данной категории;
-регулярно проводить совместные мероприятия студентов, прибывших из детского дома и студентов, воспитывающихся в кровных семьях, что поможет развить коммуникативные способности студентов, расширить круг межличностных отношений:
-проводить профилактику и коррекцию конфликтного поведения студентов данной категории, прибывших из детского дома, организовывать совместный поиск альтернативных форм поведения и поиск путей решения конфликтных ситуаций;
-проводить активную профориентационную работу, выявлять склонности детей к определенным сферам деятельности, организовывать сотрудничество со службой занятости населения;
-содействовать развитию способностей студентов данной категории (кружки, секции, вовлечение в различного рода конкурсы).
В техникуме была разработана программа. Цель программы: осуществление социально-психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов-сирот к образовательно-воспитательному процессу в техникуме.
Задачи программы:
-предупреждение и снятие у студентов психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой.
Работа по реализации программы рассчитана на первый год обучения студентов в техникуме и осуществляется в 3 этапа.
Ожидаемый результат.
За этот период нами были получены следующие результаты:
По итогам анкетирования 71% студентов-сирот участвовали во внеаудиторных мероприятиях учебного заведения, что свидетельствует о высокой социальной активности и включенности в новую социальную среду. 86,6% обучающихся стали посещать кружки и секции
Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) Результаты исследования по данной методике позволили сделать следующие выводы. Преобладающими мотивами учения среди студентов являются «престиж», «творческая самореализация» и «учебно-познавательная деятельность (содержание учения)»
На основании полученных данных, можно утверждать, что мотивационный уровень студентов-сирот является средним для 77%. С 23% студентов необходима дополнительная работа по профессиональной мотивации.
Итак, разработанная программа социально-педагогической деятельности по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования, включающая направления «Психологическая адаптация», «Социальная адаптация», «Педагогическая адаптация» и «Профессиональная адаптация», которые находятся между собой во взаимосвязи и взаимозависимости, способствует адаптации студентов-сирот.
Эффективную адаптацию студентов-сирот в учреждениях среднего профессионального образования обеспечивают следующие организационно-педагогические условия:
Проведенный анализ реализации программы социально-педагогической деятельности по адаптации детей-сирот в условиях техникума подтверждает эффективность представленной программы.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.