Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Средства диагностирования уровня сформированности общих компетенций у студентов

06.03.2017 440 699
Соловьева Наталья Владимировна
Соловьева Наталья Владимировна, педагог-психолог

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам

максимум знаний, а в том чтобы привить им интерес

к самостоятельному поиску знаний,  научить

добывать знания и пользоваться ими.

 

Константин Александрович  Кушнер

 

В условиях динамичного развития нашей страны происходят кардинальные изменения в экономической, социальной, политической и образовательной сферах. В производстве все больше становятся востребованными специалисты, владеющие в совершенстве профессиональным мастерством, общей и профессиональной культурой, творческим отношением к профессиональной деятельности, готовые к постоянному самосовершенствованию. На фоне рыночных отношений, они дополнительно должны владеть политехническим и экономическим мышлением, адаптированными к изменяющимся условиям. 

До внедрения образовательных стандартов третьего поколения качество результата рассматривалось как определенный уровень «подготовленности», «образованности», «воспитанности» выпускника.

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения - это «компетентность», «компетенция», «профессиональная успешность», «качество деятельности», «профессиональная мобильность».

Новые образовательные результаты – это сформированные у выпускников общие (ключевые) и профессиональные (базовые и специальные) компетенции, предусмотренные ФГОС, в соответствии с профессией.

Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника.

Существует перечень общих компетенций как для программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, так и для программы профессиональной подготовки специалистов среднего звена.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять устойчивый интерес к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и не стандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задач.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Т.О. общие компетенции (ключевые) являются ядром модели выпускника любого образовательного учреждения, т.к. проявляются не только в решении узкопрофессиональных задач, но и в том, как человек воспринимает, оценивает и понимает мир за пределами своей профессии.

Очевидно, что формировать общие компетенции, у студентов, не только сложно, но и очень ответственно, так как здесь задействованы глубинные психические, познавательные процессы, социально-личностные установки – волевая регуляция, самоорганизация, ответственность и многое другое. Диагностика общих компетенций обучающихся наиболее трудный аспект педагогической деятельности. Возникает вопрос о способах и средствах диагностики как в целях мониторинга формирования компетенций, так и оценки итогового результата. Один из этапов моей работы - это подбор соответствующего диагностического средства к каждой компетенции, для исследования способностей и личностных качеств, необходимых для социально-профессионального взаимодействия.

Виды компетенций

Компетенции

Психологическое качество

Методы (средства) диагностики

Эмоционально - психологические

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Сформированность мотивов, эмоций, установок и профессиональных предпочтений.

Психологическое анкетирование, собеседование, тестирование (тест Холланда склонность индивида к той или иной профессии)

Регулятивные

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

Организованность, трудолюбие, терпение, аккуратность, ответственность.

Наблюдение ситуаций, ролевые игры, тестирование (шкала уверенности в себе, тест Ромека)

Аналитические

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Креативность

Диагностика личностной креативности (Туник)

Социально - коммуникативные

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

 

Коллективизм, общительность

Тренинги на сплочение коллектива, Тест Ромека (шкала социальной смелости, шкала инициативы в социальных контактах)

 

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Компетенции самосовершенство-вания

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

Ответственность

Методика «Шкала совестливости»

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Стремление к самоактуализации

Тест Мадди (адаптация Д. Леонтьева) на жизнестойкость

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

Готовность к нововведениям

Тест Моудсли (готовность к новому+ тревожность)

         

В оценке сформированности компетенций можно опираться на трехуровневую модель.

Уровень

Сформированные способы деятельности

Низкий (обязательный)

 

0 б.

- общая ориентировка студента в способах предполагаемой деятельности;

- знание того, где основная информация может находиться;

- репродуктивное воспроизведение обобщённых учебных умений по известным алгоритмам;

- «узнавание» новой проблемы, возникшей в знакомой ситуации;

- наличие и принятие любой помощи извне.

Средний (уровень возможностей)

 

1 б.

- умение искать недостающую информацию для решения поставленной проблемы в различных источниках и работать с нею;

- умение решать некоторые практические задания в знакомых ситуациях;

- попытка переноса имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию;

- готовность оказать посильную помощь другим участникам совместной деятельности;

- минимальная помощь извне

Продвинутый (творческий)

 

2 б.

- умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска решения;

- умение проектировать сложные процессы;

- умелый перенос имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую незнакомую ситуацию; - отсутствие помощи извне;

- оказание помощи другим участникам совместной деятельности;

- умение отрефлексировать свои действия

Для диагностирования уровня сформированности общих компетенций разработан инструментарий в виде анкеты. Планируется проведение диагностики ежегодно. Результат диагностирования должен быть отражен в портфолио студента. Разработанная анкета будет апробирована, после чего запущена в систематическую работу.

 

Оригинал работы:

Средства диагностирования уровня сформированности общих компетенций у студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*