Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаЗадача учителя не в том, чтобы дать ученикам
максимум знаний, а в том чтобы привить им интерес
к самостоятельному поиску знаний, научить
добывать знания и пользоваться ими.
Константин Александрович Кушнер
В условиях динамичного развития нашей страны происходят кардинальные изменения в экономической, социальной, политической и образовательной сферах. В производстве все больше становятся востребованными специалисты, владеющие в совершенстве профессиональным мастерством, общей и профессиональной культурой, творческим отношением к профессиональной деятельности, готовые к постоянному самосовершенствованию. На фоне рыночных отношений, они дополнительно должны владеть политехническим и экономическим мышлением, адаптированными к изменяющимся условиям.
До внедрения образовательных стандартов третьего поколения качество результата рассматривалось как определенный уровень «подготовленности», «образованности», «воспитанности» выпускника.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения - это «компетентность», «компетенция», «профессиональная успешность», «качество деятельности», «профессиональная мобильность».
Новые образовательные результаты – это сформированные у выпускников общие (ключевые) и профессиональные (базовые и специальные) компетенции, предусмотренные ФГОС, в соответствии с профессией.
Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника.
Существует перечень общих компетенций как для программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, так и для программы профессиональной подготовки специалистов среднего звена.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять устойчивый интерес к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и не стандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задач.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Т.О. общие компетенции (ключевые) являются ядром модели выпускника любого образовательного учреждения, т.к. проявляются не только в решении узкопрофессиональных задач, но и в том, как человек воспринимает, оценивает и понимает мир за пределами своей профессии.
Очевидно, что формировать общие компетенции, у студентов, не только сложно, но и очень ответственно, так как здесь задействованы глубинные психические, познавательные процессы, социально-личностные установки – волевая регуляция, самоорганизация, ответственность и многое другое. Диагностика общих компетенций обучающихся наиболее трудный аспект педагогической деятельности. Возникает вопрос о способах и средствах диагностики как в целях мониторинга формирования компетенций, так и оценки итогового результата. Один из этапов моей работы - это подбор соответствующего диагностического средства к каждой компетенции, для исследования способностей и личностных качеств, необходимых для социально-профессионального взаимодействия.
Виды компетенций |
Компетенции |
Психологическое качество |
Методы (средства) диагностики |
|
Эмоционально - психологические |
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
Сформированность мотивов, эмоций, установок и профессиональных предпочтений. |
Психологическое анкетирование, собеседование, тестирование (тест Холланда склонность индивида к той или иной профессии) |
|
Регулятивные |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
Организованность, трудолюбие, терпение, аккуратность, ответственность. |
Наблюдение ситуаций, ролевые игры, тестирование (шкала уверенности в себе, тест Ромека) |
|
Аналитические |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
Креативность |
Диагностика личностной креативности (Туник) |
|
Социально - коммуникативные |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
|
Коллективизм, общительность |
Тренинги на сплочение коллектива, Тест Ромека (шкала социальной смелости, шкала инициативы в социальных контактах) |
|
|
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
|||
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
||||
Компетенции самосовершенство-вания |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
Ответственность |
Методика «Шкала совестливости» |
|
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. |
Стремление к самоактуализации |
Тест Мадди (адаптация Д. Леонтьева) на жизнестойкость |
||
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности |
Готовность к нововведениям |
Тест Моудсли (готовность к новому+ тревожность) |
||
В оценке сформированности компетенций можно опираться на трехуровневую модель.
Уровень |
Сформированные способы деятельности |
Низкий (обязательный)
0 б. |
- общая ориентировка студента в способах предполагаемой деятельности; - знание того, где основная информация может находиться; - репродуктивное воспроизведение обобщённых учебных умений по известным алгоритмам; - «узнавание» новой проблемы, возникшей в знакомой ситуации; - наличие и принятие любой помощи извне. |
Средний (уровень возможностей)
1 б. |
- умение искать недостающую информацию для решения поставленной проблемы в различных источниках и работать с нею; - умение решать некоторые практические задания в знакомых ситуациях; - попытка переноса имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию; - готовность оказать посильную помощь другим участникам совместной деятельности; - минимальная помощь извне |
Продвинутый (творческий)
2 б. |
- умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска решения; - умение проектировать сложные процессы; - умелый перенос имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую незнакомую ситуацию; - отсутствие помощи извне; - оказание помощи другим участникам совместной деятельности; - умение отрефлексировать свои действия |
Для диагностирования уровня сформированности общих компетенций разработан инструментарий в виде анкеты. Планируется проведение диагностики ежегодно. Результат диагностирования должен быть отражен в портфолио студента. Разработанная анкета будет апробирована, после чего запущена в систематическую работу.
Оригинал работы:
Средства диагностирования уровня сформированности общих компетенций у студентов
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.