Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Педагогические условия развития общих и профессиональных компетенций студентов ГБПОУ ДТБТ в единой информационной научно-методической среде

03.03.2017 211 276
Кокорина Светлана Николаевна
Кокорина Светлана Николаевна, методист

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

ФГОС требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности студента. Если ранее оценка результатов обучения была представлена исследованием уровня знаний, умений и навыков обучающегося, то в соответствии с ФГОС оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности носит комплексный, интегративный характер через степень сформированности у выпускника предусмотренных стандартом компетенций.

Основное противоречие современной системы образования – это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию перейти к максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию, то есть на первый план выходит проблема формирования общих компетенций у студентов любых направлений подготовки.

Методическая служба в техникуме пытается решать проблемы, связанные с оптимизацией процесса формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся через:

  • внедрение современных педагогических и информационных технологий профессионального образования;
  • формирование инновационной образовательной среды;
  • совершенствование профессионализма и обеспечение повышения квалификации педагогов;
  • обобщение и распространение педагогического опыта педагогов.

Рассмотрим каждое направление подробнее.

1 Инновационные технологии как средство развития общих и профессиональных компетенций студентов

Инновационные технологии позволяют оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения. Основные из них:

  • технология модульного обучения,
  • технология проблемного обучения,
  • технология контекстного обучения,
  • кейс-технологии,
  • проектные технологии,
  • здоровьесберегающие технологии,
  • технология развития критического мышления через чтение и письмо,
  • технология интерактивного обучения и др.

Выбор технологии обучения определяется рядом факторов:

  • содержанием учебной дисциплины,
  • средствами обучения,
  • оснащенностью учебного процесса,
  • составом обучающихся,
  • уровнем профессионально-педагогической культуры преподавателя.

Реализация ФГОС предполагает значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента в процессе учения.

Методы обучения должны отвечать требованиям активизации и интенсификации обучения; быть ориентированными не на простое получение знаний о каком-то объекте, а на деятельность с этим объектом, на развитие личности студента. Для обучения с целью формирования максимального количества общих и профессиональных компетенций могут использоваться методики:

-создание опорных конспектов (в том числе графических), графическое изображение структуры текста;

-составление плана текста;

-работа со словарями и справочниками: поиск объяснения отдельных терминов и др. информации по заданию;

-просмотр учебного видеофильма;

-выполнение практических заданий с использованием нормативной, справочной литературы;

-программированное задание;

-эвристическая беседа;

-учебная дискуссия;

-рецензирование или взаимопроверка;

-работа в малых группах;

-решение ситуационных задач;

-имитация деятельности на тренажере (в т.ч. на виртуальном оборудовании, в виртуальной лаборатории);

-деловые игры или их элементы;

-исследовательский метод: составление реферата по исследовательскому вопросу, выполнение исследовательского задания в соответствии с проектом, анализ специальной литературы;

-проблемный метод: формулировка проблем, составление ответов на проблемные вопросы в работе с дополнительной литературой, разрешение проблемных ситуаций с аргументацией устно и письменно.

Обучение должно строиться на применении в образовательном пространстве проблемных методов, эвристических, рефлексивных, которые имеют «субъект – субъектный» характер взаимоотношений, на использовании групповых форм организации учебного прогресса, где обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности студентов на занятии и во внеурочной деятельности.

Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Интерактивные методы предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), а преподаватель выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы обучающихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучающихся со своим опытом и опытом своих друзей: на основе такого опыта формируются новые знания и умения.

В период с 13 по 16 февраля 2017 года  педагогические работники техникума приняли участие в исследовании по применению активных методов обучения в профессиональной деятельности. При ответе на вопрос «Какие методы обучения с целью формирования общих и профессиональных компетенций студентов Вы применяете в своей педагогической деятельности и как часто?» ответ Никогда оценивался в 0 баллов, ответ Редко – в 1 балл,  Часто – в 2 балла. Результаты свидетельствуют скорее о редком применении активных методов обучения коллективом. В таблице 1 представлен рейтинг применяемых методов обучения в порядке возрастания частоты их применения. В таблице 2 представлен рейтинг педагогов, применяющих активные методы обучения (самооценка педагогов).

 

Оригинал работы:

Педагогические условия развития общих и профессиональных компетенций студентов ГБПОУ ДТБТ в единой информационной научно-методической среде




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*