Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Блочно-модульные технологии в обучении иностранным языкам

09.04.2012 1665 6191
Кимбер Татьяна Ивановна, преподаватель

Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления

Иностранному языку нельзя научить. Ему можно только научиться. Так гласит один из девизов личностно-ориентированного подхода, который реализуется в практике преподавания иностранного языка. Базовым положением данного подхода являются направленность на развитие личности обучаемого как активного субъекта учебной деятельности; повышение роли самостоятельной работы, контроля и самоконтроля за ходом и результатом овладения иностранным языком.

Использование новых информационных технологий позволяет выделить следующие основные положения:

  • использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам призвано значительно повысить эффективность преподавания, основной целью которого является совершенствование навыков повседневного и профессионального общения (как непосредственного с носителями языка, так и опосредованного через телевидение, прессу, интернет);
  • средства новых информационных технологий выступают в качестве инструмента образования и воспитания учащихся, развития их коммуникативных, когнитивных, творческих способностей и информационной культуры;
  • использование мультимедийных средств обучения позволяет при отсутствии естественной языковой среды создать условия, максимально приближенные к реально речевому общению на иностранных языках.

Эффект применения инновационных технологий с целью повышения профессиональной направленности изучения иностранного языка в техникуме как показывает практика, наиболее заметен, когда они применяются в системе занятий, обеспечивая овладение целым комплексом умений, закладывая результативную базу для его эффективной профилизации в жизни.


В этой связи актуальной становится проблема изучения и использования инновационных технологий, одной из которых является модульная технология, направленная на развитие и воспитание способности и готовности студента к самостоятельному изучению иностранного языка. Под модулем в педагогике понимают целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им,специфика модульной технологии заключается в том, что студент с большой долей самостоятельности, чем в традиционном обучении достигает конкретные цели:

- цель усвоения модуля; (Где пригодится изученный материал?)

- сам учебный материал (Где он находится и где его найти?)

- основные способы его усвоения (Что выучить? Какую серию тестов выполнить? Какое проектное или практическое задание подготовить?)

- виды самоконтроля (Как проверить себя по ключу?)

- формы итогового контроля (В какой форме и каким по содержанию будет итоговый тест?)


В Георгиевском техникуме механизации, автоматизации и управления студенты обучаются по следующим специальностям: дизайн, право и социальное обеспечение, экономика и бухгалтерский учет, пожарная безопасность, ПО вычислительной техники, ТО и ремонт автотранспорта, монтаж систем газоснабжения, эксплуатация электрооборудования, механизация сельского хозяйства, электрификация сельского хозяйства. Профессионально - ориентированное обучение начинается с третьего семестра. Преподавателями иностранного языка нашего учебного заведения, на основе Федерального образовательного стандарта, разработана рабочая программа учебной дисциплины-английский язык по профилям и специальностям. В программе четыре цели обучения иностранному языку, направленные на воспитание, образование и развитие студентов средствами иностранного языка:

- воспитание осознанного отношения к выбранной профессии и потребности в практическом использовании английского языка в будущей профессиональной деятельности;

- развитие у студентов таких важных в профессиональном отношении познавательных процессов, как произвольное внимание, память ,развитие интересов в профессиональной области, а также языковых способностей и речевой культуры;

- расширение общекультурного кругозора студентов, их эрудиции в различных областях знаний, в том числе и профессионально значимых;

- подготовка студентов к участию в межкультурном и профессиональном общении в устной и письменной формах с учетом их интересов и профессиональных устремлений.


Я остановлюсь конкретно на обучении студентов английскому языку по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» 3 курс обучения. Особое место в изучении дисциплины уделяется тематике четырех видов речевой деятельности студентов (говорение, аудирование, чтение и письмо как средство обучения).


Моя система обучения предусматривает блочно-модульную подачу материала, то есть темы, объединенные общими признаками, например:

- «Из истории автомобильного транспорта»;

- «Мой первый урок вождения»;

- «Покупая автомобиль»;

- «Автомобиль будущего»;

- «Двигатели. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания. Бензиновый двигатель. Дизельный двигатель»;

- «Дизельный транспорт»;

- «Техническая характеристика автомобилей».


Сегодня немыслимо обучение иностранному языку без использования современных технологий и современных средств обучения, а поэтому все чему мы учим и как мы  учим, имеет большое значение. Свою задачу как учителя иностранного языка я вижу в том, чтобы дать в руки студентов «инструмент» и научить им пользоваться. Каким же образом мне удается добиваться конечного результата? В первую очередь за счет тщательного моделирования, то есть содержательной стороны обучения. Я стремлюсь использовать наиболее привлекательные формы обучения, нетрадиционные организации  учебной деятельности. На занятиях провожу (слайд 5,6.7,8,)практические работы с использованием наглядных материалов на английском языке: правил дорожного движения (тема «Мой первый урок вождения»), рисунков по устройству автомобилей (тема « Двигатели»), различных каталогов. Многократное повторение одних и тех же производственных ситуаций, в частности «На станции технического обслуживания», «На автозаправочной станции», «В автосалоне», «Разговор с автоинспектором» способствует достаточно прочному усвоению всей вводимой информации.


Студенты третьего курса изучают правила дорожного движения, многие из них имеют водительское удостоверение, хорошо ориентируются на дорогах и имеют опыт общения  на СТО и в автосалонах, поэтому сообщаемые студентам русские эквиваленты вводимых английских терминов соответствуют той терминологии, с которой они сталкиваются на занятиях по специальным предметам.


Вводимая лексика и клише готовят студентов не только к профессиональному ,но и межкультурному общению. Изучение темы начинается со знакомства с новой лексикой и терминологией по устройству, ремонту и эксплуатации автомобиля, затем данный материал отрабатывается в различных тренировочных упражнениях, грамматических структурах, студенты учатся составлять диалоги, используя, определенные алгоритмы, читают и переводят тексты по специальности, готовят пересказы текстов, применяя денотатные карты. Итогом работы над блоком является проектная работа. Студенты самостоятельно работают над подготовкой данных проектов, используя дополнительную литературу и Интернет. На зачетном занятии студенты защищают свои проекты. В результате такой проведенной работы английский язык приобретает для студентов личностный смысл, становится постоянно действующим фактором мотивации учения. Блочно-модульная технология в обучении становится одним из действенных средств повышения эффективности обучения английскому языку. Любая технология, любой метод эффективны, если они дают позитивный результат. В процессе же их реализации присутствие личности преподавателя бесспорно, а поэтому каждый привносит в них свое субъективное, авторское начало.


Презентация




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*