Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Технология метода проектов как условие повышения уровня пользовательских навыков

02.03.2017 689 1253
Шальнева Екатерина Александровна
Шальнева Екатерина Александровна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, помогающих содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Организация учебной деятельности обучающихся с использованием метода проекта позволяет сделать преподавание дисциплин занимательным, полезным, интересным и эффективным.

Метод проектов – это определенная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то это технология включает в себя совокупность исследовательских и проблемных методов.

Основная цель метода проектов – интегрировать профессиональную подготовку обучаемых по разным учебным дисциплинам, а также для более тесного взаимодействия теории с практикой в ходе педагогического процесса. Дидактическая ценность метода проектов заключается в использовании самостоятельной проектировочной деятельности студентов как основного средства их профессионального развития.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал. Проектная деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Учебный проект с точки зрения преподавателя – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать у обучающихся специфические  умения и навыки проектирования и исследования.

Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. В процессе обучения проектному методу меняется роль преподавателя и студентов: преподаватель выступает в роли консультанта и помощника,  студенты – в роли активных участников.

Проектный метод предполагает защиту «продукта», у обучающихся формируются умения выступать перед публикой, отстаивать свою точку зрения, излагать свое видение проблемы. В ходе презентации студенты не только рассказывают о ходе работы и показывают его результат, но и демонстрируют собственные знания и опыт в решении проблемы. Это незаменимые умения для человека, желающего добиться успеха практически в любой профессии.

На занятиях проектный метод позволяет реализовывать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию, развивать творческую инициативу обучающихся. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов, индивидуальную, парную, групповую.

Через выполнение практических проектов идет усвоение теоретических знаний.

Выбор тематики проектной деятельности студентов может быть различным. В одних случаях тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими обучающимися, которые, ориентируются на собственные интересы, не только познавательные, но и творческие, прикладные. В других — преподавателя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своей дисциплине, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей студентов.

Проектный метод используется как творческая, индивидуальная (групповая) деятельность студентов. Такая работа формирует навыки самообразования и состоит из нескольких этапов:

  • подготовительный, связанный с подготовкой проблемы, разработкой нескольких вариантов и выбора одного их них;
  • исследовательский этап (разбиение проекта на части, анализ составляющих частей)
  • реализация проекта;
  • защита проекта (обсуждение проекта и процесса деятельности обучающихся).

Источниками данных для работы над проектом могут быть:

  • ресурсы Интернет, с помощью которого студенты также учатся правильно формировать запросы по поиску данных, обрабатывать полученную информацию;
  • вспомогательная литература (статьи из журналов, газет, научно-техническая литература);
  • лекционный и практический материал занятий.

Результаты в ходе выполнения проектов для учащегося:
1.Формируются и отрабатываются:

  • Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации
  • Навыки публичного выступления (ораторское искусство)
  • Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде
  • Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи
  • Умение работать в группе, в команде
  • Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение
  1. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
  2. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)
  3. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.
  4. Студент имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
  5. Повышается самооценка тех студентов, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.

Каждое занятие преподносит порцию теоретического материала. Чтобы закрепить и отработать  полученные знания, навыки и умения, перед обучающимся ставится цель: выбрать любую тему и создать в среде Power Point мультимедийный (с использованием звука, видео) продукт. Особое внимание отводится теме «Создание презентаций», так как получаемые знания и умения по программе PowerPoint помогут студентам создавать компьютерное сопровождение любому докладу или реферату. Студенты с интересом собирают материал, расширяя свои знания в той или иной предметной области.

Изучая тему «Графический редактор Paint», обучающиеся получают задание (краткосрочный проект) – создать праздничную открытку, приглашение, визитную  карточку и др. Здесь акцент делается на творческие способности студентов.

При изучении темы «Текстовый процессор Microsoft Word» — мини-проекты: «Визитная карточка», «Расписание занятий», «Кроссворд». Проект “Кроссворд – проверь свои знания” или проект «Создай свой кроссворд». В проекте кроссворд служит средством, с помощью которого можно проверить знания не только того, кто его разгадывает, но и того, кто его создаёт.

После изучения темы “Электронные таблицы” студентам предлагается выполнить следующее задание: представить себя в роли директора компании, принять на работу несколько сотрудников (не менее 10), указать должность сотрудников, начислить заработанную плату, построить диаграмму. Подобная работа очень нравится обучающимся и позволяет осознать преимущество технологий работы с электронными таблицами и увидеть возможность применения полученных знаний и умений в повседневной практике.

Применяя метод проектов, студенты учатся планировать свою деятельность, воспитывать в себе организаторские способности, развиваться как личность, получая необходи­мый заряд для самоопределе­ния в будущей взрослой жизни. Таким образом, метод проектов обеспечивает возможность активизации учебно-познавательной деятельности студентов, стимулирует самостоятельный, творческий поиск решения той или иной учебной задачи.

В результате использования метода проектов на занятиях можно сделать следующие выводы:

  1. Необходимость применения метода проектов в образовательном процессе обусловлено тенденциями к более полноценному развитию личности, его подготовки к реальной деятельности
  2. Широкое использование современных информационных технологий для выполнения проектов является эффективным средством развития способностей и реализации творческого потенциала у обучающихся.
  3. Применение метода проектов даёт положительные результаты на всех этапах обучения

В целом метод проектов является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, мотивацию студентов, уровень самостоятельности, общее интеллектуальное развитие.

 

Литература

  1. http://pedsovet.org/
  2. https://my.1september.ru/
  3. Митяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В. Митяш. – М.: «Академия», 2011. – 144 с.
  4. Полат Е.С. «Метод проектов». http://www.ioso.ru/
  5. Виданова Е.М. «Обучение на основе проектов – средство повышения качества образования». http://www.edc.samara.ru/~school82/proekt_dejat.htm

 

Оригинал работы:

Технология метода проектов как условие повышения уровня пользовательских навыков




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*