Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие индивидуальных способностей подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях профессионального образования

02.03.2017 1633 2924
Самигуллина Надежда Васильевна
Самигуллина Надежда Васильевна, зам. директора по учебной работе

Сосновский судостроительный техникум

В настоящее время, в РФ насчитывается около двух миллионов детей с физическими и интеллектуальными недостатками. К основным видам патологии относятся психические заболевания, неврологические, поражения органов слуха и зрения. Насчитывается более 1800 специальных образовательных коррекционных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, в которых обучается более 280 тысяч обучающихся.

Каждый человек индивидуален и имеет разные способности, по- разному развивается в ходе деятельности и общения под влиянием воспитания и обучения.

Дети с ОВЗ характеризуются какими- либо ограничениями, неспособные к какой- либо деятельности в результате заболевания, отклонения или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.

Федеральный государственный образовательный стандарт усиливает внимание к проблеме профессиональной подготовки подростков с ОВЗ. Это одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Подготовка в КОГПОАУ «Сосновский судостроительный техникум» ведется по двум формам обучения: очной и заочной.

На 1 сентября 2016 года количество обучающихся составляло 385 человек, в том числе:

-дневное отделение- 227 обучающихся (59%);

-заочное- 158 обучающихся (41%).

В техникуме открыты отдельные группы для обучения подростков с ограниченными возможностями здоровья 8 вида с отклонениями в интеллектуальном развитии по профессиям «Слесарь», «Оператор швейного оборудования». Среднее количество обучающихся с ОВЗ за год составляет 50 человек.

Умственная отсталость – это качественные изменения всей психики, всей личности в целом в результате перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. При этом страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании окружающего мира. Им характерны трудности восприятия пространства и времени, недостаток внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Отличительной чертой их мышления является некритичность, неумение самостоятельно планировать свою деятельность и оценивать ее результаты. В работе они предпочитают легкий путь, не требующий волевых усилий; им свойственны подражание и импульсивные поступки.

Получение детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Главная проблема, с которой сталкиваются люди этой категории - это равнодушие и отторжение обществом, отсутствие возможности в самореализации. И здесь большая ответственность возлагается на педагога, который должен показать ребенку другой мир, без ограничений и болезней.

Непосредственное участие в учебно- воспитательной работе принимает классный руководитель, который осуществляет деятельность по воспитанию детей, содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся. Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося. Способствует развитию общения, помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими). Содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально).

В техникуме организована служба социально- психологической поддержки обучающихся, в которую входят социальный педагог, педагог- психолог, педагог- организатор, воспитатель общежития, медицинский работник.

Служба осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного). Оказывает консультативную помощь обучающимся, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Проводит психологическую диагностику; используя современные образовательные технологии, проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу и составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды.

Цель учебно- воспитательного процесса- наиболее полное развитие у ребенка с ограниченными возможностями духовных и физических сил посредством использования его сохранных функций, возникающих потребностей и интересов, его собственной активности и создания соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее эффективно проявляться. При этом важно, чтобы в процессе социальной реабилитации у подростка с отклонениями в развитии произошли изменения в восприятии своего собственного «Я» и окружающей действительности, чтобы они научились быть равными с так называемыми здоровыми людьми и у них сформировались качества, противодействующие травмирующим воздействиям и способствующие успешному осуществлению жизненных планов.

Значительная роль в решении этой проблемы отводится трудовому обучению данной категории детей. От уровня организации трудового обучения зависит развитие у этих детей самостоятельности, организованности, умения работать в коллективе, освоение доступной трудовой деятельности. Производственная деятельность показывает, что за два года можно подготовить специалистов из числа подростков с ОВЗ на уровне повышенных разрядов (3 разряд). Причем ограничивающим фактором для большинства из них является сложность теоретического материала. В овладении практическими навыками учащиеся затрудняются меньше, особенно ко второму курсу, что показывают результаты контрольного среза знаний, умений и навыков.

Большую роль в трудовом обучении играет мастер производственного обучения, который закреплен за каждой группой подростков с ОВЗ. Мастер проводит практические занятия и учебно-производственные работы, связанные с профессиональным (производственным) обучением. Участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, используя современные образовательные технологии, включая информационные. Организует выполнение практических работ, а также работ по изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению. Способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству.

Дети с ОВЗ трудно поддаются коррекции поведения, а нередко поведенческие проблемы прогрессируют с возрастом. Это еще осложняется и тем, что классные руководители не находят должной поддержки у родителей, нет единства в требованиях между родителями и обучающимися.

Так же семья как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем несравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Это первичный коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях. В семье ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. В процессе семейного воспитания у детей вырабатываются привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого

Сложность проблемы развития индивидуальных способностей, личностного развития подростка с ОВЗ, его социальной адаптации в современном обществе заключается в том, что в настоящее время нет какой - либо специальной методики, которая надежно и результативно решала бы задачу комплексного подхода к решению данной задачи. Но при этом я считаю, что профессиональная подготовка ребенка, учебная деятельность и развитие индивидуальных способностей – это три кита, лежащих в основе успешной жизненной и профессиональной карьеры подростков с ОВЗ, потому что в процессе творческой, практической, профессиональной деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого саморазвитие помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для подростка. Именно поэтому в КОГОАУ СПО «Сосновский государственный судостроительный техникум» в рамках программы работы с одаренными детьми «Успех» проводится работа по развитию индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ, целью которой является создание целостной системы выявления, поддержки и развития интеллектуального и творческого потенциала молодежи в техникуме, обеспечение саморазвития и самореализации личности обучающихся, предусматривает деятельность по установлению продуктивных и эмоционально положительных межличностных контактов, способствующих личностному раскрытию и нормализации самооценки, формированию адекватной идентичности у подростка с нарушением интеллектуального развития, работу над развитием учебной мотивации, личностных качеств и свойств, значимых для будущей профессиональной деятельности.

Работа по программе «Успех» ведется по следующим основным направлениям:

аналитическое - изучение познавательных процессов, интеллектуального развития и специальных способностей обучающихся, их запросов и интересов;

методическое - повышение профессионального мастерства педагогических кадров, создание и обобщение положительного опыта работы;

учебно-воспитательное - создание системы учебно-воспитательных мероприятий, обеспечивающих раскрытие творческой индивидуальности и способностей обучающихся, развитие самостоятельного творчества;

работа с семьей - повышение компетентности родителей в вопросах развития индивидуальных способностей каждого ребенка;

организационно-управленческое - создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого субъекта воспитательного процесса.

Основные мероприятия первого направления работы – аналитического – изучение способностей обучающихся, применение диагностических методик, основанных на доступности, информативности, емкости, изучение личностных потребностей обучающихся с ОВЗ путем собеседования, изучения личных дел, изучение работы обучающихся на учебных занятиях путем наблюдения, посещений занятий куратором (классным руководителем), по результатам срезовых контрольных, отслеживание индивидуального развития обучающихся. Данная работа проводится социально-психологической службой техникума.

Методическая работа по развитию индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ в рамках программы «Успех» предполагает проведение следующих мероприятий:

-проведение семинара «Повышение мотивации учебной деятельности студентов техникума», круглого стола-дискуссии «Уровень сформированности знаний или интеллектуальная одаренность?», мастер-класса «Организация индивидуальной или дифференцированной работы на учебных занятиях»;

-консультирование педагогических работников по вопросам развития способностей подростков с ОВЗ;

-организация методической помощи по разработке индивидуальных маршрутов развития и портфолио обучающихся с ОВЗ;

-творческие отчеты педагогических работников по созданию системы работы по развитию индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ.

Третье направление работы по развитию индивидуальных способностей обучающихся – учебно-воспитательная деятельность в основном рассматривается во внеурочной деятельности, поскольку система воспитательной деятельности помогает подросткам с ОВЗ включиться в активную общественную жизнь техникума. Хотя, безусловно, внедрение проблемно - исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивающих у обучающихся творческое и исследовательское мышление (выполнение творческих тематических заданий; выполнение частично-поисковых и исследовательских работ; выполнение мини-проектов) оказывает огромное воздействие на развитие индивидуальных способностей подростков с проблемами в интеллектуальном развитии.

Во внеурочной работе предполагается применение следующих форм воспитательных мероприятий: - предметные недели, недели и конкурсы профмастерства;

-олимпиады, конкурсы, интеллектуальные марафоны различного уровня;

-кружки, участие в  мероприятиях художественного и технического творчества: «Минута славы», «КВН», «Агитбригада», литературно-музыкальные композиции, конкурс чтецов  и др.

-участие в спортивных мероприятиях: День здоровья, ежемесячные спортивные соревнования по различным видам спорта, спортивные соревнования в рамках декады, посвященной Дню защитника Отечества, День защиты детей, участие в соревнованиях городского, районного, областного уровней

По направлению «Работа с семьей» предполагается проведение следующих мероприятий: тематическое родительское собрание «Влияние гендерных стереотипов на развитие личности учащихся», педагогический лекторий «Способности есть у каждого», круглый стол-дискуссия «Опыт воспитания способных детей», индивидуальные консультации по итогам диагностики, по результатам психолого-педагогического сопровождения, вопросам развития индивидуальных способностей обучающихся.

По организационно-управленческому направлению планируется создание рабочей группы по методическому и консультационному сопровождению работы по развитию индивидуальных способностей детей с ОВЗ, пропаганда опыта работы техникума в данном направлении, пропаганда достижений обучающихся с ОВЗ в различных направлениях учебно-воспитательной деятельности, проведение инструктивно-методических совещаний «О задачах в организации работы по развитию индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ и путях их решения», о работе ПЦК в данном направлении, организация эффективного сетевого взаимодействия по сопровождению обучающихся данной категории.

Разработчики программы работы с одаренными обучающимися «Успех» сознательно не выделяли мероприятия и направления для работы с подростками с ОВЗ, для того, чтобы такие подростки имели возможность свободно общаться и развиваться вместе со своими сверстниками в условиях, которые гарантируют ему поддержку, уважение, возможность самореализации и активного участия в жизни техникума.

Развитие индивидуальных способностей может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений, от этого жизнь подростка становится разнообразной, а разнообразие усиливает все стороны жизни человека. При этом для таких обучающихся создана глубокая, точечная социально-психологическая поддержка. У обучающихся с ОВЗ есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях учебно-воспитательного процесса, при этом индивидуальная помощь, оказываемая подростку, не отделяет и не изолирует его.

Таким образом, работа по развитию индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ в рамках программы работы с одаренными детьми «Успех», позволит:

  • создать благоприятные условия для личностного и профессионального развития обучающихся с ОВЗ;
  • активизировать внутренние ресурсы обучающихся, способствовать успешному освоению нового социального опыта в период обучения в профессиональном образовательном учреждении;
  • активизировать участие обучающихся с ОВЗ в общественно - значимых делах техникума.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Для педагогических работников:

  • умение выявлять и развивать индивидуальные способности у обучающихся с ОВЗ;
  • формирование системы коррекционно-воспитательной работы с обучающимися данной категории;
  • создание в техникуме условий развития индивидуальных способностей для каждого обучающегося;
  • совершенствование форм работы с обучающимися с ОВЗ;
  • повышение квалификации педагогических работников в данном направлении учебно-воспитательной деятельности;
  • обобщение и систематизация материалов в данном направлении, продолжение опыта работы.

Для обучающихся:

  • повышение качества знаний и умение применять их в нестандартной ситуации;
  • повышение мотивации обучающихся к различным формам творческой, практической и спортивной деятельности;
  • развитие общей эрудиции обучающихся;
  • успешность выступлений на различных конкурсах, олимпиадах.

Для родителей:

  • оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания ребенка с ОВЗ, в решении возникающих проблем;
  • выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;
  • подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных маршрутов развития обучающегося.

Положительные результаты, достигнутые в ходе работы, убеждают в том, что начатая деятельность востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует своего продолжения.

Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения таких детей. При создании условий для развития индивидуальных способностей обеспечится их полноценное участие в общественной жизни, успешной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

 

Оригинал работы:

Развитие индивидуальных способностей подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях профессионального образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*