Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование балльно-рейтиноговой системы в рамках технологии уровневой дифференциации обучения на уроках истории и обществознания

01.03.2017 728 1314
Сатарова Людмила Сергеевна
Сатарова Людмила Сергеевна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Технология уровневой дифференциации обучения направлена на  развитие творческих и индивидуальных способностей обучающихся на занятиях истории и обществознания, а также через внеклассную работу.

Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей обучающихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе.

Иными словами разноуровневое обучение необходимо для того, чтобы предоставить возможность каждому обучающемуся  развивать свои потенциальные способности. Следовательно, целями  технологии дифференцированного обучения являются: индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий, для выявлений задатков личности, развитии интересов и способностей каждого человека и  целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального профессионального потенциала общества.

Основы дифференцированного подхода были заложены в работах Блонского П. П., Резвицкого И. И., Теплова Б. М., Якиманской И. С. и т. д., где личность рассматривается как субъект деятельности, сама формируется в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности. Основателями понятия «дифференцированный подход» в обучении считают представителей гуманистической психологии К. Рождерса, А. Маслоу, Р. Мей, В. Фракля. Это понятие впервые появилось за рубежом в начале 20 века. В России наиболее интенсивная разработка началась с 80-х годов двадцатого века. Мудрик А. В., Кон И. С. и другие разрабатывали модель дифференцированного образования в связи с трактовкой воспитания как субъект субъектного отношения. В настоящее время ряд учёных (Н.А.Алексеев, Е.В. Бондаревская, Д.А.Белухин, И.Д.Демакова, А.М. Кушнир, Е.В. Куканова, С.В.Панюкова, И.С.Якиманская, В.Д. Шадриков и др.) исследуют и разрабатывают концепции, модели, технологии дифференцированного подхода в обучении.  Идея дифференцированного подхода рассматривается и  сегодня в науке в разных областях знания по-разному.

Философия образования исследует этот подход с использованием категорий субъекта, свободы, саморазвития, целостности, диалога, игры как форм проявления личности ( Г.С.Бтащев, В.Е. Кемеров, В.Н. Шердаков и др).Психология рассматривает его с точки зрения реализации «Я — концепции». Дифференцированное образование обогащается в этом случае такими понятиями, как смысловая сфера, рефлексия, переживание, диалог как механизмы накопления личностного опыта ученика (Анциферов Л. И., Давыдов В. В., Петровский А. В., Семёнов И. Н., Тюков А. А.). С точки зрения дидактики дифференцированный подход в обучении включает в себя категории цели, содержания образования, методов и технологий обучения, способов организации деятельности преподавания и учения, критериев эффективности образовательного процесса ( Е.В. Бондаревская, З.И.Васильева, В.В Сериков, М.Н.Скаткин, И.А.Колесникова и др.) Дифференцированное обучение (по В.В. Серикову ) не занимается формированием личности с заранее заданными свойствами, а создаёт условия для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса.  Таким образом, современные концепции образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности обучающегося на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый обучающийся мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

Итак, одним из средств реализации индивидуального подхода к обучающимся является дифференциация обучения. Организация преподавателем дифференциации предполагает несколько этапов:

  • определение критерия, на основе которого выделяются группы обучающихся.
  • проведение диагностики по выбранному критерию.
  • распределение обучающихся по группам с учетом результатов диагностики.
  • выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий.
  • реализация дифференцированного подхода к обучающимся на различных этапах урока.
  • диагностический контроль результатов работы, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

Именно уровневая дифференциация считается важнейшим средством реализации индивидуального подхода к обучающимся в процессе обучения. В качестве дифференциации по уровню обученности целесообразно обучающихся  разделить на группы:

  • Обучающиеся с низким уровнем обучаемости и обученности(стартовый, минимально допустимый).
  • Обучающиеся со средним уровнем (базовый).
  • Обучающиеся с высоким уровнем (продвинутый, творческий).

Применяя технологию дифференцированного обучения преподаватель создает благоприятные условия для развития личности, основываясь на индивидуальных особенностях развития ребенка.

Используя данную технологию не менее важно выбрать  и соответствующую систему оценивания  результатов деятельности обучающихся. Традиционная система оценивания знаний и умений обучающихся в данном случаи оказывается малоэффективной. Таким образом, актуален поиск новой системы оценивания, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Балльно-рейтинговая система, на мой взгляд,  является  оптимальным средством оценивания, так как позволяет оценивать разный уровень подготовки обучающихся, соответствующим количеством баллов. Каждая  группа обучающихся  на занятии выполняет соответствующие по уровню сложности задания и получают соответствующие баллы.

Группы обучающихся

Цели обучения

Вид заданий

Количество баллов 

Низкий уровень

·     Пробудить интерес

·     Ликвидировать пробелы

·     Сформировать умение работать  по образцу

Репродуктивные(воспроизведение информации; работа по образцу; тренировочные задания)

0-2 баллов

Средний уровень

·     Развить устойчивый интерес к предмету

·     Закрепить и повторить имеющиеся знания

·     Сформировать умение работать самостоятельно

Продуктивные(применение знания в новой ситуации; создание нового продукта: схем, тестов и т.п.)

0-5 баллов

Высокий уровень

·     Сформировать новые способы действий, умение выполнять задания повышенной сложности и нестандартные задания

·     Развить умение самостоятельной организации обучения

 Творческие ( создание презентаций, творческих и социальных проектов, публичная защита)

0-10 баллов

Балльно-рейтинговая система позволяет  более объективно оценить  обучающихся по способностям.  В технологических картах (приложение 1.), составленных на каждую группу, по каждой учебной дисциплине указаны все  виды работ и количество баллов, которое зависит от сложности  выполняемого задания. «Слабому» обучающему достаточно выполнить минимальный, базовый уровень заданий, что бы получить минимальное количество баллов. Более сложные, творческие задания, направленные на развитие самостоятельной деятельности обучающихся оцениваются наивысшим количеством баллов.

Данная система оценивания предполагает накопление баллов за весь семестр и подведение итогов в конце семестра. Оценивание становиться более объективным и обоснованным, прозрачным. Обучающийся самостоятельно может оценивать свои силы и выбирать задания того уровня сложности, которые считает для себя достижимым.

Таким образом, технология дифференцированного обучения и балльно-рейтинговая система оценивания позволяют  исключить уравниловку и усреднение обучающихся; повысить уровень мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений; объединить обучающихся в группы равных по способностям  для облегчения  процесса обучения и усвоения предметного материала; создать щадящие условия для слабых обучающихся.

В результате применения  удалось достичь следующих результатов:

  1. отсутствие в группах отстающих обучающихся;
  2. полная занятость всех обучающихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню;
  3. формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе, творчества;
  4. повышения познавательного интереса и мотивации к обучению; 
  5. навыки самостоятельной  переработки содержания материала, развитие творческой деятельности обучающихся (опыт создания презентаций, подготовка творческих и социальных проектов);
  6. повышение качества знаний обучающихся.

Итак, использование балльно-рейтинговой системы в рамках технологии дифференцированного обучения позволяет более объективно оценивать достижения обучающихся,  повысить  интерес и мотивацию к обучению, развивать самостоятельность, познавательность, качество знаний обучающихся.

 

Литература:

  1. Богуславский М. Дифференцированный подход в обучении: четыре основных принципа. // Первое сентября. – 2007, № 1.
  2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000.
  3. Борисова Ю., Гребенёв Ю. Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика. // Народное образование.  2003,  № 7.
  4. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  5. Моргун В.Ф. Интеграция и дифференциация образования: личностные и технологические аспекты // Школьные технологии. – 2003, № 3.
  6. Осмоловская И.М.  Дифференциация обучения: за и против // Школьные технологии. – 2001, № 6. 
  7. Осмоловская И.М. Каждый школьник талантлив по-своему // Директор школы. – 2000, № 2.
  8. Осмоловская И. М. Как организовать дифференцированное обучение. - М.; Сентябрь, 2002.
  9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Использование балльно-рейтиноговой системы в рамках технологии уровневой дифференциации обучения на уроках истории и обществознания




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*