Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

К вопросу о методике преподавания адаптивного физического воспитания

28.02.2017 530 841
Плетнева Вита Игнацасовна
Плетнева Вита Игнацасовна, преподаватель

Черемховский медицинский колледж им. А.А. Турышевой

В.А. Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

 

Проблема здоровья подрастающего поколения является главной государственной задачей. Главной стороной здоровья является достаточный уровень физической активности, способствующей сохранению динамического равновесия в жизнедеятельности организма, повышающий его адаптивные возможности. Здоровье человека и нации в целом – это величайшая человеческая ценность. Сократ, оценивая суть здоровья человека, говорил: «Здоровье – не все, но все без здоровья - ничто».

Сохранение здоровья в значительной степени зависит от отношения самого человека к этому дару жизни.

Основными факторами, которые содействуют улучшению и сохранению здоровья на долгие годы, является: отсутствие вредных привычек, рациональное питание, адекватные физические нагрузки (оптимальный двигательный режим), закаливание, личная гигиена, здоровый психический опыт (положительные эмоции), внимательное отношение к здоровью.

Дня нас обучающиеся – наше продолжение, наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд. Да, именно работа, ибо для здоровья молодежи надо потрудиться. Только рационально осуществляемый совместными усилиями специалистов физической культуры, методистов ФК комплекс мероприятий по укреплению здоровья средствами физической культуры, методов и способов решения воспитательных задач здоровьесбережения может помочь сохранить обучающимся здоровье.

В российском образовании наметилась перспектива развития системы мер по сохранению и укреплению здоровья молодежи. Одним из новых направлений в педагогической деятельности преподавателя и методиста по физической культуры является адаптивное физическое воспитание (АФВ), изучающее аспекты физического воспитания детей и подростков, которые в связи с перенесенными заболеваниями не могут в полной мере использовать все возможности общепринятой системы физического воспитания. В основу АФВ положена совокупность медико-психолого-педагогических установок, направленных на восстановление здоровья и адаптацию условием современной жизни.

Обучающимся, которые перенесли какие-либо заболевания или часто и длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, соответствующая функциональному состоянию организма.

Применяя средства лечебной физкультуры (АФК), адаптивное физическое воспитание решает проблему интеграции обучающихся с ограниченными физическими возможностями в общество и непосредственно связано с философией гуманизма.

В руках педагога АФК есть универсальное средство и метод воздействия на организм обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья. И называется оно «упражнение».

С одной стороны мы можем рассматривать его как основное средство АФК (физическое упражнение), с другой – как процесс многократного повторения двигательного действия, то есть, как основной метод АФК. Тем самым, специально подбирая физические упражнения и используя разнообразные методы и их применение (сочетание физических нагрузок и отдыха) педагог АФК способствует возникновению благоприятных качественных перестроек в различных системах организма, нуждающихся в коррекции или компенсации их деятельности.

Реализуя в ходе практических работ эту функцию, педагог АФК решает значительное количество коррекционно-компенсаторных задач:

  1. Содействовать коррекции психических нарушений (восприятий, внимание, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы, мотивации, поведение и личностных установок);
  2. Способствовать развитию, профилактике нарушений и коррекции сенсорных функций (зрительной, слуховой, кинестической, тактильной, вестибулярной и др.).
  3. Оказывать коррекционное воздействие на различные соматические нарушения (осанки, плоскостопия, различных деформаций телосложения, системы внешнего дыхания, сердечно-сосудистой системы и др.)

Одним из действенным средставами адаптивной физического воспитания являются: степ-аэробика, стретчинг, калланетика, шейпинг, хатха-йога.

Характерной чертой проведения занятий со степ-аэробикой является использование степплатформ, которые можно изготовить самим. В комплексы степ-аэробики включают объединенные серии шагов с постоянным чередованием ведущей ноги, разнообразные подскоки, повороты, движения руками. Подобные включения значительно повышают нагрузку и способствуют воспитанию выносливости. Степ-аэробика выполняется с музыкальным сопровождением, которая благотворно влияет на физиологические процессы в центральной нервной системе и создает положительный эмоциональный настрой у занимающихся.

Преимущества занятий стретчинга (система упражнений на растягивание) сводятся к следующему:

- Достигается оптимальная тренировка мускулатуры.

- Увеличивается амплитуда движений в суставах.

- Ускоряется восстановление организма после интенсивных физических нагрузок.

- Предупреждаются травмы.

Калланетика – это сбалансированная программа с тщательно подобранными упражнениями на растягивание и развитие силы, которые активируют наиболее крупные мышечные группы с помощью изысканных, грациозных и пружинистых движений. Их выполнение очень медленное в «тройне замедленном темпе», как высказывается автор этой программы Калан Пинкней.

Оригинальное и ключевое движение калланетики – вынесение таза вперед и вверх, которое сокращает ягодичные мышцы. Развитие именно этих мышц имеет решающее значение для выработки красивой походки и правильной осанки.

Еще одна используемая методика - шейпинг –система занятий физическими упражнениями, в которой применяют ритмическую гимнастику и индивидуальную работу по атлетизму с целью формирования красивой фигуры. Комплексы состоят из упражнений, которые воздействуют на отдельные мышечные группы для развития гибкости и подвижности в суставах.

На знанятиях физической культуры используем гимнастику по системе «хатха-йога». Диапазон ее воздействие весьма широк – вследствие многообразия используемых средств. Хатха-йога – это составная часть индийской йоги, которая включает в себя систему физических упражнений, направленных на совершенствование человеческого тела и функций внутренних органов. Гимнастика по системе «хатха-йога» выступает в качестве эффективного самостоятельного оздоровительного средства, способствует существенному росту функциональных возможностей системы кровообращения и уровня физической работоспособности, а значит, имеет решающее значение в оздоровлении обучающихся.

Внедрение в учебный процесс техникума АФК (инновационных здоровьесберегающих технологий) позволяет проводить занятие в свете современных требований, значительно повысить эффективность системы физического воспитания студентов, осуществлять воздействие на развитие физических и психологических качеств, соблюдение индивидуализированной меры воздействия на всестороннее развитие.

Педагоги техникума создают все возможное, чтобы обучение студентов было успешным, чтобы каждый студент в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов.

Для нас АФВ – это, прежде всего здоровье, которое является залогом полноценной и счастливой жизни, способствующей выполнению замыслов, планов, решению различных жизненных задач, наконец, личному счастью. Только здоровый человек может быть успешен и уверен в своем будущем в нашем динамичном и информационно насыщенном современном мире.

 

Литература

  1. Бабенкова Е.А.как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие. – М., 2003
  2. Бороненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента / под ред. В.А. Бороненко: Учебное пособие. – М.: Альфа – М.: ИНФРА М, 2006. – 352 с.
  3. Быстрицкая Е.В. Дорогу осилит идущий // Адаптивная физическая культура, 2003, № 3 с. 32
  4. Гаврилова Т.М. Через спорт к здоровому образу жизни // Адаптивая физическая культура, 2003, № 3-4, - С. 18-22
  5. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии.: учебное пособие для студентов / М.Н. Гуслова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012 г. – 288 с.
  6. Матвеев. Л.П.Теория и методика физической культуры. – М., 2003.
  7. Тихвинский С.Б. Двигательная активность и физическое здоровье человека / С.Б. Тихвинский // материалы III Международного конгресса «Человек, спорт, здоровье». – СПб, 2007. – с. 27-29

 

Оригинал работы:

К вопросу о методике преподавания адаптивного  физического воспитания




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*