Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Воспитание патриотизма в условиях современного образовательного пространства

28.02.2017 1529 5561
Анненков Владимир Николаевич
Анненков Владимир Николаевич, зав. кафедрой, кандидат педагогических наук, профессор

Костина Светлана Алексеевна
Костина Светлана Алексеевна, преподаватель

Москаленко Александр Иванович
Москаленко Александр Иванович, учитель

Волгоградский экономико-технический колледж

В современных условиях все острее встает вопрос повышения эффективности патриотического воспитания молодежи, поиска средств и технологий, соразмерных этому процессу. Задача патриотического воспитания в наши дни - сформировать просвещенного и убежденного патриота-гражданина, обладающего не только чувством любви к Родине, но и знанием ее истории, культуры, сопричастного к жизни народа. Все это требует по-новому ставить задачу патриотического воспитания молодежи, поиска новых социально-культурных технологий патриотического воспитания и развития его социально-культурных технологий [5].

Патриотизм (греч. Раптз — отечество) — нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать его интересы.

В самом широком понимании патриотизм — это любовь к Отечеству, защита от внешних и внутренних опасностей, чувство долга перед страной. Все это верно, однако недостаточно. В современном понимании патриотизма должны открыться его качества, стимулирующие реальные пути мобилизации населения, дающие объективную картину состояния страны. Патриотизм зарождается и формируется как чувство, связанное с ми­росозерцанием родного края, ближнего окружения в раннем детском возрасте. В более зрелые годы это чувство социализируется, возвышается и все более осознается, особенно в процессе осуществления конкретных видов общественно-полезной деятельности.

Патриотизм следует рассматривать как проявление духовной жизни или считать его формой проявления объективного духа народа.

В современных условиях патриотическое воспитание осуществляется в условиях недостаточное программно-методическое обеспечение процесса патриотического воспитания в образовательных и культурных учреждениях; слабая материально-техническая база учреждений социально-культурной сферы, осуществляющих работу по патриотическому воспитанию молодежи Волгограда; недостаточное финансово-экономическое и правовое обеспечение мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи Волгограда; нанесение значительного вреда нравственному воспитанию, психическому и физическому здоровью молодежи программными средствами, создаваемыми и используемыми в современных коммуникационных технологиях, существующими в открытом доступе сети Интернет; утрачивание традиций интернационализма на современном этапе, перерастание патриотизма в национализм в ряде районов Волгоградской области с компактным проживанием представителей различных национальностей [3].

Об этих же проблемах говорится и в проекте государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: в ходе реализации государственных программ патриотического воспитания не в полной мере удалось достичь значимых результатов в информационной, научной, правовой сферах и в программно-реализационной деятельности. 

Волгоград, Волгоградская область имеет славные исторические, боевые и созидательные традиции, Волгоград остается одним из городов, где патриотизм, нравственность передаются из поколения в поколение. Одной из таких традиций является боевой подвиг при защите Отечества. Глубокие традиции боевого подвига запечатлены в названиях улиц, мемориальных и музейных комплексах, а также в памяти волгоградцев. Для сохранения и развития традиций патриотизма имеется огромная база, составляющая национальное достояние России, – государственный памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане, государственный музей-панорама «Сталинградская битва», мемориал «Солдатское поле», около 1000 памятников, посвященных Сталинградской битве, к которым приезжают поклониться люди со всех регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Формирование истинного патриотизма связано с высшим уровнем развития личности, особенно в социально-духовном и нравственном плане. На этом уровне развития личность идентифицирует себя с Родиной, Отечеством. Её «Я» становится частицей, неразрывно связанной со множеством других «Я» социума, что в реальной действительности и конкретной деятельности проявляется в единении их чувств, ценностей, взглядов, норм, идеалов, целей, действий и поступков, ин­тегрирующим моментом которого выступают высшие интересы общества, активная реализация идеи служения Отечеству. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса положительных, реально проявляемых качеств личности. Стержнем этого развития являются духовно-нравственный и историко-культурный компоненты. Истинный патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно-деятельностного участия в решении важнейших проблем совре­менного общества [1].

В рамках патриотического воспитания в нескольких учебных заведениях был реализован проект под названием «Памятники, посвященные Сталинградской битве, на территории Волгоградской области». В проекте приняли участие муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 3 Тракторозаводского района г Волгограда», государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский экономико-технический колледж», государственное казенное образовательное учреждение «Волгоградский лицей имени Ф.Ф. Слипченко», Волгоградский техникум железнодорожного транспорта.

Путь в культурное будущее идет через преодоление культурного беспамятства, через возрождение и освоение духовных богатств и ценностей нашей культурной истории. Мера высоты развития культуры - это мера бережной и благодарной памятливости. Историческая память выступает как важный феномен культуры общения поколений и представляет собой одно из действенных средств гармонизации их личных и общественных интересов. Памятники культуры, истории страны - часть культурного наследия в развитие мировой цивилизации. В памятниках истории и культуры содержится уникальная информация по истории взаимодействия человека и природы, по развитию различных технологических путей. Лишь воспоминания прошлого опыта объясняют, что мир не начинается сначала с приходом новых поколений, а стремится сохранить минувшее как основополагающую духовную субстанцию, как пребывающее сегодня, как творческий механизм, работающий посредством культурной памяти [2].

Исследование памятников, посвященных Сталинградской битве на территории Волгоградской области является актуальным в связи с тем, что Волгоград – Сталинград  в сознании людей ассоциируется с Великой Победой на Волге и всемирно известными памятниками этой Победы. Сохранение таких памятников и интериоризация информации, заложенной в них, - одна из величайших задач не только жителей Волгограда, но и всего человечества, которое не должно забывать уроки Второй мировой войны[4].

Наряду с известными памятниками ежегодно  появляются новые памятные знаки, мемориальные доски. С течением времени сведения о некоторых памятниках, фамилиях воинов на мемориалах утеряны и неизвестны для юного поколения. Поэтому сейчас, когда мы празднуем знаменательную дату – 74-летие разгрома фашистских войск под Сталинградом будет особенно значима данная работа по восстановлению памяти, выявлению и описанию имеющихся памятников истории края, внесению новых имен воинов, открытых в результате поисковой работы в последние годы.

Следует отметить, что на сегодняшний день имеется ряд работ, в которых предприняты попытки комплексного исследования и описания всех категорий памятников Волгоградской области. Например, Чемякин, Е.А. «Памятники и памятные места Волгоградской области: историко-краеведческий обзор», «Свод памятников истории и культуры Иловлинского района Волгоградской области», «Памятники Еланского района» (составитель А.А. Малахаев), «Нас водила молодость» (сборник очерков о волгоградском комсомоле).

Анализ литературы показывает, что тема «Памятники, посвященные Сталинградской битве, на территории Волгоградской области» раскрыта лишь частично. Авторы делают упор на описание хода Сталинградской битвы, которое сопровождается фотографиями памятников, но отсутствует конкретное описание события, конкретное описание подвига, которому посвящен памятник и поэтому данная тема нуждается в дальнейшей разработке.

В связи с этим велся активный поиск и внедрение в учебный процесс краеведческой информации, связанной с памятниками и памятными местами Волгоградской области, связанными со Сталинградской битвой.

В ходе проекты учащиеся и студенты собирали материал о конкретных военных событиях Сталинградской битвы на территории районов Волгоградской области, где проходили военные действия, искали памятники и памятные места, посвященные Сталинградской битве на территории районов Волгоградской области, где проходили военные действия, собирали информацию о конкретных военных событиях, которым посвящены памятники на территории районов Волгоградской области, где проходили военные действия. Результатом работы стало создание электронного атласа памятников и памятных мест, посвященных Сталинградской битве на территории районов Волгоградской области, где проходили военные действия.

Практическая значимость результатов исследования заключается в систематизации информации по памятникам и памятным местам, посвященным Сталинградской битве на территории Волгоградской области, создании электронного атласа памятников.

Результаты исследования позволяют применить на практике в образовательном процессе собранную информацию, электронный атлас для повышения эффективности патриотического воспитания.

Данный проект позволил повысить интерес к изучению истории Отечества и формирование чувства уважения к героическому прошлому нашей малой Родины, сохранение памяти о великих исторических подвигах защитников Сталинградской земли; углубление знаний о событиях, ставших основой государственных праздников России; повышение интереса обучающихся к военной истории Отечества в ходе подготовки и празднования 74-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

 

Библиографический список

  1. Галкова, О.В. «Понятие «Памятник культуры»: современные подходы в интерпретации». - URL: http://vspu.ru/rushistory/prepodavateli/1-1/publikacii/ponyatie-abpamyatnik-kulturybb-sovremennye-podhody-v-interpretacii
  2. Кокшаров, Н.В. Память, символика, традиции, обряды. /Теоретический журнал «Credo». URL:http://Credonew.ru/content/view/568/58/ 2006
  3. Концепция патриотического воспитания молодежи Волгограда /Решение Волгоградской городской думы от 14.07.2010 г. № 35/1037
  4. Назаров А.А. Роль и место памятника в структуре историко-культурного наследия Волгоградской области: дисс. канд. ист. наук (на правах рукописи). / А.А. Назаров - Волгоград: 2005.
  5. Соловьева, Елена Захаровна Социально-культурные технологии патриотического воспитания молодежи в процессе возрождения народных обрядов, - Москва, 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности, 209 с.

 

Оригинал работы:

Воспитание патриотизма в условиях современного образовательного пространства




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*