Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Мотивация учебной и профессиональной деятельности социально-дезадаптивных подростков

28.02.2017 1041 2160
Астанина Людмила Давыдовна
Астанина Людмила Давыдовна, педагог-психолог

Мариинский политехнический техникум

Девиантным называют поведение, которое не укладывается в общепринятые нормы. Другими словами – это отрицательные, опасные для окружающих.

Девиантное поведение поддается корректировке путем лечения в специализированных клиниках, в исправительных колониях или занятий с психологом.

Дезадаптация - адаптация, вызванная половозрастными и индивидуально-психологическим особенностями, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующая индивидуального подхода и специальных психолого-педагогических коррекционных программ.

Социальная дезадаптация в педагогическом аспекте - особый вид поведения несовершеннолетнего, который не соответствует основным принципам поведения.

  • Социальная дезадаптация:

-нарушение норм морали и права;

-асоциальное поведение;

-деформации системы ценностей, внутренней саморегуляции, социальных установок;

-резкое ухудшение нервно-психического здоровья;

-деструктивное поведение;

-подростковая алкоголизация;

-склонность к суициду.

  • Патогенная дезадаптация– адаптация, вызванная отклонениями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат поражения нервной системы (умственная отсталость).

Семейный фактор: пьянство родителей, безразличие, жестокость.

Врожденная патология:

-церебральная  недостаточность;

-дисфункции мозга, обусловленные родовыми, послеродовыми травмами, тяжелой     беременностью, повышенной психической возбудимостью родителей.

Причины девиантного поведения могут быть разными: психические отклонения, воспитание в асоциальной или неполной семье, детском доме, отрицательное влияние улицы и т.д. Психические отклонения – психопатия, делинквентность (склонность к бродяжничеству) выявляются примерно у 40% подростков с девиантным поведением. Недостатки воспитания – в 75% случаев.

Побеги из дома – это устоявшаяся модель поведения. Она формируется постепенно. Сначала подросток убегает по явным причинам (страх наказания, обида на родителей), а потом он бежит потому, что ему такая жизнь начинает нравиться.

Самый опасный возраст – переходный от детства к отрочеству. У большинства он начинается в 12-13 лет. До этого возраста у ребенка происходит наивное, детское восприятие мира. Он ласков с родителями, доброжелателен с учителями. Но уже после летних каникул при переходе в 6-7-й классы изменения налицо. Появляются определенные предпочтения в одежде, музыке, роду занятий. Родительские наставления воспринимаются в штыки, на замечания учителей подросток отвечает агрессией и грубостью. Отчасти это связано с гормональными изменениями в период полового созревания. В это время появляются первые признаки девиантного поведения: курение, употребление алкоголя и наркотиков, воровство, объединение в компании, суицид, а в последнее время попадание под влияние экстремистских организаций или сект. Отклонениями от нормы также считаются трудоголизм, зависимость от компьютерных игр и гаджетов, стремление к видеосъемкам, сексуальные отклонения, булимия, анорексия.

Дефицит общения с родителями – основная причина, заставляющая его искать круг знакомых на улице. Ведь зачастую именно родители закладывают в  чадо нормы поведения и формируют его психоэмоциональную сферу.

Профилактика девиантного поведения:

Всем известно, что проще предупредить болезнь, нежели лечить ее. Чем раньше начать профилактику, тем меньше вероятность наступления отклонений в поведении.

Условием профилактики СДП является:

-раннее выявление факторов риска дезадаптивного поведения;

-гармонизация внутрисемейных отношений;

-комплексное применение разных  психотехнологий  как средства коррекции дезадаптивности  (арттерапии, телесно-ориентированной терапии, музыкотерапии, библиотерапии, игротерапии).

Для повышения уровня адаптированности студентов к условиям обучения в НПО/СПО педагогам следует обратить внимание на:

-улучшение психологического климата в группе, т.е. снятие эмоциональных блоков, повышение самооценки студентов;

-введение педагогами деловых и развивающих игр для раскрытия творческого потенциала личности;

-владение более подробной информацией о семейной атмосфере студентов этих групп для профилактики расстройств, связанных с трудностями адаптации;

-повышение мотивации студентов к обучению.

Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии - пьянство, наркомания, проституция и пр.

  1. Социальное неравенство.Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; инфляция, коррупция и т.д.
  2. Морально-этический фактордевиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, отчуждении личности. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.
  3. 3. Окружающая среда. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты.

Аддиктивное поведение - это злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая наркотики, алкоголь и курение табака.

Наркотики известны человечеству с незапамятных времен. Древние источники свидетельствуют о том, что наркотики употреблялись в Месопотамии, Египте, Индии, Китае за полторы тысячи лет до нашей эры. Первыми наркотиками были продукты опиумного мака и индийской конопли. Разновидностью наркомании является токсикомания. К распространенным наркотическим веществам относятся:

  1. Морфий и героин – алколоиды опиума;
  2. Снотворные средства, включающие так называемые барбитураты;
  3. Гашиш (анаша, план, марихуана);
  4. Стимулирующие средства, обладающие эффектом возбуждения нервной системы;
  5. Кокаин – алколоид растения кока.

Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.
Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов это легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний.  Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь ведет к распаду семьи. Среди наркоманов преобладают мужчины.

Токсикомания – заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток, кофеина, полученного от крепкого чая – чигиря, вдыханием ароматических веществ бытовой химии. В состоянии опьянения кроме эйфории возникают зрительные галлюцинации.

Алкоголизм – патологическое влечение к спиртному, деградация личности. 

Пьянство – это неумеренное употребление алкоголя. Средний возраст, в котором молодежь начинает потреблять алкоголь, составляет 14 лет. Пиво - наиболее любимый молодежью напиток. Каждый третий подросток в возрасте 12 лет употребляет пиво. Чаще всего мотивом пьянства в студенческой среде является: развлечение, празднование памятных дат, бытовые неурядицы, неприятности с учебой.

Профилактика девиантного поведения.

Всем известно, что проще предупредить болезнь, нежели лечить ее. Чем раньше начать профилактику, тем меньше вероятность наступления отклонений в поведении.

Условием профилактики СДП является:

-раннее выявление факторов риска дезадаптивного поведения,

-гармонизация внутрисемейных отношений;

-комплексное применение разных  психотехнологий  как средства коррекции дезадаптивности  (арттерапии, телесно-ориентированной терапии, музыкотерапии, библиотерапии, игротерапии).

Для повышения уровня адаптированности студентов к условиям обучения в НПО/СПО педагогам следует обратить внимание на:

-улучшение психологического климата в группе, т.е. снятие эмоциональных блоков, повышение самооценки студентов;

-введение педагогами деловых и развивающих игр для раскрытия творческого потенциала личности;

-владение более подробной информацией о семейной атмосфере студентов этих групп для профилактики расстройств, связанных с трудностями адаптации;

-повышение мотивации студентов к обучению.

 

Список использованной литературы

  1. Голубева Е.А. Профилактика асоциальных явлений среди студентов колледжа / Е.А. Голубева, О.М. Корнейчук // Актуальные проблемы соврем. об-ва. – 2015. - № 3. – С. 141-143.
  2. Никитина Е.А. Актуальные проблемы воспитательной работы со студентами по формированию установок здорового образа жизни и организации первичной профилактики зависимостей / Е.А. Никитина, О.В. Чернышова, Т.Ю. Копылова // Образование и об-во. – 2011. - № 4. – С. 54-57.
  3. Семикин Г.И. Профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни молодежи : учеб. пособие / Г.И. Семикин, Г.А. Мысина, А.С. Миронов ; Моск. гос. техн. ун-т им. Н.Э. Баумана. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014. - 111 с.
  4. Cоколов Д.В. Практико-ориентированная модель профилактики асоциального поведения студентов вузов // Символ науки. - 2016. - №8-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/praktiko-orientirovannaya-model-profilaktiki-asotsialnogo-povedeniya-studentov-vuzov...(13.01.2017).
  5. Cоколов Д.В. Проблема профилактики асоциального поведения студентов вузов в теории и методике профессионального образования // Вестн. магистратуры. – 2016. - № 9. – С. 22-27.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.magisterjournal.ru/docs/VM60.pdf (13.01.2017).
  6. Cоколов Д.В. Условия для успешной профилактики асоциального поведения студентов вузов / Д.В. Соколов, Е.Ю. Никитина // Евразийский науч.журнал. – 2016. - № 8. – С. 150-153; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://journalpro.ru/articles/usloviya-dlya-uspeshnoy-profilaktiki-asotsialnogo-povedeniya-studentov-vuzov/ (13.01.2017).
  7. Томчук В.Д. Профилактика асоциального поведения в юношеском возрасте: методические рекомендации для кураторов студенческих групп по профилактике наркомании, алкоголизма и других форм асоциального поведения студентов / В.Д. Томчук, Н.С. Колмогорова, Л.Н. Булгакова; М-во сельского хоз-ва Российской Федерации, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Алтайский гос. аграрный ун-т". - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. - 155 с.
  8. Ярушина В.Г. Асоциальное поведение студенческой молодежи // Образование и наука в соврем. условиях. – 2016. - № 3. – С. 218-220; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/111954/discussion_platform (13.01.2017).

 

Оригинал работы:

Мотивация учебной и профессиональной деятельности социально-дезадаптивных подростков




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*