Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Информационные технологии в преподавании курса «Технические измерения, приборы и контроль при эксплуатации электрооборудования

28.02.2017 580 1139
Грачёва Алина Валентиновна
Грачёва Алина Валентиновна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения.

В традиционной организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации. Суть ее заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении обучающимся. Обучающийся находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. Иногда односторонность может нарушаться (например, когда обучающийся что-либо уточняет или задает вопрос), и тогда возникает двусторонняя коммуникация.

Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем. [1]

Идет внедрение новой концепции обучения, помещающей студента в центр образовательного процесса, превращающего его из пассивного слушателя в самого активного в этом процессе. Этому способствует и уровень современной компьютерной техники и программного обеспечения. Каждый из студентов имеет свой личный индивидуальный подход к целям обучения по каждому из изучаемых предметов (предыдущие знания, предыдущий опыт, предпочтения, , интересы)..

Уровень развития информационных технологий, современные концепции образования, необходимость развития у студентов умения непрерывного самообразования на всем протяжении жизни для адаптации к современным условиям заставляет пересмотреть и сами технологии, применяемые в образовательном процессе.

Курс «Технические измерения, приборы и контроль при эксплуатации электрооборудования» входит в профессиональный модуль ПМ.01 «Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования» МДК 01.04 «Техническое регулирование и контроль качества электрического и электромеханического оборудования».

Степень усвоения материала можно значительно увеличить, если внимание студентов будет сосредоточено на том, что объясняет преподаватель, а не на том, как скорее и точнее отобразить его слова в своих записях. На занятии студентам предложены распечатки слайдов лекций. На каждой лекции студентам выдается файл, содержащий:

  1. список вопросов, которые будут изложены на лекции и те вопросы, которые выносятся на самостоятельное изучение по данной теме;
  2. слайды лекции;
  3. тестовые задания по изучаемым в данной лекции темам с вариантами ответов.

Лекции демонстрируются с помощью проектора в режиме слайд-шоу. Таким образом, может быть решена задача освобождения студентов от большей части записей. Распечатав слайд, студент непосредственно на нем подписывает необходимые с его точки зрения моменты лекции.

При проведении практических и лабораторных занятий по дисциплине «Технические измерения, приборы и контроль при эксплуатации электрооборудования» широко используются интерактивные методы обучения.

Интерактивный («inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. [2] Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося. Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:

  • пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
  • согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
  • обучающиеся лучше овладевают определенными умениями, если им позволяют приблизиться к предмету через их собственный опыт.

Интерактивные способы обучения дают возможность преподавателю визуализировать процесс усвоения учебного материала студентами.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Особенность интерактивных методов – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.

По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность преподавателя уступает место активности обучаемых, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы.

В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Студент становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску и выполняет функцию помощника в работе.

Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:

  • пробуждают у обучающихся интерес;
  • поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
  • обращаются к чувствам каждого обучающегося;
  • способствуют эффективному усвоению учебного материала;
  • оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
  • осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
  • формируют у обучающихся мнения и отношения;
  • формируют жизненные навыки;
  • способствуют изменению поведения.

При изучении дисциплины «Технические измерения, приборы и контроль при эксплуатации электрооборудования»» предусмотрено широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий в виде:

1)Презентация на основе современных мультимедийных средств. Презентация - эффективный способ донесения информации, наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение и его содержательные функции.

2)Лекция с заранее запланированными ошибками - рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации. Лекция с заранее запланированными ошибками позволяет развить у обучаемых умение оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, выделять неверную и неточную информацию

В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

3)Мини-лекция

Мини-лекция является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала. Перед объявлением какой-либо информации преподаватель спрашивает, что знают об этом студенты. После предоставления какого-либо утверждения преподаватель предлагает обсудить отношение студентов к этому вопросу.

4)Групповая работа как интерактивная технология нестандартных задач применяется на всех лабораторных работах и на практических занятиях. Групповая работа включает в себя подготовку к проведению экспериментов, проведение эксперимента – сборку электрических схем, измерение параметров однофазной электрической сети, таких как напряжение, ток, частота и контроль параметров нагрузки, оценка полученных результатов. При решении задач на практических занятиях групповая работа сводится к выбору метода расчёта, групповому проведению вычислений и сравнению результатов, анализу сделанных ошибок;

5)Технология развития критического мышления позволяет сформировать общеучебные компетенции:

  • умение работать в группе;
  • умение графически и логически верно оформлять отчёты по проведенным лабораторным работам и выполненным расчётно-графическим работам;
  • умение распределить информацию по степени новизны и значимости;
  • умение обобщить полученные знания и сформулировать выводы по итогам проведенных расчётов;
  • способствует выработке студентом собственной технологии учебной деятельности;

6)Мастер-класс – это комплексная интерактивная технология, позволяющая продемонстрировать конкретные приемы профессиональной деятельности. Используется при проведении лабораторных работ с использованием модуля «Ваттметр», «Модуль измерительный», комплекса САУ (Средства автоматизации и управления) CX-PROGRAMMER. Студентам демонстрируются навыки работы в программе и способы виртуальной сборки схем, измерение параметров однофазной электрической сети, измерение постоянного и переменного напряжения и тока.  Работа требует непосредственного участия преподавателя из соображений техники безопасности и сложности проводимых опытов.

7)Технологии анализа ситуаций для активного обучения позволяют студентам соединить теорию и практику, представить примеры, принимаемых решений и их последствий. Студенты при проведении лабораторных работ осуществляют «игровое проектирование», анализируют, например, последствия изменений конфигурации электрических цепей.

В настоящее время успешное освоение дисциплин профессионального цикла возможно не только за счет базовых знаний, но и за счет действий студентов, направленных на самостоятельное освоение знаний. Ни компьютер, ни информационные технологии сами по себе не способны сформировать интеллектуальные и этические качества выпускника, они являются лишь вспомогательными средствами решения мировоззренческих задач.

 

Список используемой литературы

  1. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2011. № 4.
  2. Катасонова Г.Р. Интерактивные технологии в обучении/Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств// ГРНТИ: 14 — НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА№ выпуск 1 / том 200 / 2013
  3. Лебединская, А.Р. Технологии интерактивного обучения/ Труды международной научно-практической Интернет-конференции "Преподаватель высшей школы в XXI веке". / Ростов-на-Дону, 2007. – 59 с.

 

Оригинал работы:

Информационные технологии в преподавании курса «Технические измерения, приборы и контроль при эксплуатации электрооборудования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*