Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка. Методика проведения стретчинговых упражнений на уроках физической культуры

28.02.2017 363 578
Кононова Ирина Юрьевна
Кононова Ирина Юрьевна, преподаватель

Иркутский филиал Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова

Цели мероприятия:

  • Передача знаний и формирование умений по организации и методике проведения стретчинговых упражнений в процессе проведения уроков баскетбола и во внеклассной работе в секциях баскетбола по здоровьесберегающей технологии;
  • Влияние стретчинга на развитие гибкости и подвижности наших суставов;
  • Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.

Для преподавателя очень важно правильно организовать урок физической культуры, так как он является основной формой педагогического процесса. Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что он обеспечивает студенту и преподавателю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца занятия, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни. На занятиях в Иркутском филиале Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова студенты  занимаются лёгкой атлетикой, гимнастикой, спортивными и подвижными играми. Особенно любят занятия баскетболом.

Поэтому на аудиторных занятиях физической культуры, секционных занятиях я активно использую методику проведения стретчинговых упражнений.

Основное назначение стретчинга - это совершенствование эластичности мышц и связок, которое, в свою очередь, позволит увеличить объем движения в суставах. Эластичность мышц и полный объем движения в суставах крайне необходим баскетболисту не только для роста технического мастерства, но и для поддержания своего здоровья. Значительно уменьшится риск травматизма. Поэтому на аудиторных занятиях физической культуры, секционных занятиях студенты, регулярно и правильно выполняющие стретчинг, гораздо меньше травмируют мышцы, связки и суставы. Кроме того, у них уменьшается вероятность возникновения мышечных спазмов, болей в мышцах.

Стретчинг как молодежное течение зародилось в США. Оно быстро охватило Европу и стало очень популярным в спортивных и оздоровительных занятиях. Стретчингом занимаются не только в спортивных залах, но и в домашних условиях.

Занятия, построенные по методике стретчинг, включают в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определенных групп мышц. Считается, что предшественником современного стретчинга являются позиции йоги и других древних восточных систем.

Английское слово «стретчинг» как-то незаметно стало своим и для Российских профессионалов физической культуры и любителей баскетбола. В данной методической разработке вместо иностранного слова «стретчинг» легко можно использовать русский вариант - «упражнения направленные на поддержание или совершенствование гибкости».

Известны четыре основных типа стретчинга:

  1. Статический стретчинг.
  2. Динамический или баллистический стретчинг.
  3. Стретчинг при помощи медленных движений.
  4. Проприоцептивное нейромышечное облегчение (ПНО).

Статический стретчинг-наиболее распространенный и эффективный метод совершенствования гибкости, предполагает удержание определенной позы тела в течение 10-20 секунд. Основным критерием при выполнении статического типа стретчинга должны быть индивидуальные ощущения, которые можно охарактеризовать, как ощущения натяжения средней степени, ни в коем случае не достигающие болевого порога.

Динамический, или баллистический стретчинг выполняется в большом объёме движения и в более агрессивной манере, чем статический. Этот вид стретчинга широко применяют спортсмены и физкультурники, как единственный способ «разогревать» мышцы. Так на уроках физической культуры я даю упражнения «упругие наклоны вперед», «махи ногой из стороны, в сторону» и другие.

Практика показывает, что динамический стретчинг остается хорошим средством подготовки организма студента к урокам, тренировкам и соревнованиям, но выполняться он должен только после разминки и проведения тщательного статического стретчинга. То есть, в правильно составленной программе динамический стретчинг должен проводиться в конце разминки и являться переходным звеном от разминки к занятию, тренировке или соревнованию.

Стретчинг при помощи медленных движений осуществляется путем последовательного сокращения отдельных мышц или мышечных групп. Примером могут служить повороты головы из стороны в сторону, вращение туловища, а также движения руками в плечевых и других суставах и так далее. Стретчинг при помощи медленных движений так же, как и баллистический тип стретчинга, в большей степени следует проводить в заключительной части разминки.

ПНО (Проприоцептивное нейромышечное облегчение) - это более сложный в техническом отношении тип стретчинга. Для его выполнения необходима помощь партнера, который сможет обеспечить безопасное и эффективное использование этой техники. Метод ПНО был перенесён из ЛФК, где показал себя, как эффективное средство лечения и реабилитации.

Техника ПНО следующая:

  1. Сокращение, удержание, расслабление, движение.
  2. Сокращение, движение. Расслабление.
  3. Движение, сокращение, расслабление.

Для того чтобы понять и творчески использовать основные типы и технические приемы стретчинга, необходимо выполнить физиологические принципы работы мышцы. Мышца способна сокращаться и укорачиваться, а также растягиваться или удлиняться. Все движения в нашем теле зависят от этого цикла - «укорачивание-удлинение». Когда одна мышца или группа мышц сокращается, то другая, противоположная мышца или группа мышц расслабляется. Любая мышца состоит из множества клеток, каждая из которых способна сокращаться и расслабляться. Наш организм обладает замечательным защитным механизмом, предохраняющим мышцы и связки от разрывов и растяжений. Упрощенная схема действия этой защиты выглядит следующим образом. В мышцах и сухожилиях находятся два вида нервных рецепторов (проприоцепторов), которые согласованно обеспечивают безопасность самой мышцы. Так, если мышца подвергается опасности быть слишком быстро растянутой (при рывке, ударе и т.д.), то рецепторы первой группы активизируют защитное сокращение этой мышцы (стретчрефлекс). Если же усилие, растягивающее мышцу, сохранится достаточно долго и прикладывается медленно, то рецепторы второй группы обеспечивают максимальное расслабление этой мышцы, что позволяет растягивать её ещё больше и с гораздо меньшим риском. Становится очевидным, что при использовании преимущественно техники баллистического (динамического) стретчинга, когда активизируется миотатический, или стретчрефлекс, мышцы вместо того, чтобы расслабляться и растягиваться, наоборот, сокращаются и становятся «тугими».

В данной методической разработке предложены упражнения, регулярное выполнение которых, позволяет увеличить мощность и улучшить скоростно-силовые качества, а также сократить время восстановления после занятий, тренировок и соревновательных нагрузок.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Методическая разработка. Методика проведения стретчинговых упражнений  на уроках физической культуры  

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*