Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка. Методика проведения стретчинговых упражнений на уроках физической культуры

28.02.2017 1315 2255
Кононова Ирина Юрьевна
Кононова Ирина Юрьевна, преподаватель

Иркутский филиал ВГИК

Цели мероприятия:

  • Передача знаний и формирование умений по организации и методике проведения стретчинговых упражнений в процессе проведения уроков баскетбола и во внеклассной работе в секциях баскетбола по здоровьесберегающей технологии;
  • Влияние стретчинга на развитие гибкости и подвижности наших суставов;
  • Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.

Для преподавателя очень важно правильно организовать урок физической культуры, так как он является основной формой педагогического процесса. Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что он обеспечивает студенту и преподавателю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца занятия, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни. На занятиях в Иркутском филиале Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова студенты  занимаются лёгкой атлетикой, гимнастикой, спортивными и подвижными играми. Особенно любят занятия баскетболом.

Поэтому на аудиторных занятиях физической культуры, секционных занятиях я активно использую методику проведения стретчинговых упражнений.

Основное назначение стретчинга - это совершенствование эластичности мышц и связок, которое, в свою очередь, позволит увеличить объем движения в суставах. Эластичность мышц и полный объем движения в суставах крайне необходим баскетболисту не только для роста технического мастерства, но и для поддержания своего здоровья. Значительно уменьшится риск травматизма. Поэтому на аудиторных занятиях физической культуры, секционных занятиях студенты, регулярно и правильно выполняющие стретчинг, гораздо меньше травмируют мышцы, связки и суставы. Кроме того, у них уменьшается вероятность возникновения мышечных спазмов, болей в мышцах.

Стретчинг как молодежное течение зародилось в США. Оно быстро охватило Европу и стало очень популярным в спортивных и оздоровительных занятиях. Стретчингом занимаются не только в спортивных залах, но и в домашних условиях.

Занятия, построенные по методике стретчинг, включают в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определенных групп мышц. Считается, что предшественником современного стретчинга являются позиции йоги и других древних восточных систем.

Английское слово «стретчинг» как-то незаметно стало своим и для Российских профессионалов физической культуры и любителей баскетбола. В данной методической разработке вместо иностранного слова «стретчинг» легко можно использовать русский вариант - «упражнения направленные на поддержание или совершенствование гибкости».

Известны четыре основных типа стретчинга:

  1. Статический стретчинг.
  2. Динамический или баллистический стретчинг.
  3. Стретчинг при помощи медленных движений.
  4. Проприоцептивное нейромышечное облегчение (ПНО).

Статический стретчинг-наиболее распространенный и эффективный метод совершенствования гибкости, предполагает удержание определенной позы тела в течение 10-20 секунд. Основным критерием при выполнении статического типа стретчинга должны быть индивидуальные ощущения, которые можно охарактеризовать, как ощущения натяжения средней степени, ни в коем случае не достигающие болевого порога.

Динамический, или баллистический стретчинг выполняется в большом объёме движения и в более агрессивной манере, чем статический. Этот вид стретчинга широко применяют спортсмены и физкультурники, как единственный способ «разогревать» мышцы. Так на уроках физической культуры я даю упражнения «упругие наклоны вперед», «махи ногой из стороны, в сторону» и другие.

Практика показывает, что динамический стретчинг остается хорошим средством подготовки организма студента к урокам, тренировкам и соревнованиям, но выполняться он должен только после разминки и проведения тщательного статического стретчинга. То есть, в правильно составленной программе динамический стретчинг должен проводиться в конце разминки и являться переходным звеном от разминки к занятию, тренировке или соревнованию.

Стретчинг при помощи медленных движений осуществляется путем последовательного сокращения отдельных мышц или мышечных групп. Примером могут служить повороты головы из стороны в сторону, вращение туловища, а также движения руками в плечевых и других суставах и так далее. Стретчинг при помощи медленных движений так же, как и баллистический тип стретчинга, в большей степени следует проводить в заключительной части разминки.

ПНО (Проприоцептивное нейромышечное облегчение) - это более сложный в техническом отношении тип стретчинга. Для его выполнения необходима помощь партнера, который сможет обеспечить безопасное и эффективное использование этой техники. Метод ПНО был перенесён из ЛФК, где показал себя, как эффективное средство лечения и реабилитации.

Техника ПНО следующая:

  1. Сокращение, удержание, расслабление, движение.
  2. Сокращение, движение. Расслабление.
  3. Движение, сокращение, расслабление.

Для того чтобы понять и творчески использовать основные типы и технические приемы стретчинга, необходимо выполнить физиологические принципы работы мышцы. Мышца способна сокращаться и укорачиваться, а также растягиваться или удлиняться. Все движения в нашем теле зависят от этого цикла - «укорачивание-удлинение». Когда одна мышца или группа мышц сокращается, то другая, противоположная мышца или группа мышц расслабляется. Любая мышца состоит из множества клеток, каждая из которых способна сокращаться и расслабляться. Наш организм обладает замечательным защитным механизмом, предохраняющим мышцы и связки от разрывов и растяжений. Упрощенная схема действия этой защиты выглядит следующим образом. В мышцах и сухожилиях находятся два вида нервных рецепторов (проприоцепторов), которые согласованно обеспечивают безопасность самой мышцы. Так, если мышца подвергается опасности быть слишком быстро растянутой (при рывке, ударе и т.д.), то рецепторы первой группы активизируют защитное сокращение этой мышцы (стретчрефлекс). Если же усилие, растягивающее мышцу, сохранится достаточно долго и прикладывается медленно, то рецепторы второй группы обеспечивают максимальное расслабление этой мышцы, что позволяет растягивать её ещё больше и с гораздо меньшим риском. Становится очевидным, что при использовании преимущественно техники баллистического (динамического) стретчинга, когда активизируется миотатический, или стретчрефлекс, мышцы вместо того, чтобы расслабляться и растягиваться, наоборот, сокращаются и становятся «тугими».

В данной методической разработке предложены упражнения, регулярное выполнение которых, позволяет увеличить мощность и улучшить скоростно-силовые качества, а также сократить время восстановления после занятий, тренировок и соревновательных нагрузок.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Методическая разработка. Методика проведения стретчинговых упражнений  на уроках физической культуры  

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*