Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Разработка цветового решения для создания художественного образа

28.02.2017 1601 2488
Киселева Екатерина Евгеньевна
Киселева Екатерина Евгеньевна, преподаватель

Кобелева Ксения Андреевна
Кобелева Ксения Андреевна, студент

Вятский колледж культуры

С появлением цвета в кино, одним из основных средств создания художественного образа стало цветовое решение эпизода и фильма в целом. Многообразие вариантов цветовых решений ставит перед режиссером непростой выбор конкретного решения, работающего над созданием нужной для данного фильма атмосферы. Именно поэтому разработка цветового решения является актуальной задачей для человека, снимающего фильм любого уровня профессионализма.

От того, что цвет оказывает сильное влияние, которое мы часто не можем осознать, правильное его использование может стать очень эффективным инструментом, дополняющим композиционное решение фильма. С помощью цвета в кадре создается напряжение, акцентируется внимание на важных деталях, поддерживается необходимая атмосфера. В киноиндустрии основная работа над атмосферой картины зависит от художника – постановщика, который кропотливо работает над фильмом еще до начала съемок. Режиссер, оператор – все оказывают влияние на получение нужного эффекта. Ну и финальный результат закрепляет колорист. Часто использование различных цветов дополняет сцену или фильм особым символизмом, может буквально окрашивать конкретную ситуацию, конструируя атмосферу, добавлять сюрреалистические элементы или вообще напоминать зрителю, что фильм – это только «сделанная» реальность. Создатели фильма, должны точно понимать, какое цветовое решение они выбирают для создания фильма и с какой целью.

Учеными выяснено, что определенный цвет или цветовая гамма по-разному влияют на психологическое восприятие, поэтому при создании фильма чаще всего используются определенные цветовые схемы, выбор той или иной схемы зависит от того какие чувства у зрителей хочет вызвать режиссер. Правильно подобранное цветовое решение также поможет создать определенный художественный образ в фильме, все это зависит от творческой идеи, воображения и уже созданных определенных правил цветового построения в фильме.

Данная тема на сегодняшний день еще более актуальна из-за появившихся технических возможностей. Новые технологии позволяют более точно управлять цветовым решением эпизода. Если раньше при съемке на пленку создатель фильма был ограничен в выборе, то сейчас пост обработка снятого материала позволяет действительно выбирать любой оттенок кадра. «У многих сложилось ошибочное убеждение, что цвет в кино существует не как самостоятельное выразительное средство, способное без помощи других компонентов фильма решать многие задачи, а как средство усиления драматургии», говорит нам автор работы «Цвет и контраст» Валентин Николаевич Желязников [2, стр.3]. Тем самым цветовое решение эпизода является важным инструментом в создании фильма. Влияние цветового решения на фильм в целом или эпизод исследовался с появления цвета в кино и исследуется до сих пор.

Образ, это прежде всего чувственное содержание литературного произведения. Не так давно было принято считать, что образы вызывают картины и даже где – то не литературные, и возникают из образности языка. Следовательно, на сегодняшний день сложилось мнение, согласно которому образы включают в себя все чувственно воспринимаемое. А также в нашем понимании подлинные чувственные объекты в произведении – это образы.

Содержание художественного образа в фильме-это не только присутствие человека, но и сама реальность – это история, быт, нравы, пейзажи и др. «Художественный образ» в фильме – это специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств режиссера, образ рождается в воображении режиссера, и воплощается в его фильме. Художественный образ достаточно динамичен, в одних жанрах он выступает в образе природы, в – других в образе человека, в – третьих в образе вещей.

Цвет – это, в первую очередь, физическое явление. Если говорить научным языком, то это характеристика электромагнитного излучения особенного оптического диапазона – спектра. Возникает цветовосприятие на основе ощущений зрительского аппарата. Если говорить простым языком, то цвет – это зрительное ощущение, которое человек получает, когда в глаз попадают световые лучи разной длины волны» [1].

Цвет не только дает окрас окружающим нас предметам, но и является одним из факторов психологического восприятия мира. Цвет способен привести человека к различным чувствам и вызвать различные эмоции. Цвет в кино отвечает за характеристики мира, в котором приходится действовать герою. Осень на экране может быть серой и дождливой, а может быть золотой. В черно-белом кино, чтобы передать это, вам придётся показать, как герой щурится от солнца или мокнет под дождём. Но если в кадр добавить цвет, то можно абсолютно достоверно передать ощущение от происходящего, подчеркнув смыслы. Это усиливает воздействие на зрителя. Из – за того, что цвет оказывает сильное влияние, которое мы часто не можем осознать, правильное его использование может стать очень эффективным инструментом, дополняющим сюжет фильма. Цвет – является одним из важнейших элементов при создании фильма. Это «инструмент» для кинематографа, который помогает достичь нужного эффекта за счет своего сильного влияния на подсознание. Правильный выбор цветовой гаммы может придать картине успокаивающее настроение, смягчить ее или же наоборот усилить эмоции. Также цвета помогают передать атмосферу определенного места, или даже могут перенести зрителя в другой промежуток времени.

Решение световой, светотональной композиции в цветном кинематографе (так же, как и черно-белом) – одна из важнейших задач оператора. Научившись владеть светом, оператор-любитель, работая над цветным киноизображением, имеет в руках сильное средство эмоционального воздействия.

Динамический характер киноискусства требует, чтобы оператор, особенно при цветной съемке, ставил перед собой вопрос: из какого светового решения объект выйдет и в какое придет. «Переход света» (в результате движения объекта съемки или источника света, а может быть, и в результате движения камеры) с переменой одной световой характеристики на другую нередко изменяет и цветовые данные снимаемого объекта [1].

Кинооператор распределяет световые пятна в реальном съемочном пространстве, в этом пространстве он располагает различные по цвету и светлоте предметы, выделяя какие – то характерные черты предметов или действующих лиц в кадре. Когда оператор решает, каким должен быть колорит в кадре при помощи света он может корректировать цвета предметов.

Для реализации некоего замысла оператор выбирает тональность, колорит, организует пространство кадра, реализует световое решение и т.д. Все эти средства необходимо освоить чтобы легко ими владеть и по мере необходимости.

Нами был создан ролик «Зима» с таким световым решением, как переход от холодных тонов с постепенным добавлением теплых оттенков для создания художественного образа.

Наблюдение за явлениями природы, за теми изменениями, которые в ней происходят, нельзя отнести только к области природоведение. Природа, ее стихии, которые связанные с временами года, как нельзя лучше передают состояние души человека, его настроения. Не случайно в разных видах искусства пейзаж всегда служил одним из существенных средств выражения переживаний героя, изменений его настроения и даже состояния духа.

В фильме – зарисовке идея показать через изобразительный ряд смену погоды была использована как средство для выражения перемен состояний души лирического героя. Так же как меняется состояние природы, так и меняется настроение у людей.

В предлагаемом в качестве пилотного эпизоде «Зимняя зарисовка» показана смена погоды, которая ассоциируется у автора фильма со сменой настроения человека. Изобразительный ряд состоит из природных деталей и различной крупности планов, и все это выдержанно в одной цветовой гамме.

Задача оператора заключается в том, чтобы показать через визуальный ряд некий перелом в смене погоды. От предзимья, с его ранними сумерками – к стихии снега, метели, перехода от осенних красок к белоснежному полотну зимы, на котором особенно различимы детали, имеющие ярко выраженный цвет. Все это ассоциируется с неким внутренним переворотом героя – от отчаяния, к сумятице чувств и внутреннему умиротворению. Через отчетливые сумерки, в которых отчетлив свет тепла жилища, дома.

Для того, чтобы это показать, оператор должен заснять природу в разных ее проявлениях, исходя из спокойного состояния зимы, безветренной погоды и сменяя это кадрами не спокойствия, снежной пурги, а затем ранних зимних сумерек. В них должны проявиться и одиночество души, и огонек надежды.

С точки зрения цветового решения эпизода важно выдержать переход от холодной цветовой гаммы к почти монохромному решению эпизода, а затем добавить в холодный цвет детали с теплым цветом.

Список используемых источников

 

  1. Голдовский Е.М. К проблеме цвета в современном кино// М.: ВГИК, 1971. – 314 с.
  2. Железняков, В.Цвет и контраст. Технология и творческий выбор [Текст]: учебное пособие. – М.: ВГИК, 2010. – 157 с.
  3. Кравченко А. Что такое цвет? [Электронный ресурс] / А. Кравченко. – Режим доступа: http://elhow.ru/ucheba/opredelenija/c/chto-takoe-cvet ( 1 стр.)
  4. Шергова К. А. Монтаж как способ моделирования мышления [Текст] / Изд. «Вестник», 2014. – 13 с.

 

Оригинал работы:

Разработка цветового решения для создания художественного образа




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*