Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Реализация методов мотивации студентов в профессиональном обучении

27.02.2017 838 2094
Волынская Евгения  Георгиевна
Волынская Евгения Георгиевна, преподаватель

Ейский медицинский колледж

На сегодняшний день в сложившейся современной ситуации до предела обострилась проблема качества подготовки специалистов. Среди современных проблем педагогики требующих первостепенного внимания - это вопросы развития познавательной активности, творческих способностей студентов, что  является проблемой сложной и многоаспектной. 

Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности. Актуальность этой проблемы очень значима, так как мотивационная сфера личности является одним из важнейших факторов, определяющих внутреннее состояние и внешнее поведение человека.

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего времени. Мотивационными процессами в обучении студентов можно и нужно управлять: создавать условия для развития внутренних мотивов, стимулировать студентов.

Во время огромного объема информации предоставляемых источником как медиа - интернет, социальные сети, является очень сложным мотивировать студента к обучению, систематической работе, мотивации искать новое информации и эффективно использовать их в процессе обучения и жизни. Как надо мотивировать студента, что бы его обучение принесло желаемые эффекты и пользу не только ему а и обществу? Это вопрос для психологов, педагогов и общества.

Педагоги нередко сталкиваются с проблемой активности  обучающихся. Особое значение в решении проблемы активизации учебной деятельности студентов приобретает дальнейшее совершенствование форм и методов обучения в направлении активизации познавательной деятельности студентов.

Ученые-педагоги, критически анализируя формы и методы обучения, отмечают, что методика обучения часто опирается на воспроизводящую деятельность студента, на запоминание определенного круга фактического материала.  Время объективно требует изменения роли и места преподавателя в учебном процессе. Студент должен быть действующим лицом, а преподаватель - его партнером в обучении и развитии. Учебно-воспитательный процесс должен базироваться на психолого-педагогическом проектировании развития каждого студента, на создании мотивации, на субъектно-субъектных отношениях участников обучения. Путь к эффективному обучению лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет студентом, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать и реализовать эффективную систему форм и методов управления им в учебном процессе. Главная задача мотивации учения - такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности обучаемого. Но структура профессионально-педагогической мотивации у студентов в процессе подготовки специалиста в профессиональном обучении пока малоизучена.

Стратегия современной системы профессионального образования, состоит в том, чтобы обеспечить: усиление профессиональной мотивации и профессиональной деятельности будущего специалиста, стимулирование творческого потенциала, развитие интеллектуальных, эмоциональных, волевых и духовных качеств.

При изучении и рассмотрении данной темы предметом исследования выступает  мотивационная сфера, профессиональная мотивация  личности студентов на примере самостоятельной  работы  студентов  как факторе  мотивации учебной деятельности. Также  рассмотрены  теоретические аспекты проблемы изучения учебно-профессиональной мотивации  в период обучения,  теоретическая сущность понятия «мотивация», структура, характеристики и функции мотива, классификация мотивов обучения, специфика учебной мотивации студентов в профессиональном обучении, условия для формирования профессиональной  мотивации личности студента и значение  самостоятельной  работы как фактора мотивации учебной деятельности.

Из всего вышеизложенного были поставленные цели и выполнены задачи:

-изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

-изучение социально-психологических особенностей студенческого возраста;

-конкретизировать и обосновать диагностический инструментарий для определения специфики организации самостоятельной работы студентов;

-разработать методические рекомендации по реализации способов стимулирования и мотивации учебной деятельности.

Изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостности личности студента. Изучения учебной мотивации необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив, а также зоны ее ближайшего влияния на развитие каждого студента. В связи с этим результаты проведенного исследования процесса профессиональной мотивации, показали новые процессы взаимосвязи общественного устройства общества и формирования у студентов новых целей и потребностей.

В  работе хотелось привлечь внимание к тому, что в практике  изучение профессиональной мотивации необходимо проводить на разных этапах развития личности студента, так как результат будет разным в зависимости от познавательных и широких социальных мотивов, а также и от уровней; от иерархичности в учебной мотивационной сфере, т.е. подчинению непосредственным побуждений произвольным, осознанным их формам; по гармоничности и согласованности отдельных мотивов между собой; по стабильности и устойчивости положительно окрашенных мотивов; по наличию мотивов ориентированных на длительную временную перспективу; по действенности мотивов и их влияния на поведение и т.д. Все это позволяет оценить зрелость профессиональной мотивационной сферы.

На основе результатов исследования, можно констатировать, что у большинства учащихся и студентов преобладает внутренняя мотивация. Это означает, что все мотивы и все цели перед собой они ставят сами, невзирая на внешние факторы.

Пути становления и особенности мотивации для каждого студента индивидуальны и неповторимы. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями происходит становление профессиональной мотивации студента.

Активизация познавательной деятельности студента без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

В целях разработки и реализации  конкретных рекомендаций по совершенствованию самостоятельной работы необходимо предельно четко выделить уровни ее сформированности и существенные признаки каждого такого уровня. На низком уровне сформированности самостоятельной работы ведущая роль принадлежит внешним побуждениям (необходимость ответа на семинаре, экзамене, угроза плохой отметки или отчисления). На промежуточном уровне основное место занимает широкий круг мотивов актуализированных на занятиях постановкой различных проблем.

Развитие познавательной активности учащихся зависит от обучающего воздействия на него со стороны преподавателя, а также личного опыта самого студента. Источниками познавательной активности могут быть:

-содержание учебного материала;

-процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной активности учащихся;

-резервы личности студента и преподавателя.

Формами проявления познавательной активности на занятии являются:

-самостоятельность;

-индивидуальное творчество.

Условиями формирования познавательной активности являются:

-максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;

-ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся;

-эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.

Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов.

  1. Она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением;
  2. Организацией образовательного процесса;
  3. Субъектными особенностями обучающегося;
  4. Субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу;
  5. Спецификой учебного предмета.

 

Оригинал работы:

Реализация методов мотивации студентов в профессиональном обучении




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*