Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Влияние личности наставника на студентов как средство повышения успеваемости: методический аспект

27.02.2017 1216 2594
Ивенская Татьяна Александровна
Ивенская Татьяна Александровна, преподаватель

Ейский медицинский колледж

Педагогическая деятельность – это такой вид деятельности, на итог которой оказывает воздействие личность наставника. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания детей в решающей степени, в основном, зависит от личности преподавателя, его нравственной позиции, профессионального мастерства и культуры.

К.Д. Ушинский отмечал, что личность учителя – это плодотворный луч солнца, который невозможно заменить, «…влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

В организации учебно-воспитательного процесса невозможно пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, качества его личности. У одного педагога твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность, н стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и безразличными зрителями. У другого – мягкий, он совершенно не способен потребовать от учащихся элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, а также нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.

Педагогика устанавливает наилучшую форму проявления и развития дисциплины и демократии в воспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Дети добровольно следуют за тем воспитателем, которого они наиболее уважают. В любом ином случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, теряют свой позитивный воспитательный смысл и даже оказывают негативное влияние.

Личность педагога как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса всегда вызывала большой интерес и проявление заботы у представителей психологической и педагогической науки.

Различным исследованиям личность педагога подвергалась в трудах таких известных отечественных ученых, как Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, В.С. Мерлинг, В.Д. Небылицын, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.Я. Никонова, Н.А. Аминова, С.К. Кондратьев, Л.М. Митина, И.А. Зимняя и многих других.

Актуальностьпроблемы исследования проявляется в повышении интереса к личности педагога, к его индивидуально-психологическим особенностям, педагогическому мастерству и профессионализму. В постоянно меняющемся мире профессий, общее количество которых несколько десятков тысяч, профессия учителя (педагога) остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав постоянно меняются.

Объект исследования: личность наставника.

Предмет исследования: влияние личности наставника на студентов как средство повышения уровня успеваемости.

Цель исследования: изучить влияние личности наставника на студентов как средство повышения уровня успеваемости.

Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:

  1. На основе теоретического анализа литературы раскрыть современное содержание понятия «личность наставника»;
  2. Определить актуальные качества личности наставника, влияющие на повышение уровня успеваемости.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, анализ, синтез, обобщение.

В структуре индивидуальных личностных качеств педагога выделяют следующие: душевную чуткость; чувство деликатности; чувство юмора; проявление интуиции.

Тем не менее, каждое из выделенных личностных качеств педагога имеет свою сложную структуру. Душевная чуткость предполагает доброту, гуманность, умение проникать в настроение обучаемого, в его перцептивные способности, видеть его трудности в учении, а также вовремя подоспеть к нему на помощь.

Душевная чуткость педагога проявляется и в его умении поддерживать эмоциональный фон в процессе общения с обучаемыми, в умении сопереживать и с этой целью предугадывать соответствующие ситуации.

Чувство деликатности педагога выражается как в его доброжелательном отношении к обучаемым, так и в его требовательности.

Чувство юмора педагога основывается на его способности поддерживать эмоциональное состояние личности, на умении вдохновлять личность на самосовершенствование. Но юмор может включать и отрицательный аспект. Нездоровый юмор (своего рода насмешка) унижает, оскорбляет, а иногда и «убивает» человека.

Наконец, чувство интуиции (запас нереализованных ранее или неосознанных впечатлений) проявляется в умении педагога экстраполировать поведение обучаемого не только в сложившейся либо прогнозируемой ситуации, но и в абсолютно непредвиденной.

Таким образом, сфера влияния личности учителя охватывает интеллектуальную, эмоциональную, действенно-волевую стороны восприятия учеников. Устойчивая профессионально-педагогическая направленность личности педагога отражается в его морально-этическом отношении к своей профессии, во всем характере его педагогической и воспитательной деятельности. Это в большой степени определяет успех его деятельности, удовлетворенности работой и общением с детьми. Успешное выполнение профессиональных обязанностей требует от учителя определенных педагогических способностей, навыков и умений. Общие способности, особенности памяти, внимания, мыслительной деятельности, воображения, силы воли превращаются в способности педагогические. Кроме того, учителю необходимы организаторские способности, умение понимать других людей, проникаться внутренним миром детей, сопереживать в в радости и в беде, передавать свои знания в доступной форме своим ученикам.

Эти качества должны формироваться у будущего учителя ещё в период обучения в вузе, в процессе общественной деятельности. Педагогические умения и навыки являются необходимым условием реализации социально-педагогических и методических функций учителя.

Чувство такта проявляется в следующих личностных качествах (умениях) педагога:

  • быть требовательным, но при этом не вызывать у обучаемых отчужденность;
  • уметь поощрять (хвалить) обучаемых, но при этом не быть слишком добрым;
  • быть добрым, но без слабости (не добреньким);
  • быть строгим, но не придираться;
  • владеть чувством причастности, но не подменять обязанности обучаемого;
  • уметь прогнозировать эмоциональный отклик у обучаемых, но не игнорировать при этом нацеленность их на преодоление трудностей;
  • быть внимательным к обучаемому, но при этом соблюдать чувство меры.

Чувство такта, как правило, проявляется в тесной связи с чувством деликатности.

Чувство меры помогает педагогу видеть изменения, которые происходят в личности под влиянием различных воздействий. Педагог способен предвидеть и диагностировать интеллектуальное развитие обучаемого и формируемые ценностные (моральные) ориентации.

Чувство причастности проявляется в том, что педагог предполагает реакцию обучаемых на свои действия. Это чувство органически связано с чувством эмпатии.

Чувство ориентира позволяет педагогу постоянно опираться на возможности обучаемых, учитывать их умения и навыки и владеть способами перевода их на более высокий уровень развития.

Одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества педагога. Личность учителя в воспитательном процессе занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние. Учитель – не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования и воспитания может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

 

Оригинал работы:

Влияние личности наставника на студентов как средство повышения успеваемости: методический аспект




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*