Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПедагогическая деятельность – это такой вид деятельности, на итог которой оказывает воздействие личность наставника. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания детей в решающей степени, в основном, зависит от личности преподавателя, его нравственной позиции, профессионального мастерства и культуры.
К.Д. Ушинский отмечал, что личность учителя – это плодотворный луч солнца, который невозможно заменить, «…влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
В организации учебно-воспитательного процесса невозможно пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, качества его личности. У одного педагога твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность, н стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и безразличными зрителями. У другого – мягкий, он совершенно не способен потребовать от учащихся элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, а также нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.
Педагогика устанавливает наилучшую форму проявления и развития дисциплины и демократии в воспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Дети добровольно следуют за тем воспитателем, которого они наиболее уважают. В любом ином случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, теряют свой позитивный воспитательный смысл и даже оказывают негативное влияние.
Личность педагога как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса всегда вызывала большой интерес и проявление заботы у представителей психологической и педагогической науки.
Различным исследованиям личность педагога подвергалась в трудах таких известных отечественных ученых, как Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, В.С. Мерлинг, В.Д. Небылицын, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.Я. Никонова, Н.А. Аминова, С.К. Кондратьев, Л.М. Митина, И.А. Зимняя и многих других.
Актуальностьпроблемы исследования проявляется в повышении интереса к личности педагога, к его индивидуально-психологическим особенностям, педагогическому мастерству и профессионализму. В постоянно меняющемся мире профессий, общее количество которых несколько десятков тысяч, профессия учителя (педагога) остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав постоянно меняются.
Объект исследования: личность наставника.
Предмет исследования: влияние личности наставника на студентов как средство повышения уровня успеваемости.
Цель исследования: изучить влияние личности наставника на студентов как средство повышения уровня успеваемости.
Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, анализ, синтез, обобщение.
В структуре индивидуальных личностных качеств педагога выделяют следующие: душевную чуткость; чувство деликатности; чувство юмора; проявление интуиции.
Тем не менее, каждое из выделенных личностных качеств педагога имеет свою сложную структуру. Душевная чуткость предполагает доброту, гуманность, умение проникать в настроение обучаемого, в его перцептивные способности, видеть его трудности в учении, а также вовремя подоспеть к нему на помощь.
Душевная чуткость педагога проявляется и в его умении поддерживать эмоциональный фон в процессе общения с обучаемыми, в умении сопереживать и с этой целью предугадывать соответствующие ситуации.
Чувство деликатности педагога выражается как в его доброжелательном отношении к обучаемым, так и в его требовательности.
Чувство юмора педагога основывается на его способности поддерживать эмоциональное состояние личности, на умении вдохновлять личность на самосовершенствование. Но юмор может включать и отрицательный аспект. Нездоровый юмор (своего рода насмешка) унижает, оскорбляет, а иногда и «убивает» человека.
Наконец, чувство интуиции (запас нереализованных ранее или неосознанных впечатлений) проявляется в умении педагога экстраполировать поведение обучаемого не только в сложившейся либо прогнозируемой ситуации, но и в абсолютно непредвиденной.
Таким образом, сфера влияния личности учителя охватывает интеллектуальную, эмоциональную, действенно-волевую стороны восприятия учеников. Устойчивая профессионально-педагогическая направленность личности педагога отражается в его морально-этическом отношении к своей профессии, во всем характере его педагогической и воспитательной деятельности. Это в большой степени определяет успех его деятельности, удовлетворенности работой и общением с детьми. Успешное выполнение профессиональных обязанностей требует от учителя определенных педагогических способностей, навыков и умений. Общие способности, особенности памяти, внимания, мыслительной деятельности, воображения, силы воли превращаются в способности педагогические. Кроме того, учителю необходимы организаторские способности, умение понимать других людей, проникаться внутренним миром детей, сопереживать в в радости и в беде, передавать свои знания в доступной форме своим ученикам.
Эти качества должны формироваться у будущего учителя ещё в период обучения в вузе, в процессе общественной деятельности. Педагогические умения и навыки являются необходимым условием реализации социально-педагогических и методических функций учителя.
Чувство такта проявляется в следующих личностных качествах (умениях) педагога:
Чувство такта, как правило, проявляется в тесной связи с чувством деликатности.
Чувство меры помогает педагогу видеть изменения, которые происходят в личности под влиянием различных воздействий. Педагог способен предвидеть и диагностировать интеллектуальное развитие обучаемого и формируемые ценностные (моральные) ориентации.
Чувство причастности проявляется в том, что педагог предполагает реакцию обучаемых на свои действия. Это чувство органически связано с чувством эмпатии.
Чувство ориентира позволяет педагогу постоянно опираться на возможности обучаемых, учитывать их умения и навыки и владеть способами перевода их на более высокий уровень развития.
Одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества педагога. Личность учителя в воспитательном процессе занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние. Учитель – не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования и воспитания может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Оригинал работы:
Влияние личности наставника на студентов как средство повышения успеваемости: методический аспект
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.