Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль художественного слова на занятиях по психологии в профессиональном становлении студентов

27.02.2017 273 412
Анфёрова Галина Ивановна
Анфёрова Галина Ивановна, преподаватель

Шадринский филиал ГБПОУ "Курганский базовый медицинский колледж"

«Настоящая литература –

это не то, что ты читаешь,

а то, что ты видишь».

В. В. Набоков

 

 

Специфика подготовки среднего медицинского персонала состоит в том, что молодым людям, не имеющим достаточного социального опыта, в короткий срок нужно дать хорошую профессиональную и психологическую подготовку в сочетании с развитием таких нравственных качеств, как милосердие, эмпатия (способность к сопереживанию), толерантность, деонтологическая грамотность.

Лимит времени на теоретический и практический курс по психологии заставил искать наиболее эффективные методы преподавания для активизации деятельности наших студентов. Заинтересованность учащихся лекцией, эффективность и прочность усвоения материала во многом зависят от аргументированности и иллюстративности его изложения.

Большие возможности для усиления воздействия на студентов в ходе занятия по психологии дает использование художественного слова. Это особенно актуально в рамках проходящего года литературы.

На протяжении всей мировой культуры психология теснейшим образом была взаимосвязана с литературой и искусством. Многие произведения поэзии, прозы и других видов художественного творчества пронизаны психологическими мыслями, фактами, отражают психологические особенности окружающего мира, позволяют выразить мысль наиболее ярко и точно.

Писатели, облекая факты и впечатления в красивую языковую форму, являются прекрасными иллюстраторами психологического материала. Поэтому использование художественного слова на занятиях по психологии, его адаптация к изучаемой теме на ярких примерах подтверждает ее актуальность и важность, усиливает эмоциональное воздействие на учащихся, пробуждает у них познавательный интерес; а также активизирует учебную деятельность студентов с учетом их возрастных психологических особенностей - ведь в юношеском возрасте сильны процессы представления и воображения, а мышление происходит не столько абстрактными категориями, сколько живыми представлениями.

Удачно подобранный для примера литературный образ помогает лучше понять изученную психологическую тему, глубже раскрыть суть изучаемых процессов или явлений.

В своей работе я использую различные литературные источники: сказки, мифы, притчи, поэтическое слово, отрывки из прозы современных авторов и классиков, юмор, поговорки и афоризмы, высказывания выдающихся исторических личностей.

Начиная психологический курс, мы разбираем миф о Психее – о странствии человеческой души в поисках себя; в теме «Память» - миф о Мнемозине (богине памяти); рассказывая об «эффекте плацебо» - сказку «Наговорная водица», притчу «Бабочка». Тема «Темперамент» иллюстрируется отрывками из пьесы Н. А. Островского «Женитьба Бальзаминова», рассказом А. П. Чехова «Смерть чиновника». Типы акцентуаций характера и свойства характера студенты определяют по произведению Н. В. Гоголя «Мертвые души». Обладают психологической направленностью, юмором произведения чешского писателя Карела Чапека – рассказы «Поэт», «История режиссера Калины»,  «Эксперимент профессора Роусса», используемые в темах «Память», «Личность», «Общение».

Способность понимать и принимать юмор – показатель здоровой психики, поэтому, изучая нарушения внимания, студенты определяют виды рассеянности у героев художественных произведений – Паганеля из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта», подходят с юмором к герою С. Я. Маршака «Человек рассеянный», определяя у него подлинную рассеянность, т.е. психические нарушения.

В преподавании психологии (как общей, так социальной и медицинской) особенно помогают произведения писателей-врачей В. В. Вересаева, М. А. Булгакова, и особенно А. П. Чехова. Это рассказы «Лошадиная фамилия» (тема «Память»), «Смерть чиновника» («Темперамент»), «Флейта и контрабас» («Конфликт») и др.

В произведениях указанных авторов есть образные профессиональные описания симптомов болезней, психических процессов и состояний, психологии пациента и медицинского работника.

В произведении А. П. Чехова «Тиф» описаны психические нарушения ощущений и восприятий при инфекционном заболевании; в рассказе «Черный монах» описаны зрительные и слуховые галлюцинации.

Студентам даются задания прочитать и отметить психические нарушения, обосновать ответ, приведя выдержки из текста. Студенты охотно анализируют, дискутируют, вспоминают аналогичные ситуации из повседневной жизни. У них возникают вопросы, они начинают свободно высказываться, у некоторых возникает желание прочесть произведение, из которого взят отрывок.

Автобиографическая повесть австралийского писателя Алана Маршалла «Я умею прыгать через лужи» документально передает не только симптомы периферического паралича в результате перенесенного в детстве полиомиелита, но и всю гамму переживаний ребенка-инвалида.

При изучении «Медицинской психологии» делается ссылка на отрывки из произведений М. А. Булгакова «Собачье сердце», «Полотенце с петухами» и А. И. Солженицына «Раковый корпус», где дается анализ переживаний и поведения врачей и пациентов, оказавшихся в сложных профессиональных и жизненных условиях.

Конечно, литературные тексты обладают различным познавательным и эмоциональным потенциалом, но все они влияют на формирование нравственно-этических сторон личности и на воспитание профессиональной этики будущих медработников – гуманность, участливость, чуткость, внимательность, толерантность, эмпатию; заставляют задуматься о вечных ценностях – любви, великодушии, чувстве долга.

В профессиональном образовании наблюдается такое явление, которое называют «гуманитарным голоданием». Лишь незначительная часть учащихся знакома с классическими и современными произведениями, и в связи с этим при выборе художественного текста, разработке перечня заданий следует учитывать факт отсутствия начитанности у студентов. Поэтому возможности художественной литературы огромны и заключаются не только в расширении кругозора, развитии интереса как к психологии, так и к самой литературе, но и в осмыслении ценностных и нравственных ориентиров будущих медиков, выступая не только как социально-психологический, но и диагностический тренажер. В беседах и опросах сами студенты признают художественное слово важным источником пополнения знаний.

Можно выделить следующие методы, используемые в работе с литературно-художественным материалом в процессе обучения:

-Ознакомительный, иллюстративный метод (чтение произведения полностью или по фрагментам, просмотр отрывков из художественных и телевизионных фильмов): «Интерны» - тема «Конфликт», «Женитьба Бальзаминова» - тема «Темперамент», и другие.

-Самостоятельная работа студентов с художественными произведениями (подбор фрагментов текста или цитат по темам, обсуждение, разыгрывание фрагментов по ролям, просмотр видеофрагментов): А. П. Чехов – «Флейта и контрабас» - тема «Конфликт», Ф. И. Кони - тема «Темперамент», и другие.

-Творческие методы (рисунки-ассоциации «Образ ''Я''», сочинение стихов, создание плакатов, социальных роликов по теме).

Приемы работы с литературными текстами разнообразны: отрывки можно использовать на уроке, в домашнем задании, во внеклассной работе.

Особо важное значение имеет художественный образ при изучении нового материала: при постановке цели занятия, при создании проблемной ситуации можно дать небольшой отрывок и сформулировать проблемный вопрос; по мере изучения нового материала – проиллюстрировать его яркими примерами.

Изначально тексты подбирались и использовались именно с позиции иллюстративности (сказки, мифы), а затем круг цитируемых произведений и авторов расширился и используется более вариативно.

Таким образом, включение литературно-художественного материала в содержание дисциплины «Психология» способствует усилению мотивации студентов к изучению предмета, углубляет теоретические знания, показывает связь психологии как с обыденными жизненными явлениями, так и с профессиональной деятельностью; развивает речь, мышление, творческое воображение и воспитывает художественный вкус, расширяет кругозор; а также способствует воспитанию профессионально необходимых чувств сострадания, сопереживания, умения дать другим эмоциональную поддержку, т.е. вносит свой вклад в процесс формирования будущего специалиста.

 

Оригинал работы:

Роль художественного слова на занятиях по психологии в профессиональном становлении студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*