Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Новые подходы в использовании ИКТ на учебных занятиях по химии

04.04.2012 1256 3672
Варламова Ольга Юрьевна
Варламова Ольга Юрьевна, преподаватель

Самарский медицинский колледж им. Н.Ляпиной

В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится на личностно-ориентированное обучение, происходит переход от усвоения знаний на формирование компетентностей. Тем не менее, учебное занятие было и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность обучающихся в значительной мере сосредоточена именно на учебном занятии. Качество подготовки обучающихся определяется содержанием образования, технологиями проведения учебного занятия, его организационной и практической направленностью, его атмосферой. Поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе [1].


Более подробно хотелось бы остановиться на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ).


Основные цели использования информационных технологий:

1. Развитие личности обучающегося, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:

- развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

- развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

- подготовка обучающихся средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.

3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:

- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;

- выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.


Химия занимает особое место среди дисциплин, необходимых обучающимся для дальнейшего овладения избранной специальностью медицинского профиля. Она создает у студентов представление о научной картине мира, показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их особую нравственную ценность, формирует творческие способности, научное мировоззрение. Как учебная дисциплина химия способствует воспитанию высоконравственной личности, что может быть достигнуто только при условии сформированности у учащихся интереса к получению знаний.


Химия – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Успешно овладеть даже базовым курсом химии нелегко. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы включить каждого обучающегося в активную деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей. Помочь в реализации данной задачи может применение информационных технологий. 


В изучении курса химии выделяют несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

  • наглядное представление объектов и явлений микромира;
  • изучение производств химических продуктов;
  • моделирование химического эксперимента и химических реакций;
  • система тестового контроля [2].

Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только преподаватель может проверить знания обучающегося, используя систему тестирования, но и сам студент может контролировать степень усвоения материала.


Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор студента и облегчает понимание сути химических производств. Но самое главное достоинство компьютерного проектирования на учебных занятиях по химии – его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучающегося [3].


Использование ИКТ на учебном занятии должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью веления времени. К информационным технологиям я обращаюсь лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения.


Методическая тема 2011 – 2012 учебного года в ГБОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»: «Интерактивные формы обучения как основа компетентностно-ориентированного образования». Одна из задач, которую коллектив решает в этом учебном году - формирование ИКТ – компетентности как умения работать с информацией, представленной в электронном виде.


Интерактивные формы обучения все чаще используются преподавателями колледжа на учебных занятиях по химии. Среди них как уже ставшие традиционными занятия с использованием  электронных презентаций и интерактивной доски, так и новые формы, представленные в таблице:

 

Формы деятельности

Критерии оценки

Общие компетенции

Интернет-конференция

1. Владение ИКТ.

2. Грамотное выражение своего мнения.

ОК 4. Поиск, извлечение и первичная обработка информации.

Виртуальная лаборатория

1. Владение ИКТ.

2. Поиск путей решения задач.

3. Грамотное выражение своего мнения.

ОК 6. Работа в малой группе. Эффективное общение: письменная коммуникация.

Тренинговые системы

1. Владение ИКТ.

2. Поиск путей решения задач.

 

ОК 2. Планирование деятельности, ресурсов. Определение методов решения задач.

Дистанционное обучение

1. Владение ИКТ.

2.Умение выделять проблему.

 

ОК 4. Поиск, извлечение и первичная обработка информации.

Интернет- консультации

1. Владение ИКТ.

2. Умение выделять проблему.

3. Грамотное выражение своего мнения.

ОК 8. Оценка собственного продвижения.

 

Среди представленных новых форм некоторые уже успешно применяются преподавателями на учебных и внеаудиторных занятиях. Например, при проведении недели цикловых методических комиссий гуманитарных и естественно-научных дисциплин преподавателями проводилась интернет-конференция «Что мы знаем о М.В. Ломоносове». Вопросы конференции были размещены на сайте колледжа и в течение нескольких дней обучающиеся 1-го курса могли отвечать на вопросы викторины и присылать ответы в электронный ящик преподавателя. Итоги интернет – конференции были также размещены на сайте колледжа.


Виртуальная химическая лаборатория тоже как одна из новых форм совместной деятельности студентов и преподавателя, в которой последний координирует работу студентов.


В последние годы большое внимание уделяется дистанционному обучению. Не секрет, что среди студентов, особенно 1-х курсов часто возникает проблема пропуска учебных занятий по разным причинам. Тогда на помощь обучающемуся может придти размещение электронной версии УМК по дисциплине (или отдельным темам) на сайте колледжа в предметной папке «Химия». Вся тема разбита на несколько блоков:

  1. Краткая (тезисная) информация по конкретной теме.
  2. Химический глоссарий.
  3. Практическая (виртуальная) работа.
  4. Самостоятельная работа.
  5. Проверка знаний по теме (тест).

При использовании электронного УМК преподаватель решает многие проблемы, главная из которых – неуспеваемость студента. Выполняя предложенные практические (виртуальные), самостоятельные и тестовые задания обучающийся присылает ответы на электронную почту преподавателя и получает оценки за выполненные им работы.


Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении  определило важный принцип обучения - принцип индивидуализации. Каждый  обучающийся следует индивидуальному ритму обучения, со своим, именно ему  необходимым уровнем помощи, темпом работы, с заданной глубиной изучаемого материала. Целостность учебного процесса при этом не нарушается. Через индивидуализацию обучения с помощью информационных технологий осуществляется переход к его дифференциации. Также при эффективном использовании информационных технологий происходят изменения мотивации у обучающихся. Целесообразность  использования ИКТ - технологий в образовательном процессе определяется и тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы, как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучающихся, индивидуальный подход к обучению.

У современных форм проведения учебных занятий есть много сторонников, но не меньше противников. В защиту представленных мною форм хотелось бы сказать следующее: мы должны идти в ногу со временем и говорить на одном языке с нашими обучающимися, и ИКТ - технологии помогают в этом. Ведь как сказал академик Сахаров: «Сама техника не может быть опасна или не опасна. Все зависит от целей человека, который с ней работает» [4].


Литература:

1. Рамазанова Д.Н., Демин А.В., Стороженко Т.П., КубГУ, Краснодар, 2003..

2. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4737/Itemid,118

3. http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/informatsionno-kommunikatsionnye-tekhnologii-na-urokakh-khimii

4. Панина Т.С., Дочкин С.А., Клецов Ю.В. ГОУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*