Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

В год экологии (2017) особенное экологическое образование и воспитание подрастающего поколения на уроках Экологии в разделе «Человек и его здоровье»

20.02.2017 607 1336
Фетюхина Валентина Павловна
Фетюхина Валентина Павловна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Роль раздела «Человек и его здоровье» в экологическом образовании студентов до последнего времени недооценивалась. Между тем именно на человека, его здоровье и благополучие наибольшее влияние оказывает сложившаяся экологическая ситуация. Традиционная проблема охраны природы переросла сегодня в более широкую проблему охраны окружающей человека среды. В связи с этим данный раздел приобретает особую значимость в экологическом образовании обучающихся, и усовершенствованная программа по биологии предусматривает расширение экологических знаний в его содержании.

Экологическое содержание раздела должно рассматриваться с общебиологических позиций. Центральными в данном случае являются положения о целостности организма человека и его связи с окружающей средой. Идеи целостности и взаимосвязи живых организмов со средой рассматриваются при изучении разделов «Растения» и «Животные», и это создает основу для их углубления на примере человека. При этом важно показать, что для человека взаимосвязь с окружающей средой принципиально иная, чем для всех других живых организмов. Это объясняется его биосоциальной сущностью.

Человек неотделим от природы, и в процессе эволюции у него сформировались определенные механизмы биологической адаптации в окружающей среде. Однако в отличие oт всех других организмов он не только адаптируется, но и в процессе своем трудовой деятельности активно изменяет среду в соответствии с потребностями. Если при этом человек не учитывает экологические закономерности, то возникают нарушения природного равновесия, негативные изменения факторов среды, что отрицательно сказывается на здоровье самого же человека. В условиях быстрого и интенсивного изменения среды обитания, происходящего в эпоху НТР, адаптационные возможности организма человека оказываются не всегда достаточными.

Неблагоприятные изменения природной среды, такие, например, как загрязнение (химическое, радиоактивное, пылевое, шумовое), часто приводят к перенапряжениям защитных функций организма. В связи с этим в настоящее время среди жителей развитых промышленных стран широко распространились стрессовые состояния, аллергические, сердечно-сосудистые, онкологические заболевания, болезни органов дыхания. Эти заболевания сейчас принято называть болезнями цивилизации.

Чем интенсивнее изменения окружающей среды, тем больше напряжение адаптационных механизмов организма человека. Следовательно, в сохранении здоровья людей наибольшую роль играют сегодня не биологические, а экологические и социальные механизмы его регулирования. Необходимо создавать такое качество среды обитания, к которому организм может легко адаптироваться.

В данном разделе биологии преподаватель должен показать сложность взаимодействия человека и окружающей среды, основанную на его социальной природе; сформировать ответственное отношение студентов к своему здоровью и к окружающей среде на основе знаний об анатомии, физиологии и гигиене человека, о процессах происходящих в природе под влиянием его деятельности; убедить обучающихся в необходимости экологических знаний для каждого человека независимо от сферы его деятельности.

Для раскрытия взаимодействия человека и среды его обитания используются как экологические, так и гигиенические понятия курса. Такими понятиями являются: сохранение и укрепление здоровья человека, адаптация, экологическое качество окружающей среды, образ жизни человека.

Необходимо отметить, что эти понятия являются междисциплинарными. Для их раскрытия требуется привлечение знаний, полученных студентам при изучении курса химии (загрязнение природной среды, пути его предотвращения), географии (влияние природы на условия жизни людей, окружающая среда и здоровье населения), основ Российского государства и права (ответственность за нарушение правил охраны природы), физической культуры (влияние занятий физкультурой и спортом на организм). На основе синтеза междисциплинарных знаний обеспечивается осознание студентами комплексности проблемы здоровья.

Рассмотрим кратко содержание и методику изучения основных экологических понятий в разделе «Человек и его здоровье».

Осуществляя преемственную связь данного курса с разделами «Растения» и «Животные», преподаватель на вводном уроке привлекает внимание обучающихся к проблеме окружающей среды. Предлагает им вспомнить и дать определение понятия «среда обитания», охарактеризовать факторы внешней среды. В ходе беседы выясняется, что на человека действуют те же факторы среды, что и на другие организмы. Однако эти факторы изменяются под влиянием деятельности человека. Он создает себе жилище, одежду и т. п. Преподаватель подводит студентов к выведу о том, что окружающую человека среду состав­ляют вместе с природными и социаль­ные факторы (образ жизни, идеология, культура).

Рассматривая взаимосвязь человека и ок­ружающей среды, преподаватель предлагает студентам выполнить следующее задание: используя знания из разделов «Растения» и «Животные», укажите, почему в на­стоящее время человечество обеспокоено состоянием окружающей среды. Какие ее изменения возникают в связи с деятель­ностью человека? Как они влияют на здоровье человека?

Выполняя это и другие подобные зада­ния, студенты знакомятся с ролью и ме­стом человека в природе, выделяют фак­торы, ослабляющие здоровье и укреп­ляющие его. В ходе беседы формули­руется определение понятия «здоровье человека» как состояние полного физиче­ского, психического и социального благо­получия.

Преподаватель раскрывает значение научных знаний о строении, жизнедеятельности и гигиене человека для сохранения и ук­репления здоровья, необходимость овла­дения этими знаниями, приобретения ги­гиенических навыков. Подчеркивает личную ответственность каждого за свое здоровье, обращает внимание студентов на то, что в современном обществе здоровье че­ловека является не только личной, но и социальной ценностью; знакомит обучающихся с системой государственных меро­приятий — медико-профилактических, со­циально-экономических и природоохран­ных, направленных на улучшение жизни и здоровья людей в нашей стране. Бо­лее подробно суть этих мероприятий мож­но раскрыть при изучении вопросов борьбы с инфекционными болезнями (охрана воз­душной среды, обеспечение санитарно-гигиенических норм в быту и на произ­водстве), рационального питания (обеспе­чение населения полноценными пищевыми продуктами) и т. д. А при изучении во­просов профилактики нервно-психических расстройств необходимо показать влияние социально-политической среды и экономи­ческой структуры общества на уровень жизни и здоровье людей.

На этом же вводном уроке можно на­чать формирование понятия «адаптация». Рассматривая взаимосвязь организма и среды, преподаватель рассказывает о приспособ­лении (адаптации) физиологических про­цессов к определенным условиям окру­жающей среды. Для конкретизации этого понятия предлагаю обучающимся ре­шить следующую познавательную задачу: «В первое время пребывания на поляр­ных исследовательских станциях люди ста­раются одеться как можно теплее; в дальнейшем полярники перестают одевать «лишнюю» одежду. При подъеме в горы у человека учащается сердцебиение, но спустя некоторое время интенсивность переноса кровью кислорода постепенно увеличивается и сердцебиение нормали­зуется. Объясните причины названных яв­лений. Какое свойство организма лежит в их основе? Приведите другие примеры».

Говоря об адаптационных возможностях человека, следует объяснить студентам, что развить способность к адаптации мож­но также систематическим закаливанием, гимнастикой. Однако адаптационные воз­можности человека не безграничны, и по­этому значительные нарушения экологиче­ского качества окружающей среды могут привести к их перенапряжению, вызвать заболевание.

Влияние негативных изменений окру­жающей среды на человека подробно рассматривается при изучении отдель­ных систем органов.

Так, при изучении внутренней среды организма обосновывается значение ее от­носительного постоянства, затем студентам сообщаются следующие сведения: в по­следнее время появились исследова­ния, показывающие, что у людей, живу­щих в условиях загрязнения среды, кровь содержит различные, обычно не свойст­венные ей химические элементы. Напри­мер, концентрация в крови мышьяка, хро­ма, цинка, свинца, меди и ряда других элементов (всего около 30) прямо про­порциональна их содержанию в окружаю­щей среде (пище, воде, воздухе). В ходе беседы  со студентами обсуждается вопрос о влиянии загрязнения на здоровье чело­века.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

В год экологии (2017) особенное экологическое образование и воспитание подрастающего поколения на уроках Экологии в разделе «Человек и его здоровье»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*