Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Содержание комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебной дисциплине

13.02.2017 423 609
Терёхина Роза Павловна
Терёхина Роза Павловна, преподаватель

Кадомский технологический техникум

Для создания совершенного комплексного учебно-методического обеспечения знание его компонентного состава имеет важное значение во многих отношениях. Объективно установленный состав комплексного учебно-методического обеспечения позволяет понять структурное строение такого обеспечения, более полно вы­явить и систематизировать его содержание и сформулировать требо­вания к его созданию.

Под составом комплексного учебно-методического обеспечения  понимается все те его струк­турные компоненты, из которых оно слагается как целое, необходи­мое и достаточное для проектирования и качественной реализации образовательного процесса по учебным дисциплинам и специально­стям.

Чтобы глубже понять проблему и объективно выявить весь состав комплексного учебно-методического обеспечения образова­тельного процесса, важно определить подход к решению данного во­проса. С этой целью надо рассмотреть образовательный процесс как объект комплексного учебно-методического обеспечения и опреде­литься в том, что следует взять в качестве исходной основы для уста­новления компонентного состава такого обеспечения.

В данном случае необходимо знать, что представляет собой  образова­тельный процесс как объект комплексного учебно-методического обеспечения.

Ученые-педагоги обычно рассматривают образовательный процесс как статическую модель, включающую следующие компоненты: цель, содержание образования, методы, средства и орга­низационные формы обучения. Но реальный образовательный про­цесс не статичное состояние, а проходит в динамике и в современной дидактике понимается как взаимодействие деятельности и педаго­гов, и обучаемых, направленное на достижение учебных целей, задач обучения, воспитания и развития, на формирование знаний, умений, навыков.

Деятельность педагога и деятельность обучаемых являются главными составляющими реаль­ного образовательного процесса, они и выступают в нем в качестве объектов комплексного учебно-методического обеспечения. При та­ком понимании образовательного процесса в нем необходимо ком­плексно обеспечивать дидактическую деятельность педагога и учеб­но-познавательную деятельность студентов. Комплексное учебно-методическое обеспечение востребуется деятельностью педагога и используется им для решения профессиональных задач при проекти­ровании образовательного процесса и его реализации. Поэтому для установления и обоснования всего состава комплексного обеспече­ния следует исходить из самой деятельности педагога.

Для решения вопроса о составе комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса необ­ходимо использовать деятельностный подход, позволяющий с пози­ций деятельности педагога объективно выявить и установить все со­ставные компоненты комплексного обеспечения. Такой подход предполагает проведение структурно-функционального анализа дея­тельности педагога с тем, чтобы выявить всю совокупность решае­мых им профессионально-типовых задач при проектировании и реа­лизации образовательного процесса и, исходя из них, установить весь компонентный состав комплексного учебно-методического обеспече­ния, предназначенного для решения таких задач.

В соответствии с изложенными выше положениями проведем анализ деятельности педагога в пределах учебного занятия (урока), в котором в миниатюре отражается весь образовательный процесс как таковой и реализуется деятельность педагога в ее полном завершен­ном дидактическом цикле. Для этого обратимся к используемому отечественной психологией подходом к анализу трудовой деятельно­сти и пониманием ее структурного строения.

Профессиональная деятельность педагога, являясь одним из конкретных видов трудовой деятельности, связана с подготовкой к учебным занятиям и их проведением и характеризуется свойствен­ным ей специфическим типом структуры. В ней всегда три сменяющих друг друга этапа: подготовительный, основной, заключительный!

Функциональное назначение подготовительного этапа деятельности педагога состоит в проектировании им содержания и целей образовательного процесса, его результатов и технологии их достижения на предстоящем учебном занятии. На подготовительном этапе деятельности педагог последовательно решает следующие профес­сионально-типовые задачи: определяет содержание образования для данного учебного занятия; осмысливает и конкретизирует цели обу­чения, воспитания и развития, которые необходимо достичь на этом учебном занятии; структурирует содержание образования, выделяет в нем основные дидактические единицы учебной информации, подле­жащие усвоению; устанавливает уровни усвоения каждой дидактиче­ской единицы; составляет план проведения учебного занятия; подго­тавливает необходимое материально-техническое оснащение образо­вательного процесса.

Для решения этих задач педагогу необходима нормативная и учебно-методическая документация (государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, учебная программа, календарно-тематический план и др.). Такая документа­ция востребуется деятельностью педагога при проектировании им образовательного процесса и является составным компонентом ком­плексного учебно-методического обеспечения.

Второй этап деятельности следует рассматривать как основ­ной. Его функциональное назначение состоит в реализации содержа­ния образования, целей обучения, воспитания и развития студентов, формирования у них знаний, умений, навыков. На этом этапе дея­тельности задачи педагога заключаются в том, чтобы сообщить сту­дентам учебную информацию, организовать их учебно-познавательную деятельность   и обеспечить усвоение ими всех основных дидактических единиц учебной информации на необходимых уровнях, установленных при проектировании результатов образова­тельного процесса.

Для решения этих задач необходимы средства обучения, представляющие, по определению доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Семушиной, совокупность предметов, которые за­ключают в себе учебную информацию или выполняют тренирующие функции и предназначены для формирования у учащихся знаний, умений и навыков, управления их познавательной и практической деятельностью, всестороннего развития и воспитания. При этом подразумевается не замена функций педагога определенным на­бором средств обучения, а их корректное дополнение для расширения возможностей педагога по реализации содержания образования, це­лей обучения, воспитания и развития студентов.

Под средствами обучения понимаются не только «материаль­ные объекты, предметы», но и «слово педагога». Именно оно, отмеча­ет доктор педагогических наук, профессор Л.Я. Зорина, «пронизывает весь дидактический цикл процесса обучения», «выступает главным источником информации» при проведении учебных занятий и «увя­зывает воедино все остальные средства обучения».

Средства обучения, так же как и нормативная и учебно-методическая документация, используются педагогом для решения своих профессиональных задач и являются составным компонентом комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Одним из основополагающих условий эффективности любой трудовой деятельности, в том числе и педагогической, является кон­троль ее реализации с целью установления соответствия достигнутых результатов заданным критериям и принятия необходимых решений.

На первом этапе деятельности при проектировании образова­тельного процесса педагог, устанавливая уровни усвоения основных дидактических единиц учебной информации, тем самым устанавлива­ет требования к результатам обучения, которые одновременно высту­пают и в качестве критериев контроля этих результатов.

На втором этапе деятельности в ходе реализации образова­тельного процесса педагог, руководствуясь этими критериями, кон­тролирует и оценивает результаты текущего усвоения студентами содержания образования и на основе конкретной информации об этом вносит (при необходимости) коррективы в свою деятельность и в дея­тельность студентов.

Для обеспечения педагога и студентов своевременной и объ­ективной контрольной информацией о результатах обучения и уче­ния, качестве овладения знаниями, умениями и навыками необходи­мы разнообразные средства контроля (технические средства, тесты и др.).

Средства контроля, так же как и средства обучения и норма­тивная и учебно-методическая документация, востребуются деятель­ностью педагога, используются им для решения своих профессио­нальных задач и являются составным компонентом комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Третий этап дидактической деятельности педагога завершает ее цикл в пределах учебного занятия. Функциональное назначение этого этапа деятельности состоит в получении педагогом совокупной итоговой информации о результатах обучения, сравнении получен­ных результатов с намечавшимися и выводов из этого сравнения на дальнейший период.

На этом этапе деятельности педагог выявляет и сопоставляет фактические уровни усвоения студентами каждой основной дидакти­ческой единицы учебной информации с запланированными при про­ектировании результатами образовательного процесса; оценивает ка­чество сформированных знаний, умений и навыков; анализирует свою деятельность и деятельность студентов.

На основе такого системного анализа результатов обучения и учения, самоанализа своей деятельности и анализа деятельности сту­дентов педагог получает необходимую информацию для проектиро­вания более совершенного очередного «дидактического цикла» обра­зовательного процесса и создания для него более совершенного ком­плексного учебно-методического обеспечения.

Таким образом, на основе приведенного выше структурно-функционального анализа деятельности педагога можно следующим образом охарактеризовать состав комплексного учебно- методического обеспечения образовательного процесса.

Комплексное учебно-методическое обеспечение образова­тельного процесса как целое состоит из трех компонентов, т.е. в пол­ном его составе оно трехкомпонентно. В состав комплексного учеб­но-методического обеспечения в качестве его структурных компо­нентов входят: нормативная и учебно-методическая документа­ция, средства обучения, средства контроля.

В таком составе комплексное учебно-методическое обеспече­ние востребуется дидактической деятельностью педагога и реализу­ется им при подготовке к учебным занятиям и их проведении. Дан­ный состав комплексного учебно-методического обеспечения инва­риантен, поскольку в таком его составе оно необходимо и достаточно для продуктивного решения педагогом всех его профессионально-типовых задач при проектировании и реализации образовательного процесса по любой учебной дисциплине и любой специальности среднего профессионального образования.

 

Оригинал работы:

Содержание комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебной дисциплине 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*