Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Модульная технология обучения

14.02.2017 491 738
Проскурина Елена Анатольевна
Проскурина Елена Анатольевна, преподаватель

Губкинский горно-политехнический колледж

Сущность модульного обучения состоит в том, что студент полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединено: учеб­ное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня це­лостности.

Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит:

-целевой план действий,

-банк информации,

-методическое руководство по достижению дидактических целей.

Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержа­нию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности учащегося.

В сущностных характеристиках модульного обучения заложено его от­личие от других систем обучения.

Во-первых, содержание обучения представляется в законченных само­стоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулиру­ется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения.

Во-вторых, меняется форма общения преподавателя  и студента. Оно осуществляется через модули и личное, индивидуальное общение. Именно моду­ли позволяют перевести обучение на субъект субъектную основу.

В-третьих, студент работает максимум времени самостоятельно, учит­ся планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Преподаватель тоже управляет учебно-познавательной дея­тельностью учащихся через модули и непосредственно, но это сугубо целенаправленное управление.

В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет преподавателю индивидуализировать работу с отдельными студентами.

Общий алгоритм разработки учебного модуля  выглядит следующим образом[1]:

  1. Цель модуля.
  2. Название модуля. Короткое, точное, понятное. В случае затруднений допускается использование подзаголовков.
  3. Краткое резюме содержание модуля, написанное в эвристическом ключе. Примерная лексика: В этом модуле Вы познакомитесь с …. Для того, чтобы…. Ответы на эти вопросы Вы найдете на таких-то страницах. Задания для самоконтроля помогут Вам проверить уровень и качество своих знаний. Правильные ответы - на таких-то страницах.
  4. План модуля. Примерно от трех до восьми пунктов. С короткими пояснениями к ним.
  5. Изложение учебного материала (по небольшим порциям, частям). Примерный объем каждой порции 1-2, реже 3 страницы. Материал излагается простым, понятным языком, так, чтобы для понимания текста не требовалась помощь преподавателя. Все понятия точно определены, приведены в систему.
  6. Задания в тестовой форме к каждой порции модуля.
  7. Развивающие и творческие задания.
  8. Тестовый контроль по всему материалу модуля. В качестве критерия полного усвоения модуля и перехода к изучению другого модуля принимается граница 90 или 100 процентов усвоения, в зависимости от педагогических установок.

При модульной технологии рекомендуется использо­вать несколько правил:

  1. Перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и уме­ний учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю.
  2. При обнаружении пробелов в знаниях учащихся необходимо провес­ти соответствующую коррекцию.
  3. Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самокон­троль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т. д.). Текущий и промежуточ­ный контроль имеют своей целью выявление пробелов в усвоении для их устранения непосредственно в ходе работы.
  4. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, он должен показать уровень усвоения модуля.
  5. Если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материа­ла, необходимо проводить его доработку.

Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять посте­пенно. Хорошо вписываются в модульную систему обучения вся система методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельно­сти обучающихся: работа индивидуальная, в паре, в группах.

Модульное построение курса дает ряд значительных преимуществ и является одним из эффективных путей интенсификации учебно­го процесса, особенно в условиях целевой интенсивной подготов­ки специалистов.

К числу преимуществ данного метода обучения относятся:

-обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними;

-системный подход к построению курса и определению его со­держания;

-гибкость структуры модульного построения курса;

-эффективный контроль за усвоением знаний студентами;

-выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя;

-быстрая дифференциация студентов: различаются «усреднен­ные» группы отличников, успевающих и слабых студентов, вместо которых появляются первый, второй, десятый, сотый и т.д. сту­денты курса;

-при значительном сокращении времени лекций и поиске но­вых форм занятий преподаватель успевает дать студентам необходи­мые знания, навыки и умения в своей предметной области.

Для перехода на модульное обучение необходимо создать определенные условия. Первое условие связано с мотивацией преподавателей.

Второе условие связано с готовностью обучающихся к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности: сформированность минимума знаний и общих учебных умений.

Третье условие - это материальные возможности колледжа в размножении модулей, ибо они только тогда сыграют свою роль, когда каждый обучающийся будет обеспечен этой программой действий.

Термин «модуль» - пришел в педагогику из информатики, где им обозначают конструкцию, применяемую к различным информационным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение. Термин «модуль» — интернациональный. В тезаурусе ЮНЕСКО имеется несколько производных от него: модульный метод, модульная подготовка модульное расписание, модульный подход. Модульный подход обычно трактуется как оформление учебного материала и процедур в виде законченных единиц с учетом атрибутивных характеристик. В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х гг. XX в. и быстро распространилось а англоязычных странах. Сущность его состояла в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководства по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.

Что же понимается под словом «модуль» в теории модульного обучения? Исходя из того что модуль — это относительно самостоятельная часть какой-нибудь, системы, несущая определенную функциональную нагрузку, то в теории обучения это определенная «доза информации или действия», достаточная для формирования тех или иных профессиональных знаний либо навыков будущего специалиста. Учитывая вышеизложенное, можно дать следующее определение модуля.

Обучающий модуль — это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональные аспекты, усвоение которых, должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем. Модуль содержит познавательную и профессиональную характеристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (информационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля. Задача первой — формирование теоретических знаний, функции второй — формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний. В качестве информационных модулей могут быть взяты как целые дисциплины, так и некоторые разделы дисциплин, спецкурсы, факультативы. Деятельностным модулем могут служить лабораторное практикумы и лабораторные работы, спецпрактикумы, , курсовые и дипломные работы. На рис. 1 представлена структурная схема обучающего модуля. Основным его ядром, раскрывающим содержание отдельной темы курса, является информационное обеспечение, реализуемое в ходе учебного процесса в форме лекций, практических и лабораторных занятий, самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Каждый из элементов модуля должен иметь соответствующее программное обеспечение. Завершающим этапом работы должны быть конкретные рекомендации студентам или обучающимся для использования на практических занятиях, при курсовом и дипломном проектировании в вузе или колледже. Предлагаемая структура модуля позволяет в простой и наглядной форме выделить внутри каждого модуля внутренние и внешние связи и на этой основе дать научно обоснованные рекомендации по изучению курса.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Модульная технология обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*