Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Выявление особенности бытования духовных стихов на Вятке

13.02.2017 224 314
Кувшинова Наталия Ильинична
Кувшинова Наталия Ильинична, преподаватель

Кашина Диана Александровна
Кашина Диана Александровна, студентка

Вятский колледж культуры

Среди многообразия жанров русского фольклора особое место занимают духовные стихи. В русской словесности духовные стихи называют «народные песни на религиозные сюжеты». Они тесно связанны с религиозной жизнью, христианским мировоззрением и верой.

Спасение души - это главная цель верующего человечества. Таким образом духовные стихи несут в себе стремление к святости, сердечной чистоте и духовному совершенству. Они играют важную роль в жизни человека, влияют на его понимание веры и осознания смысла существования на земле. Именно духовные стихи дают надежду и веру в будущее и требуют изучения.

Духовный стих — это уникальный по своей художественной и образной ценности комплекс народно-песенных и церковно-певческих произведений, объединенных общностью христианского религиозного содержания. На протяжении многих столетий, начиная с первых веков христианства, на Pycи, а позднее и в России создавалось множество духовных стихов. Духовные стихи повествуют о жизни и подвигах святых, праведников и христианских героев-воинов, о страстях и воскресении Христа, о страданиях Богородицы и других важных для каждого верующего темах.

У истоков создания духовных стихов стояли калики перехожие, представлявшие особую социальную группу, состоявшую из представителей церковного сословия и близких к церкви людей, появившуюся на Руси в X веке после принятия христианства [1].

Духовные стихи исполнялись людьми различных сословий: крестьянами и горожанами, монашествующими. Но были люди, для которых исполнение духовных стихов было профессиональным занятием — это «калики перехожие». Название «калика» происходит от латинского слова caligae — так называлась прочная шипованная обувь, которую носили римские легионеры, а также и паломники. Калики известны с XI века, они были паломниками, часто людьми церковными, исполнявшими духовные песни. О них сообщается, что это были люди богатырской силы, грамотные и часто небедные. Лишь значительно позднее образ калики трансформировался в калеку-нищего, исполняющего былины и духовные стихи и зарабатывавшего таким образом себе на пропитание. Так калеки стали своеобразными преемниками традиции калик [2].

Развитие, распространение духовного стиха фиксируется на разных исторических этапах - начиная от древнерусского средневековья, в котором, как считается, этот жанр зародился, и до настоящего времени. Каждая эпоха имеет свои стилистико-художественные черты, которые оказывали непосредственное влияние на духовные произведения [1].

Время создания духовных стихов на Вятке определяется разными учеными довольно широко: от начала крещения Руси при князе Владимире до XVII в. Источниками сюжетов религиозной народной поэзии служили религиозные книги: Ветхий и Новый заветы, жития святых, «Слова» отцов церкви [6].

Под обобщающим названием «духовный стих» на Вятке фактически следует понимать огромное разнообразие жанров и стилевых разновидностей, обусловленное многогранностью бытового функционирования стиха не только догматическими противоречиями между различными старообрядческими «толками» или социальной неоднородностью «раскола» и его последователей, но и прежде всего - глубокими разветвлёнными историческими корнями. С этой точки зрения духовные стихи подразделяют на несколько групп.

Прежде всего, это так называемые «старшие» стихи, истоки которых лежат в духовно – эпической поэзии киевской и новгородской традиций, а также в преломлении на русской почве житийных и апокрифических (скрытых) сюжетов византийского происхождения [3, с. 478].

«Младшие» или «новые» стихи - ветвь, непосредственно связанная с русским религиозным расколом XVIII-XIX вв. Сюда относятся сюжеты о пришествии Антихриста, о гибели истинной веры, а также стихи о распятии Христа, о Страшном Суде, о смерти, о грешниках и разнообразные трактовки догматического материала Реформы, которые уже начинались в XVII «бунташном» веке, церковными ортодоксами мыслились как напасти Антихриста, поэтому и в народных духовных стихах развивается тема спасения – бегство о мире, пустынничество.

В роли духовных поручителей выступают наиболее почитаемые святые и даже сам Богоматерь. Непререкаемым нравственным авторитетом наделяется также глубоко чтимый в народе еще со времен язычества образ Матери Сырой Земли.

Особые тексты - поучения, целью которых было объяснение правил поведения верующего христианина в быту, сурово осуждали леность, пьянство, брань. Как особо тяжкий грех осуждалось колдовство. Греховными почитались также земные увеселения (игры, хороводы, пляски, вечеринки), обычные для не старообрядческих деревень [3, с. 479]. 

Вятские бытовые рукописные старообрядческие стихарники обычно представляют собою небольшие книжечки конца ХIХ века и начала ХХ в. в твердых бумажных переплетах, носящих следы частого использования. Тексты написаны черными чернилами инициалы и заставки тщательно нарисованы и разукрашены красными чернилами, заменяющими киноварь. В одном из стихарников хранящемся в фондах Кировского краеведческого музея, имеются наклеенные заставки с орнаментом, характерным для печатных книг поморского старообрядческого согласия, а также заставки и концовки разных цветов, напечатанные при помощи резного деревянного клише. Незамысловатую рукописную книжку из грубой бумаги стремились хотя бы в какой-то мере уподобить красивым печатным книгам или даже дорогим рукописным книгам с многоцветными украшениями. В то же время на полях стихарников встречаются чисто бытовые записи карандашом или фиолетовыми чернилами.

Духовные стихи имеют варианты как текстов, так и напевов. В старообрядческой среде бытовое пение даже более импровизационно, чем обычное крестьянское пение. Ладовая основа большинства вятских напевов сочетает достаточно ясно выраженную централизацию. В отличие от крестьянской традиции, где многоголосное исполнение является своего рода «нормой», а полностью унисонное пение почти не встречается, пение старообрядцев, как правило, строго унисонно и во время богослужения, и в быту [4].

Современные образцы вятского духовного стиха были записаны в конце 1970-х годов в г. Кирове и в начале 1990-х - в д. Старая Тушка Малмыжского района Кировской области. Тексты стихов сопоставлялись с текстами стихарников, находящихся в фондах Кировского краеведческого музея (КОМК 307 11, КОМК 307 12) [5].

Стих о сожжении Содома

Солнце низко, вечер близко у Содомских у ворот,

Добродушный святой старец в гости странничком зовет:

- Вы зайдите, отдохните   под покровом у меня,

Вижу, вижу, непростые идут страннички ко мне,

У них кудри завитые и вся Троица в лице,

Вы скажите, расскажите, куда вас Господь послал?

- Принесли спасенье дому, Он вас вывести послал.

Собирайся, одевайся, уходи отсель скоряй!

Не успел Ангел промолвить, как весь город, весь Содом,

Содом- город провалился, сгорел Божим огнем.

Жена Лота оглянулась, стала каменным столбом.

Стих был записан в 1977 году в Кирове от студентки заочного отделения Кировского училища искусств, слышавшей его от своей бабушки - старообрядки. 

Текст – сжатое изложение библейского сюжета о страшной судьбе города Содома, сожженного «Божиим огнем» за прегрешения его жителей. Силлабо – тоническая основа и использование парной рифмы превращает текст в своеобразную старообрядческую балладу, где в центре внимания оказывается предупреждение ангелов о необходимости бежать, не оглядываясь из очередного города и его страшная гибель. Для духовной этики старообрядчества, основанной прежде всего на идее непоколебимости веры, неважно, почему город обречен, а важно, что Бог не велит в нем оставаться; истинно верующему надлежит уйти оттуда, бросив все и не оглядываясь назад - иначе последует Божия кара.

Напев на выдержанной строфической основе, предельно лаконичной, не представляющий возможностей варьирования. Строгий сдержанный характер, размеренная ровность движения, суровая диатоника. Мелодия основана на внутренне контрастном сочетании начального сцепления через большую секунду двух восходящих кварт – и лаконичной поступенности припева. Отсюда, при внешней сдержанности – внутренняя экспрессивность напева, ощущение нависшей беды [3, c. 494].

Теоретическая значимость данного исследования проявляется в первую очередь в том, что духовный стих рассмотрен как целостное явление, установлены историко-культурные и социокультурные закономерности формирования жанра.

Духовный стих предстает перед нами как жанр и целостное явление в русской культуре. Духовный стих оказывает значительное влияние на формирование духовности в обществе. Он тесно связан с мировосприятием, менталитетом русского человека, глубинными слоями его веры. Духовный стих служит одним из наиболее ярких проявлений народного духовного творчества непрофессиональных представителей разных слоев общества, принимавших и принимающих участие в создании, исполнении и изучении этих стихов. Жанр оказал глубокое воздействие на формирование русской духовности.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Духовный стих в русской культуре [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/dukhovnyi-stikh-v-russkoi-kulture
  2. Духовные стихи — это исповедальный жанр, обращённый как бы внутрь себя культуре [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ruvera.ru/articles/duhovnye_stihi_ispovedalnyiy_janr (30.10.2016)
  3. Духовный стих в Вятке [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://osin-music.ru/stili-i-instrumenty/duhovnye-stihi/duhovnyi-stih-v-vyatke.html
  4. Статья «Духовный стих в Вятке» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kirovold.ru/content.php?page=qqrusegn_rus&id=21 (09.12.2016)
  5. Стихи духовные [Текст] Ф.М. Селиванов – М., 1991. - 336 с.
  6. Энциклопедия земли Вятской Том 8. Этнография Фольклор [Текст] В. А. Поздеев; под ред. В. И. Морозовю – М., 1998. – 638с.

 

Оригинал работы:

Выявление особенности бытования духовных стихов на Вятке




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*