Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников

10.02.2017 1334 2901
Доможирова Евгения Серафимовна
Доможирова Евгения Серафимовна, преподаватель

Тульский областной медицинский колледж

In this article we are talking about a syndrome of burnout at work, which is observed among representatives of certain professions. It describes theconsequences of the syndrome and its prevention.Key words: burnout syndrome; the effects of the syndrome; prevention. 

Первые работы по этой проблеме появились в США. Американский психиатр H.Frendenberger  в 1974 г. описал феномен и дал ему название "burnout", для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить медицинских работников, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.

СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.   Так же это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения.

В настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома «выгорания», но, несмотря на различия в подходах к его изучению, можно заключить, что он предопределяет личностную деформацию.  Заложенный в нас природой механизм сопереживания, сочувствия другому человеку устроен таким образом, что мы сначала подсознательно отождествляем себя с партнером по общению, автоматически отражаем, как в зеркале, его телесно-эмоциональное состояние. Инстинктивно воспроизводя ощущения, вызванные эмоциями другого человека, мы принимаем их за свои и в результате «заражаемся» чужим настроением. Как это ни парадоксально, «эмоциональное выгорание» развивается вследствие действия естественных механизмов психологической защиты, в первую очередь – вытеснения эмоций, с помощью которых человек неосознанно пытается отгородиться от неприятных переживаний. Вытесненные из сознания эмоции превращаются сначала в телесный дискомфорт, а со временем – в расстройства.

Профессиональная деформация развивается постепенно из профессиональной адаптации, которая является необходимой для медицинского работника. Адаптация к новым, а тем более экстремальным условиям достигается ценой затрат функциональных резервов организма. Реакция организма на внешние и внутренние воздействия протекает в зависимости от силы фактора, времени его воздействия и адаптационного потенциала организма, который определяется наличием функциональных резервов. Нарушение регуляторных процессов приводит сначала к функциональным, а затем и к морфологическим изменениям в организме, свидетельствующим о развитии болезни.

Склонность к профессиональной деформации особенно часто наблюдают у представителей определенных профессий, которые обладают трудно контролируемой и ограничиваемой властью. От решения и воли этих людей зависят здоровье и жизнь других людей. Обладание властью приводит к общественной и психической деформации, особенно если отсутствуют действенные обратные связи – общественный контроль, критика и возможность лишить носителя деформации власти. Медицинский работник тоже обладает определенной властью над больными.

У медицинского работника, который в начале своей профессиональной карьеры очень бурно переживал все события, тяжело влияющие на психику больных (страдания, операции, кровотечения, смерть), постепенно развивается определенная эмоциональная сопротивляемость. Профессиональными деформациями являются поведение и выражения медицинских работников, при которых под влиянием привычки проявляется черствость по отношению к больным в такой степени, что у окружающих создается впечатление бездушности и даже цинизма. Профессионально деформированный лечащий специалист производит на больного впечатление незаинтересованности и безразличия, не осознавая этого.

Следствием «эмоционального выгорания» является такое негативное проявление профессиональной деятельности, как стандартизация общения, применение в работе стереотипных навыков, одинаковых заготовок, подмена творческой продуктивной деятельности формальным исполнением своих обязанностей, желание снизить объем работы, т. к. медсестре в этом состоянии кажется, что ее чувство хронической усталости и напряжения связаны с перегрузкой. У нее появляется желание устраниться от дополнительных нагрузок, увеличить дистанцию в общении с пациентами и коллегами, избегать новых обязанностей. Формализация общения приводит к тому, что медицинская сестра начинает прятаться за правила, инструкции и становится менее открытой для контакта. Одним из очень серьезных следствий профессионального стресса у медицинских сестер считается появление или заметное учащение соматических заболеваний, поэтому следует задуматься над тем, что беспричинно учащаемые головные боли, повышение АД, частые ОРЗ могут быть соматическими эквивалентами эмоциональных расстройств.

Наряду со стремлением снижать эмоциональную нагрузку в ситуации профессионального стресса часто наблюдают обратный вариант, связанный с «трудоголизмом» – стремлением компенсировать ощущение своей недостаточной профессиональной успешности еще большим усердием и напряжением в работе, нередко за счет семейных, дружеских и других значимых для человека отношений. У многих медицинских работников нет никого, кроме сyпpyги/сyпpyга или паpтнеpа, с кем можно обсудить личные вопросы. Внося профессиональные вопросы в семью, они рискуют испортить личные взаимоотношения. Они не в состоянии выполнять другие обязанности и получать от этого удовольствие. Образ родителя, который не способен отключаться от работы и недоступен для своих детей, остается печальным стереотипом.

Поведение медицинских работников, работающих в экстремальных условиях, характеризуется двумя крайностями – дистанцированием и полным слиянием. При слишком маленькой пространственной и эмоциональной дистанции между индивидуумом и другим человеком специалист “заражается” его состоянием, как бы втягивается в него, как втягиваются в воронку, где растворяется и теряет “чувство себя”. Это один вариант возникновения синдрома “эмоционального выгорания”.

Другой вариант – человек просто не подпускает других к себе. На общение он идет, подстегивая себя, как бичом, словом “должен”. В этой группе находятся люди, компенсирующие недостаточность своей личной жизни. Например, у человека нет своих детей или не складываются отношения с ними, поэтому он компенсирует неудачи частной жизни в отношениях с окружающими. “Сгорание” – не от непосильной включенности в трудовую деятельность, а скорее от плохого знания себя, неполного разрешения личных проблем, которые не дают возможности почувствовать в общении с людьми легкость и радость.   

Говоря о профилактике выгорания у медиков, следует рекомендовать стать своим собственным высококвалифицированным специалистом по устранению стресса. Необходимо научиться переустанавливать приоритеты и думать об изменении образа жизни, внося перемены в повседневную рутину. Принимая на себя ответственность за характер переживания стресса, вы начинаете обретать контроль над собой и при этом душевно переходите из положения жертвы к состоянию уцелевшего. Можно начать с того, чтобы снова зажечь установку на то, что работа может и должна доставлять удовольствие и возрождать, развивать личные ресурсы.

Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания:

  • старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;
  • учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • проще относитесь к конфликтам на работе;
  • как ни странно это звучит - не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.

Необходимо помнить, что работа - всего лишь часть жизни. Знание того, что СЭВ фактически является не только и не столько проблемой, сколько проблемой профессии, должно помочь адекватно отнестись к появлению его симптомов и своевременно попытаться внести коррективы в жизнь.

Библиографический список

  1. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. 2005. 336 стр.
  2. Клиническая психология. Под ред. М. Перре, У. Баумана. СПб., 2003. 312 стр.
  3. Арутюнов А. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей 2004. 165 стр.
  4. Стресс жизни. составители Л. П Попова, В. М.Соколов. -2000. 125 стр
  5. Турачев Ю., Иовлев Б. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы ипатологии человека. 2001. 328 стр.

 

Оригинал работы:

Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*