Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Игорь Северянин…РОССИЮ НАДО ЗАСЛУЖИТЬ...

03.04.2012 952 5626
Лондарева Надежда Ивановна, учитель

Лицей № 92 МОУ, г. Омск

Оформление: портрет И.Северянина, списки  уехавших в первую волну эмиграции, песня «Классические  розы»  в исполнении А.Вертинского или И. Кобзона.


Сегодня мы поговорим о творчестве позднего И.Северянина. Великие  мэтры поэзии В.Брюсов и Н.Гумилёв так оценили его талант: «Это – художник, которому открыты тайны стиха. У него способность переживать события глубоко и остро».

 

«И.Северянин – поэт Божией милости».

 

Изменилась ли манера письма поэта, тематика, язык?

Как относиться к его словам?

 

Моя двусмысленная слава

И недвусмысленный талант.

За несколько десятилетий мы так научились забывать, словно стали гордиться короткой памятью. Надолго было забыто после революции имя поэта.

 

Судьба, судьба, судьбинушка… Его творчество можно разделить  на два периода: первый – известность, второй – забвение.

 

И. Северянин… Это имя громко и уверенно заявило о себе в самый канун первой мировой войны.

 

Аршинными буквами кричало оно с разноцветных афиш, расклеенных на всех перекрёстках Москвы, собирало в лекционные залы и клубы восторженных поклонников,  забрасывавших поэта цветами. Стихи поражали изобилием неологизмов.

Да, было всё: самоупоение, ироничность, исключительность, но и простота, естественность чувств. Не случайно его избрали королём поэтов.

 

Я так велик и так уверен…

По воле судьбы И.Северянин становится невольным эмигрантом.

 

Он говорил так: «Я не эмигрант. Я не беженец.  Я дачник. С 1918 года».

 

Теперь главной целью жизни  стало возвращение в Россию, его значение как Поэта для русской литературы.

 

Стихотворение «Наболевшее» было издано в Москве  в 1975 году спустя 36 лет после написания.

 

Россия была рядом: туда спешил по Финскому заливу пароход, оттуда над полями и лесами  прилетал вдруг  ветерок и освежал лицо. А он не мог сесть в поезд и выехать в родной город на Неве.

 

В зрелых, эмигрантских стихах поэта появляются горькие суровые ноты самоосуждения, самобичевания, трезвой оценки своего жизненного пути.

 

Россия построена заново Другими, без них, эмигрантов.

В стихах звучит беспощадная правда: «Родиться русским – слишком мало. Им надо быть, им надо стать». Поэт считает, что он много должен сделать для России, чтобы вернуться, чтобы быть принятым, потому что без России «стала жизнь совсем на смерть похожа».

 

И. Северянин – немолодой, потерянный в новой жизни, в чужой стране не находящий своего  места.

Утратив родину, он чувствует себя глухим, слепым и ненужным. Безъязыким. Одиночество  и бесконечная боль, осознание крушения надежд заставляют отказаться от позы, от изысков, от потребности угождать читателям, толпе.

 

Поэт начинает говорить своим голосом: он обретает чувство меры. Простота и безыскусственность стихов вполне соответствует теме. Тема одна: собственная ненужность и утраченная родина.

 

Думается, что погубила поэта не нищета и голод, не потеря славы и титула короля поэтов, а бесконечное одиночество и осознание бессмысленности своей недолгой жизни.

 

1940 год. 35 лет творческой деятельности… 

Автоинтервью И.Северянина с  И. Лотарёвым:

- Вы что – нибудь пишете? – спрашиваю я…

- Почти ничего… Издателей  на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я теперь пишу стихи, не записывая их, и потом навсегда забываю…

- Ещё один вопрос – на какие же средства вы существуете?...

- На средства Святого Духа, – бесстрастно произнёс Игорь Северянин.

 

Родину нельзя отнять…Те, кто потерял родину, как землю под ногою, обрёл её как поэзию в сердце.

 

Да, многие чужое небо так и не смогли назвать родным. В эмиграции к одиночеству прибавляется ещё одиночество изгнания, так что получается двойное одиночество, двойная стена, окружающая поэта – эмигранта, отделяющая его от внешнего мира.

В стихах, рассказах, философских трудах они вернулись и возвращаются для нас с вами, но не для России. Россию сокровенную они никогда не покидали.

 

Всякий гений, талант принадлежат исключительно народу.

Александр Галич, Александр Солженицын,  Иосиф Бродский. Всё возвращается на круги своя…

Возвращается боль, потому что некуда деться…

 

Звучит песня  «Классические розы».

Правительство, когда не чтит поэта Великого, не чтит себя само.

 

А общество, смотрящее спокойно

На притесненье гениев своих,

Вандального правительства достойно,

И не мечтать ему о днях иных…

 

Вандал - 1. разрушитель культурных ценностей

              2. некультурные, невежественные люди.

 

Насколько пророческими оказались эти слова для нашего правительства…

 

Гении…  Кто они  такие? Перед вами высказывания великих людей  о талантливых, гениальных людях:

 

1. Гениальность не подделаешь  

                                                          Л.Вовенарги

2. Талант – искра божия, которой обыкновенно человек сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим 

                                                          В.О.Ключевский

3. Талант – от Бога, реализация таланта – от человека

                                                          И.Н.Шевелёв

4. Гений – один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота 

                                                          Т.Эдисон

5. Всякий гений принадлежит исключительно народу

                                                           В.Гюго

6. Гений всегда живёт в народе, как искра в кремне

                                                           Стендаль

7. Неуважение к таланту есть признак невежества 

                                                           В.Г.Белинский

8. Бездарность легче прощают человеку, чем талант

                                                           Э. Кроткий

9. Каждому народу судьбою предназначена эпоха, в которой вдруг является созвездие гениев                                                            А.С.Пушкин

 

Сейчас на примере стихотворения И.Северянина «Нет, я не беженец, и я не эмигрант» постараемся доказать, что это произведение действительно талантливого поэта.

 

ВСЯКОЕ  СТИХОТВОРЕНИЕ - ПОКРЫВАЛО, РАСТЯНУТОЕ НА ОСТРИЯХ НЕСКОЛЬКИХ СЛОВ. ЭТИ СЛОВА СВЕТЯТСЯ КАК ЗВЁЗДЫ. РАДИ НИХ  СУЩЕСТВУЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ.          

                                                           АЛЕКСАНДР БЛОК.

 

Нет, я не беженец, и я не эмигрант, -

Тебе, родительница, русский мой талант,

И вся душа моя, вся мысль моя верна

Тебе, на жизнь меня обрекшая страна!..

 

Мне не в чем каяться, Россия, пред тобой:

Не предавал тебя ни мыслью, ни душой,

А если в чуждый край физически ушёл,

Давно уж понял я, как то нехорошо…

 

Страх перед голодом за мать и за семью

Заставил родину меня забыть мою,

А тут вдобавок роковая эта лень,

Так год за годом шёл, со днём сливался день.

 

Домой вернуться бы: не очень сладко тут.

Да только дома мой поступок как поймут?

Как объяснят его? Неловко как – то – ах,

Ведь столько лет, ведь столько лет я был в бегах!

 

Из ложной гордости, из ложного стыда

Я сам лишил себя живящего труда –

Труда строительства – и жил как бы во сне,

От счастья творческой работы в стороне.

 

Мне не в чем каяться, и всё же каюсь я:

Меня не ценят зарубежные края.

Здесь вдохновенность обрекается на склеп.

Здесь в горле застревает горький хлеб.

 

Я смалодушничал, - и вот мне поделом:

Поэту ль в мире жить пригодном лишь на слом?

За опрометчивый, неосторожный шаг

Уже пришиблена навек моя душа.

 

И уж не поздно ли вернуться по домам,

Когда я сам уже давным – давно не сам,

Когда чужбина доконала мысль мою, -

И  как, Россия, я тебе и что  спою?

26 октября 1939 года


ЛЕКСИЧЕСКИЙ СТРОЙ

 

1. БЕЖЕНЕЦ-  человек, покинувший место своего жительства вследствие какого – либо  бедствия.

2. ЭМИГРАНТ – человек, переселившийся из своего Отечества в другую страну, находящийся в эмиграции.

3. РОДИТЕЛЬНИЦА– устар. просторечие – мать.

4. ОБРЕКШАЯ– книжн. предназначить к какой – либо неизбежной участи (обычно тяжёлой)

5. КАЯТЬСЯ– признаваться в своей вине, ошибке.

6. ЧУЖДЫЙ– устар. чужой.

7. ВДОБАВОК– разговорн. в добавление к чему – либо.

8. РОКОВАЯ– являющаяся причиной несчастья, бедствия.

9. БЫТЬ В БЕГАХ  - фразеологизм – устар. – жить скитаясь, переселяясь с места на место.

10. КАК ВО СНЕ – фразеологизм – устар.  смутно  воспринимая настоящее, не чувствуя и не осознавая происходящего вокруг.

11. ВДОХНОВЕННОСТЬ– состояние творческого подъёма.

12. СКЛЕП– закрытое подземное или углублённое в землю помещение, в котором устанавливаются гробы с умершими.

13. В ГОРЛЕ ЗАСТРЕВАЕТ – фразеологизм – от смущения, от страха.

14. СМАЛОДУШНИЧАЛ– проявил малодушие, не устоял.

15. ПОДЕЛОМ– разговорн. справедливо, заслуженно

16. ОПРОМЕТЧИВЫЙ– действующий, поступающий слишком поспешно, необдуманно, без должной осмотрительности.

17. ПРИШИБЛЕНА– приведена в угнетённое, подавленное состояние.

18. ДОКОНАЛА– разговорн. довести до крайности, погубить.


АНАЛИЗ  СТИХОТВОРЕНИЯ:

 

1. НА КАКИХ СЛОВАХ ДЕРЖИТСЯ СТИХОТВОРЕНИЕ И. СЕВЕРЯНИНА «НАБОЛЕВШЕЕ»?   ПОДЧЕРКНИТЕ  ЭТИ СЛОВА.

 

2. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И ФИГУРЫ: ОБРЕКЛА НА ЖИЗНЬ – ОКСЮМОРОН

 

3. РОКОВАЯ ЛЕНЬ, ЖИВИТЕЛЬНЫЙ ТРУД, ГОРЬКИЙ ХЛЕБ – ЭПИТЕТЫ

 

4. ВСЯ ДУША, ВСЯ МЫСЛЬ; ВЕДЬ СТОЛЬКО ЛЕТ, ВЕДЬ СТОЛЬКО ЛЕТ; ИЗ ЛОЖНОЙ ГОРДОСТИ, ИЗ ЛОЖНОГО СТЫДА – ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР

 

5. ЗАСТАВИЛ РОДИНУ МЕНЯ ЗАБЫТЬ МОЮ, МЕНЯ НЕ ЦЕНЯТ ЗАРУБЕЖНЫЕ ДРУЗЬЯ – ИНВЕРСИЯ

 

6. ЗДЕСЬ ВДОХНОВЕННОСТЬ ОБРЕКАЕТСЯ НА СКЛЕП.

    ЗДЕСЬ В ГОРЛЕ ЗАСТРЕВАЕТ ГОРЬКИЙ ХЛЕБ – АНАФОРА

    КОГДА Я САМ УЖЕ ДАВНЫМ – ДАВНО НЕ САМ,

    КОГДА ЧУЖБИНА ДОКОНАЛА МЫСЛЬ МОЮ… - АНАФОРА

 

7. О, КАК, РОССИЯ, Я ТЕБЕ И ЧТО  СПОЮ? – ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

 

8. РОДИТЕЛЬНИЦА, РОССИЯ(2 РАЗА) - ОБРАЩЕНИЕ

 

9. РАЗМЕР – ШЕСТИСТОПНЫЙ ЯМБ С ПИРРИХИЕМ, КАК В РОМАНСЕ

 

10. КАКИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ИСПОЛЬЗУЕТ  АВТОР? ( - …?!)

 

11. АХ! – МЕЖДОМЕТИЕ

 

12. МНЕ НЕ В ЧЕМ КАЯТЬСЯ, НО ВСЁ ЖЕ КАЮСЬ Я -  ПОВТОР, ОСЛОЖНЁННЫЙ АНТИТЕЗОЙ.

 

13. КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ… ПОЭТ ДЕЛАЕТ НА НЕГО УПОР. ВРЕМЯ ОТНИМАЕТ У ЧЕЛОВЕКА ВСЁ, ЧЕМ ОН ДОРОЖИТ, НО В ЖИЗНИ ОНО СОХРАНЯЕТ ВОСПОМИНАНИЯ.

ТАК ЗА ГОДОМ ГОД ШЁЛ,

СО ДНЁМ СЛИВАЛСЯ ДЕНЬ.

ВЕДЬ СТОЛЬКО ЛЕТ ПРОШЛО.

НЕ ПОЗДНО ЛИ ВЕРНУТЬСЯ?

ДАВНЫМ – ДАВНО, УЖЕ…


Составление таблицы

Поэтическая манера молодого и зрелого поэта  И.Северянина

Темы

Изысканные. Привлекает скорость, красота, любовь, молодость, роскошь, шик, что-то непонятное, экзотическое, современное

Зрелому поэту интересно только одно: его собственный грустный опыт, его страдания, потерянная им родина.

НАСТРОЕНИЕ

Бодрое, решительное, с наигранной ноткой грусти, с внутренней иронией

Элегические, грустные ноты, трагическая безысходность.

ГЕРОИ

Дама, королева, паж, нищий, графиня, фея, король, принц. Главный герой – автор, «царь страны несуществующей», «странный гений»

Сам автор – немолодой, одинокий, тоскующий,  и всегда Россия – мать, живая, непостижимая, бесконечно любимая и навек утраченная.

Лексика

Множество неологизмов: «осупружниться», «окалошить», «овагонить», «разузорены». Непривычные словосочетания: «идеалы равнаправий», «вы такая эстетная».  Неправильные граматические формы: «задохнувшее смех».

Традиционная, ничем не поражающая, близка к просторечию, почти нет неологизмов (они есть, но  незаметны).

 

ВЫВОД

Северянин возвращается к традиции, к подлинной культуре – это путь настоящего художника. Поэта грызла ностальгия, но дар непосредственности, редчайшая подлинность помогли ему выжить. Разрыв с родной землей приносит ему душевную муку. Он резко отделяет себя от эмигрантской среды. Северянин пел о России и тем заслужил свое бессмертие.


Поэтическая манера Северянина заметно изменилась: стих не потерял своей напевности, музыкальности, но язык стал проще, естественнее. Он остался поэтом с открытой душой, тонким лириком.

 

Как продолжение темы звучат стихотворения И.Северянина «Грустный опыт»,  «Без нас»

Я сделал опыт. Он печален.

Чужой останется чужим.

Пора домой; залив  зеркален,

Идёт весна к дверям моим.

 

Ещё одна весна. Быть может,

Уже последняя. Ну, что ж,

Она постичь душе поможет,

Чем дом покинутый  хорош.

 

Имея свой, не строй другого,

Всегда довольствуйся одним,

Чужих оставить бестолково:

Чужой останется чужим.

                                          

Без нас

И вот мы остались без родины,

И вид наш и жалок, и пуст.

Как будто бы белой смородины

Обглодан раскидистый куст.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*